Студопедия — ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поскольку мы приближаемся к концу столетия и готовимся вступить в новую эру, необходимо прояснить ряд имплицит­ных положений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поскольку мы приближаемся к концу столетия и готовимся вступить в новую эру, необходимо прояснить ряд имплицит­ных положений






 

Поскольку мы приближаемся к концу столетия и готовимся вступить в новую эру, необходимо прояснить ряд имплицит­ных положений, определяющих психологию как научную дисциплину. Одно из таких имплицитных положений — убежденность в том, что индивид является центральной единицей общества, представляя собой самодостаточную автономную сущность.

Человекоцентрированная теория с момента своего созда­ния базируется на этом основополагающем допущении. Действительно, уникальность человекоцентрированного подхода заключается в акцентировании им субъективной природы индивидуального опыта, самоактуализации и спо­собности людей к самоуправлению. Представление о способ­ности человека реализовать свои возможности, о его умении самому определять направление процесса самоактуализа­ции — наиболее важные аспекты данной теории. Даже в со­циальных вариантах этой теории каждый индивид остается тем центром, посредством которого предполагается дости­жение социальных перемен.

Однако развитие глобально взаимосвязанной мировой системы в эпоху постмодернизма требует существенного пересмотра способа теоретического осмысления Я. Господ­ствующее здесь понятие Я определяет его как монокуль­турное, монотеистическое, аналитическое, рациональное, индивидуалистическое, индивидоцентрированное, эгоцентрированное Я, а также как централизованная равновесная структура, буржуазная и пустая.

Критика индивидоцентрированной модели Я ведется с разных позиций. Среди них — феминистские и постфеми­нистские воззрения; критическая теория; деконструктивизм; социальный интеракционизм; достижения в естественных науках в рамках холизма, теории поля, общая теория систем и единая теория поля; достижения в социологии, а также со­циальной, кросс-культурной и даже традиционной психоло­гии; культурная и психологическая антропология; транскуль­турная психиатрия; разного рода варианты этнопсихологии.

Альтернативная модель изменяет понятие Я как обособ­ленной, ограниченной и противопоставленной миру данно­сти. Предполагается, что энергия и способность к контролю концентрируются по большей части не внутри Я, а в поле сил, в котором существует индивид. Это «новое» понятие Я определяется так же, как социоцентрическое и органическое, биполярное, общественное, открытое, объединенное, поли­теистическое, плюралистическое, холистическое и диалоги­ческое Я, а также как децентрализованная неравновесная структура.

Главная задача, с которой столкнулось человечество, — это создание нового понятия Я, лучше приспособленного (неже­ли модель, предлагаемая современной психологией) к тому, чтобы справляться с проблемами глобального общества эпохи постмодернизма. Вопрос о том, сможет ли человекоцентрированная теория справиться с пересмотром своего индивидоцентрического подхода к Я, остается пока открытым.

 

Литература

Akbar, N. (1984), 'Africentric social sciences for human liberation', Journal of Black Studies, 14, 395-414.

Albee, G.W. (1982), 'Preventing psychopathology and promoting hu­man potential', American Psychologist, 37, 1043-50.

Albee, G.W. (1986), 'Toward a just society: lessons from observations on the primary prevention of psychopathology', American Psy­chologist, 41, 891-98.

Allport, G.W. (1 937), Personality: a psychological interpretation. New York: Holt.

Asante, M.K. (1983), 'The ideological significance of Afrocentricity in inter-cultural communication'Journal of Black Studies, 14, 3-19.

Azuma,H. (1984a), 'Secondary control as a heterogeneous category', American Psychologist, 39, 970-71.

Azuma, H. (1984b), 'Psychology in anon-Western country', Interna­tional Journal of Psychology, 19, 45-55.

Bakan, D. (1966), The Duality of Human Existence. Chicago: Rand McNally.

Baldwin, J.A. (1986), 'African (Black) psychology: issues and synthe­sis', Journal of Black Studies, 16, 235-49.

Bandura, A. (1982), 'Self-efficacy mechanism in human agency', American Psychologist, 37, 122-47.

Bentov, I. (1977), Stalking the Wild Pendulum. New York: Dutton.

Bharati, A. (1985), "The self in Hindu thought and action', in AJ. Mar­sella, G. De Vos, and F. L. K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 185-230). London: Tavistock.

Bond, M.H. (ed.), (1988), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology. London: Sage.

Cantor, N. (1990), 'From thought to behavior: "Having" and "doing" in the study of personality and cognition', American Psycholo­gist, 45, 735-50.

Corlett,J.A. (1988), 'Perloff, utilitarianism, and existentialism: prob­lems with self-interest and personal responsibility', American Psychologist, 43, 481-83.

Cushman, P. (1990), 'Why the self is empty: toward a historically situ­ated psychology', American Psychologist, 45, 599-611.

Dansereau, F. (1989), 'A multiple level of analysis perspective on the debate about individualism', American Psychologist, 44, 959-60.

Devos, G. (1985), 'Dimensions of the self in Japanese culture', in A.J. Marsella, G. De Vos, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 141-84). London: Tavistock.

De Vos, G., Marsella, A. J., and Hsu, F.L.K. (1985), 'Introduction: ap­proaches to culture and self, in G. DeVos, A.J. Marsella, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspec­tives (pp. 2-23). London: Tavistock.

Diaz-Guerrero, R. (1977), 'A Mexican psychology', American Psycho­logist, 32, 934-44.

Dokecki, P.R. (1990), 'On knowing the person as agent in caring rela­tions', Person-Centered Review, 5, 155-69.

Epstein, S. (1973), 'The self-concept revisited: or a theory of a theo­ry', American Psychologist, 28, 404-16.

Ferguson, M. (1980), The Aquarian Conspiracy. Los Angeles: J.P. Tarcher.

Geertz, C. (1974), '"From the nature's point of view": on the nature of anthropological understanding', in K. Basso and H. Selby (eds.), Meaning in Anthropology (pp. 221-37). Albuquerque: University of New Mexico Press.

Gergen, K.J. (1989), 'Warranting voice and the elaboration', in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Texts of Identity (pp. 70-81). London: Sage.

Gibbs,J.C, and Schnell, S.V. (1985). 'Moral development "versus" socia­lization', American Psychologist, 40, 1071-80.

Gordon, C. (1968), 'Self-conceptions: configurations of content', in C. Gordon and K.J. Gergen (eds.), The Self in Social Interaction (pp. 115-36). New York: Wiley and Sons.

Gordon, G, and Gergen, K.J. (1968), 'The nature and dimensions of self: introduction', in C. Gordon and K.J. Gergen (eds.), The Self in Social Interaction (pp. 33-39). New York: Wiley.

Gudykunst, W.B. (1988), 'Culture and intergroup processes', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psy­chology (pp. 165-81). London: Sage.

Hallowell, A.I. (1976), Contributions to Anthropology: selec­ted papers of A.I. Hallowell. Chicago: University of Chicago Press.

Hardman, C. (1981), 'The psychology of conformity and self-expres­sion among the Lohorung Rai of East Nepal', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 161-80). London: Academic Press.

Harre, R. (1981), 'Psychological variety', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 79-103). London: Academic Press.

Harre, R. (1989), 'Language games and texts of identity', in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Text of Identity (pp. 20-35). London: Sage.

Heelas, P., and Lock, A. (eds.) (1981), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self. London: Academic Press.

Hermans, H.J.M., Kempen, H.J.G., and Van Loon, RJ.P. (in press), 'The dialogical self: beyond individualism and rationalism', American Psychologist.

Ho, D.Y.F. (1985), 'Cultural values and professional issues in clinical psychology: implications from the Hong Kong experience', American Psychologist, 40, 1212-18.

Hofstede, G. (1980), Cultures Consequences: international differenc­es in work-related values. Beverly Hills: Sage.

Hogan, R. (1975), 'Theoretical egocentrism and the problem of com­pliance', American Psychologist, 30, 533-40.

Holdstock, T.L. (1987), Education for a New Nation. Johannesburg: Africa Transpersonal Association.

Holdstock, T.L. (1990a), 'Can client-centered therapy transcend its monocultural roots?', in G. Lietaer, J. Rombauts, and R. van Balen (eds.), Client-Centered and Experiential Psychotherapy in the Nineties (pp. 109-21). Leuven: Leuven University Press.

Holdstock, T.L. (1990b, August), 'The self-concept since James: from "I" and "Me" towards "We".' Paper presented at the 1990 Princi­ples Congress, Amsterdam.

Holdstock, T.L. (1990c). 'Violence in schools: discipline', in B. McKendrick and W. Hoffmann (eds.), People and Violence in South Af­rica (pp. 341-72). Cape Town: Oxford University Press.

Holdstock, T.L. (1991), 'Bodily awareness: a neglected dimension in Western education', in E. H. Katzenellenbogen and J.R. Potgieter (eds.), Sociological Perspectives of Human Movement Ac­tivity (pp. 44-52). Stellenbosch: Stellenbosch University Press.

Howell, S. (1981), 'Rules not words', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 133-43). London: Academic Press.

Hsu, F.L.K. (1985), 'The self in cross-cultural perspective', in A.J. Marsella, G. De Vos, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 24-55). London: Tavistock.

Jahoda, G. (1988), 'J'accuse', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 86-95). London: Sage.

James, W. (1890/1950), Principles of Psychology. Cambridge, Ma: Harvard University Press.

James, W. (1892), Psychology: briefer course. London: Macmillan.

Johnson, F. (1985), 'The Western concept of self, in A.J. Marsella, G. De Vos, and F.L.K. Hsu (eds.), Culture and Self-Asian and Western perspectives (pp. 91—138). London: Tavistock.

Josselson, R. (1987), Finding Herself: pathways to identity develop­ment in women. London: Jossey-Bass.

Josselson, R. (1990, September), 'Identity and relatedness in the life cycle.' Paper presented at the symposium on Identity and Deve­lopment, Amsterdam.

Kelly, G. (1955), The Psychology of Personal Constructs. New York: Norton.

Kimura, B. (1971), 'Mitmenschlichkeit in der psychiatrie', Zeitschrift fur Klinische Psychologie und Psychotherapie, 19, 3-13.

Kleinman, A. (1980), Patients and Healers in the Context of Culture. Berkeley: University of California Press.

Kojima, H. (1984), A significant stride toward the comparative study of control', American Psychologist, 39, 972-73.

Laszlo, E. (1972), The Systems View of the World: the natural philoso­phy of the new developments in the sciences. New York: Braziller.

Lewin, K. (1951), Field Theory in Social Science. Chicago: Universi­ty of Chicago Press.

Macintyre, A. (1988), Whose Justice? Which Rationality? Notre Dame: University of Notre Dame Press.

Malpass, R.S. (1988), 'Whynot cross-cultural psychology? A characte­rization of some mainstream views', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 29-35). Lon­don: Sage.

Markus, H., and Wurf, E.(l 987), 'The dynamic self-concept: a social psy­chological perspective', Annual Review of Psychology, 38, 299-337.

Mead, G. H. (1968), 'The genesis of the self, in C. Gordon and K.J. Gergen (eds.), The Self in Social Interaction (pp. 51-59). New York: Wiley.

Miller,J.G. (1988), 'Bridging the content-structure dichotomy: culture and the self, in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 266-81). London: Sage.

Perloff, R. (1987), 'Self-interest and personal responsibility redux', American Psychologist, 42, 3-11.

Pribram, K. (In press), Brain and Perception: holonomy and structure in figural processing.

Prigogine, I., and Stengers, I. (1984), Order out of Chaos: man's new dialogue with nature. Boulder, Co: Shambhala.

Prilleltensky I. (1989), 'Psychology and the status quo', American Psy­chologist, 44, 795-802.

Rogers, C.R. (1959), A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework', in S. Koch (ed.), Psychology: a study of science, Vol. 3, Formulations of the person and the social context (pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.

Rogers, C.R. (1977), Carl Rogers on Personal Power: inner strength and its revolutionary impact. New York: Delacorte Press.

Rotter, J.B. (1954), Social Learning and Clinical Psychology. Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Sampson, E.E. (1985), 'The decentralization of identity: toward a re­vised concept of personal and social order', American Psycho­logist, 40, 1203-11.

Sampson, E.E. (1988), 'The debate on individualism: indigenous psy­chologies of the individual and their role in personal and soci­etal functioning', American Psychologist, 43, 15-22.

Sampson, E.E. (1989a), 'The challenge of social change for psycholo­gy: globalization and psychology's theory of the person', Ame­rican Psychologist, 44, 914-21.

Sampson, E.E. (1989b), 'The deconstruction of the self, in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Texts of Identity (pp. 1-19). London: Sage.

Sarason, S.B. (1981), 'An asocial psychology and a misdirected clini­cal psychology', American Psychologist, 36, 827-36.

Schwartz, B. (1986), The Battle for Human Nature. Science, morality and modern life. New York: Norton.

Schweder, R.A., and Bourne, E.J. (1989), 'Does the concept of the person vary cross-culturally?' in A.J. Marsella and G. M. White (eds.), Cul­tural Conceptions of Mental Health and Therapy (pp. 97-137). London: D. Reidel.

Sinha,J.B.P. (1984), 'Towards partnership for relevant research in the third world', International journal of Psychology, 19, 169-77.

Slugoski, B.R., and Ginsburg G.P. (1989), 'Ego identity and explanatory speech', in J. Shotter and K.J. Gergen (eds.), Texts of Identity (pp. 36-55). London: Sage.

Smith,J. (1981), 'Self and experience in Maori culture', in P. Heelas and A. Lock (eds.), Indigenous Psychologies: the anthropology of the self (pp. 145-59). London: Academic Press.

Smuts, J.C. (1926), Holism and Evolution. London: Macmillan.

Spence,J.T. (1985), Achievement American style: the rewards and costs of individualism', American Psychologist, 40, 1285-95.

Tedeschi,J. T. (1988), 'How does one describe a platypus? An outsider's questions for cross-cultural psychology', in M. H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 14-28). Lon­don: Sage.

Triandis, H.C. (1988), 'Cross-cultural contributions to theory in social psychology', in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 122-40). London: Sage.

Tuan, Yiju (1982), Segmented Words and Self. Minneapolis: Univer­sity of Minnesota Press.

Van der Veer, K (1985), 'Similarities between the theories of G.H. Mead and L.S. Vygotskij: an explanation?' in S. Bern, H. van Rappard, and W. van Hoorn (eds.), Studies in the History of Psychology and Social Sciences, Vol. 3. Leiden: Psychologisch Instituut.

Von Bertalanffy, L. (1969), General Systems Theory: foundations, de­velopment, applications. New York: Braziller.

Waterman, A.S. (1981), 'Individualism and interdependence', Ame­rican Psychologist, 36, 762-73.

Wei-Ming, T. (1985), 'Selfhood and otherness in Confucian thought', in A.J. Marsella, G. DeVos, and EL.K. Hsu (eds.), Culture and Self: Asian and Western perspectives (pp. 231-51). London: Tavistock.

Wexler, D.A. (1974), A cognitive theory of experiencing, self-actua­lization, and therapeutic process', in D.A, Wexler and L.N. Rice (eds.), Innovations in Client-Centered Therapy (pp. 49-116). New York: Wiley.

Wilber, K. (ed.) (1982), The Holographic Paradigm and other Parado­xes: exploring the leading edge of science. London: Shambala.

Wilber, K. (ed.) (1984), Quantum Questions: mystical writings of the world's great physicists. London: Shambala.

Yang, K.S. (1988), 'Will societal modernization eventually eliminate cross-cultural psychological differences?' in M.H. Bond (ed.), The Cross-Cultural Challenge to Social Psychology (pp. 67-85). London: Sage.

Young, L.B. (1986), The Unfinished Universe. New York: Simon and Schuster.

 

 

ОТ РОДЖЕРСА К ГЛЕЙКУ И ОТ ГЛЕЙКА К РОДЖЕРСУ*

 

Рут Сэнфорд

 







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 287. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия