Студопедия — Поход 860 года
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Поход 860 года






«Потом набег росов (это скифское племя, обузданное и жестокое0, которые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали огню и оцепили город (Михаил в то время воевал с исмалитами). Впрочем, насытившись гневом божиим, они вернулись домой – правивший тогда церковью Фотий молил Бога об этом – а вскоре прибыло посольство в царственный город, прося приобщить их божьему крещению. Что и произошло»[74]. Так лаконично в IV книге «Хронографии» Продолжателя Феофана описывается первый зафиксированный источниками поход росов на Константинополь. Что же заставило «скифское племя, необузданное и жестокое» неожиданно напасть на неприступный Царьград и прочно утвердиться на страницах византийской истории?

18 июня 860 г. русские на 200 кораблях прорвались в Босфор через Мраморное море к Константинополю, ограбили предместья города и осадили его[75]. Это нападение русских было совершенно неожиданным для византийского правительства. Подтверждением этого может служить характеристика патриарха Фотия, утверждавшего, что оно напоминало «удар грома»[76]. Однако похоже, что сами росы выбирали удобное для своего похода время: на эту мысль наводит отсутствие императора Михаила III в Константинополе в тот период. По сообщению Никоновской летописи киевские князья Аскольд и Дир знали об арабском нападении на Византию и не преминули воспользоваться выпавшим им шансом застать ромеев врасплох[77]. К этому свидетельству нельзя подходить без должных сомнений, но такое развитие событий представляется вполне вероятным.

Что могло послужить причиной похода? В.В.Мавродин считает, что нападение было вызвано нарушением Византией неких союзных соглашений и обязательств, заключенных ранее с росами[78]. Доказательств этой теории в источниках не обнаруживается, поэтому ее можно причислить к числу спорных. Таким образом, нельзя указать однозначный источник конфликта.

Объектом дискуссий является и о вопрос о том, сколько длилась осада Константинополя. Отдельные исследователи придерживались мнения, что осада города продолжалась не менее 10 месяцев, а, возможно, и целый год[79], однако ряд фактов заставляет сомневаться в его правильности. Во-первых, столь длительная блокада города росами наверняка бы нашла отражение в проповедях патриарха Фотия, посвященных этому событию[80]. Однако Фотий не только не пишет о продолжительной осаде Царьграда, но и отмечает: «Нечаянно было нашествие врагов; неожиданно было и удаление их…невыразим был страх от них, но презренно было и бегство их»[81]. Во-вторых, в конце 850 г. в Константинополе был созван церковный собор. Едва ли столь значительное число высших церковных иерархов могло приехать в столицу Византии, если бы она все еще была блокирована росами. Исходя из всего вышесказанного, нет причин полагать, что осада длилась практически год. Однако с осторожностью следует относиться и к версии В.В.Мавродина, утверждавшего, что осада Константинополя продолжалась с 18 по 25 июня[82].

Каковы же были результаты первого похода росов на столицу Византии? Большинство источников свидетельствуют, что поход окончился неудачно, однако нигде нет прямого указания на то, что русские потерпели военное поражение от византийцев. Из сообщения патриарха Фотия можно заключить, что он сам не имел четкого представления о причине неожиданного ухода росов и объяснял все тем, что его молитвы были услышаны[83].

Как бы то ни было, русский флот отступил от Константинополя, однако отношения Византии и Руси на этом не прервались. Наорот, «Хронография» Продолжателя Феофана сообщает нам о том, что вскоре росы прислали к византийцам посольство, прося приобщить их к христианской вере. Это событие получило название «Фотиева» крещения Руси.

Однако и здесь мы сталкиваемся с неоднозначностью сведений. В V книге того же Продолжателя Феофана, посвященной жизнеописанию деда Константина Багрянородного, Василия I, венценосный автор пишет: «Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа…»[84].

Исследователи этого вопроса высказали целый ряд гипотез об истинном времени крещения. Так, одни из них допускают два крещения: одно при Фотии – Руси Тьмутараканской (Приазовской), а также другое при Игнатии - Киевской[85]. Другие исследователи допускают, что Константин сознательно искажал факты, стремясь приписать деяния Михаила III своему деду, основателю Македонской династии. Интересно, что официальное крещение Руси при Владимире византийские авторы вовсе обходят молчанием.

Несмотря на всю противоречивость сведений о первом походе росов на Константинополь, несомненно одно: Византия была вынуждена признать, что Русь становится самостоятельной политической силой, с которой необходимо считаться. В это же время усилились и культурные связи византийцев и русских, о чем свидетельствует первая попытка крещения Руси.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия