Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 9 страница






Если мы, игнорируя все, что соответствует бо­лее позднему развитию и упадку, дадим характе­ристику первоначального тотемизма, то у нас вы­рисовываются следующие существенные черты: сначала тотемами были только животные, они считались предками отдельных племен. Тотем передавался по наследству только по женской ли­нии; запрещалось убивать или есть тотем, что для примитивных условий — одно и то же; mo-

rn


варищам по тотему было запрещено иметь друг с другом половое общение»1.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в «Кодексе тотемизма», составленном Рейна-хом, совершенно отсутствует одно из главных та­бу, экзогамия, между тем как предпосылка друго­го табу, происхождение от животного-тотема, упо­минается лишь вскользь. Но я избрал описание Рейнаха, очень заслуженного в этой области авто­ра, чтобы подготовить читателя к различию мне­ний авторов, которым мы теперь займемся.

Чем неоспоримей становился взгляд, что то­темизм — непременная фаза культуры всех наро­дов, тем настоятельнее требовалось понять его, осветить загадки его сущности. Все загадочно в тотемизме; самыми трудными моментами явля-

1 В соответствии с этим текстом находится вывод о тотемиз­ме, который Фрэзер делает в своей второй работе на эту тему «The origin of Totemism» в «Fortnightly Review», 1899 («Проис­хождение тотемизма» в «Двухнедельном обозрении», 1899). Та­ким образом, тотемизм обычно трактуется как примитивная сис­тема в двух областях — в религии и в социальной жизни. Как система религиозная, тотемизм охватывает мистический союз дикаря с его тотемом; как система общественная, он регулирует отношения, в которых стоят мужчина и женщина, принадлежа­щие к одному и тому же тотему, и отношения к представителям других тотемических групп. Соответственно этим двум сторонам системы имеется два строгих и согласных между собой положе­ния, или канон тотемизма: первое правило, что человек не смеет убивать или поедать свой тотем — животное или растение, и второе правило, что он не смеет жениться или жить с женщиной, принадлежащей к тому же самому тотему. Фрэзер прибавляет далее то, что вводит нас в сущность спорных вопросов о тоте­мизме: связаны ли или совершенно независимы друг от друга эти две стороны тотемизма — религии и общества, — это вопрос, на который отвечают различно.


ются вопросы о возникновении идеи происхож­дения от тотема, мотивировка экзогамии (или за­меняющего ее табу инцеста) и взаимоотношение между обоими элементами, то есть между орга­низацией тотема и запрещением инцеста. Толко­вание должно быть одновременно и историче­ским и психологическим, оно должно указать, при каких условиях развился этот своеобразный ин­ститут и выражением каких душевных потребно­стей людей он являлся.

Вероятно, мои читатели будут удивлены, ког­да узнают, какие различные точки зрения выска­зывали исследователи, пытаясь ответить на эти вопросы, и как расходятся их мнения. Сомнению подлежит почти все, что можно было бы вообще утверждать относительно тотемизма и экзогамии; и вышеупомянутая картина, заимствованная из опубликованного Фрэзером в 1887 году сочине­ния, не может быть свободна от упрека, что она выражает совершенно произвольные предполо­жения автора и оспаривается в настоящее время самим же Фрэзером, неоднократно менявшим свои взгляды на предмет1.

1 Относительно такой перемены взглядов он написал сле­дующую прекрасную фразу: «Я не так наивен, чтобы претендо­вать на то, чтобы дать окончательные заключения по этому труд­норазрешимому вопросу. Много раз я вынужден был менять мои взгляды, и я готов изменить их снова в согласии с тем, что дает нам действительность, беспристрастный исследователь должен, подобно хамелеону, стараться менять свою окраску соответствен­но изменяющейся окраске той почвы, по которой он ступает» (см. предисловие к I т. «Тотемизма и экзогамии», 1910).


Само собой напрашивается предположение, что скорее всего можно было бы постичь сущ­ность тотемизма и экзогамии, если бы можно бы­ло приблизиться к тому, как возникли оба инс­титута. Но здесь нельзя забывать при оценке по­ложения вещей замечания Эндрю Ланга, что и примитивные народы не сохранили нам этих пер­воначальных форм институтов и условий их воз­никновения, что мы вынуждены удовлетвориться только гипотезами, чтобы ими восполнить недо­статочность наблюдения1.

Среди указанных попыток объяснения то­темизма некоторые, на взгляд психолога, кажут­ся не очень состоятельными. Они слишком ра­циональны и не принимают во внимание чувст­венного характера объясняемых явлений. Другие исходят из предположений, не подтверждаемых наблюдением, третьи ссылаются на материал, ко­торый лучше поддается иному объяснению. Оп­ровержение различных взглядов часто не пред­ставляет затруднений; по обыкновению, авторы оказываются гораздо сильнее, критикуя друг дру­га, чем излагая собственные взгляды. Non liquet (неясность) является результатом большинства рассматриваемых мнений. Не приходится поэто­му удивляться тому, что в новейшей, здесь боль-

1 «По своей сущности вопрос о происхождении тотемизма лежит далеко за пределами нашего исторического исследования или наблюдения, и нам приходится довольствоваться при изуче­нии этого вопроса одними предположениями... Мы нигде не мо­жем увидеть абсолютно примитивного человека и того, как со­здается тотемическая система» (см.: Лат Э. Загадка тотема).


шей частью пропущенной литературе предмета проявляется явное стремление отказаться от об­щего разрешения тотемической проблемы как от неосуществимого (например, в статье Б. Голден-вейзера в «Britannica Year Book», 1913). При из­ложении этих различных гипотез я позволил се­бе не придерживаться последовательности по вре­менам.

а) Происхождение тотемизма

Вопрос о происхождении тотемизма можно формулировать также следующим образом: как дошли примитивные люди до того, чтобы давать себе (своим племенам) названия животных, рас­тений и неодушевленных предметов?1

Шотландец Макленнан, открывший2 для науки тотемизм и экзогамию, воздержался от высказыва­ния какого бы то ни было взгляда на происхожде­ние тотемизма. По словам Э. Ланга, он склонен был некоторое время объяснить тотемизм обычаем та­туировки3. Опубликованные теории происхожде­ния тотемизма я разбил бы на три группы: а) но­миналистические, Р) социологические, у) психоло­гические.

1 Первоначально, вероятно, только животных.

2 См.: Studies in ancient History. 1876; 2nd. 1886 (см.: Очерки
древней истории).

3 Lang Л. The Secret of the Totem. 1905. P. 34 {flam Э. Загад­
ка тотема).


а) Номиналистические теории

Изложение этих теорий оправдает их объеди­нение под указанным мною заглавием.

Уже Garcilaso de la Vega, потомок перуанских ин­ков, написавший в XVII веке историю своего народа, объяснил известное ему о тотемических феноменах по­требностью племен отличаться именами друг от друга *.

Та же мысль возникает столетие спустя у этно­лога A.-R. Кеапе: тотемы произошли из «heraldic bad­ges» (обозначения гербов), посредством которого семьи и племена стремились отличаться друг от друга2.

М. Мюллер высказал тот же взгляд на значение тотема. Тотем представляет собой: 1) обозначение клана, 2) имя клана, 3) имя предка клана, 4) имя обожаемого кланом предмета. Позже И. Пиклер писал в 1899-м: люди нуждаются в постоянном могущем быть письменно зафиксированном име­ни для сообществ и индивидов... Таким образом, тотемизм происходит не из религиозной, а из трез­вой, повседневной потребности человечества. Яд­ро тотемизма, наименование, является следствием примитивной техники письма. Характер тотема соответствует легко изобразимым письменным знакам. Но раз дикари носили имя животного, то они пришли к мысли о родстве с этим животным3.

1 Ibidem.

2 Ibidem.

3 См.: Pikler и Somlo. Происхождение тотемизма. 1901. Свое
объяснение авторы с основанием называют -«Материалы к мате­
риалистической теории истории».


Г. Спенсер также придавал наименованию ре­шающее значение в происхождении тотемизма. Отдельные индивиды, говорит он, благодаря сво­им особенностям требовали того, чтобы им да­ли название животных, и таким образом пришли к почетным названиям или прозвищам, которые перенеслись на их потомков. Вследствие неяснос­ти и неопределенности примитивных языков эти названия так понимались позднейшими поколе­ниями, как будто они были доказательством про­исхождения от самых этих животных. Таким об­разом, тотемизм превратился в непонятное обо­жание предков.

Точно таким же образом, хотя и не подчерки­вая недоразумения, Lord Avebury (более извест­ный под своим прежним именем — Джон Лаб­бок) судит о происхождении тотемизма: если мы желаем объяснить почитание животных, то нам не следует забывать, как часто человеческие име­на заимствуются у животных. Дети и потомки человека, названного медведем или львом, разу­меется, делали из этого имени название племени. Отсюда получалось, что само животное приобре­тало известное уважение и наконец становилось объектом почитания.

Неопровержимое, как нам кажется, возраже-йие против объяснения тотема наименованием индивидов привел Физо ссылкой на господству­ющее у австралийцев положение вещей. Он по­казал, что тотем является всегда признаком групп людей и никогда — одного только человека. Если


бы было иначе и тотем был бы именем одного человека, то при господстве системы материнско­го наследования это имя никогда не могло бы перенестись на его детей.

Впрочем, указанные до сих пор теории явно несостоятельны. Они еще объясняют факт наиме­нования племен примитивных народов названием животных, но никоим образом не значение, кото­рое получило это наименование — тотемическую систему. Наибольшее внимание из этой группы заслуживает теория Э.Ланга, изложенная в его книгах «Social origins», 1903 («Происхождение об­щества») и «The secret of the Totem», 1905 («За­гадка тотема»). Она все еще усматривает центр проблемы в наименовании, но выдвигает два ин­тересных психологических момента и таким обра­зом претендует на окончательное разрешение за­гадки тотемизма.

Э.Ланг полагает, что безразлично, каким об­разом кланы сначала набрели на название живот­ных. Допустим, что в один прекрасный день в них проснулось сознание, что они носят такие имена, но почему — они не могли дать себе в этом отчета. Происхождение этих имен забыто. В таком случае они, вероятно, пытались различ­ными путями узнать об этом, и при существовав­шем у них убеждении в том, что имена эти имеют значение, они по необходимости должны были прийти ко всем этим мыслям, которые содержат­ся в тотемической системе. Для примитивных на­родов имена, как и для современных дикарей и


даже для наших детей, представляют собой не не­что безразличное и условное, как это кажется нам, а что-то значительное и существенное. Имя человека образует главную составную часть его личности, быть может, часть его души. Одинако­вое имя с животным должно было привести при­митивные народы к предположению о существо­вании таинственной и значительной связи между их личностью и этой животной породой. Какая же это могла быть другая связь, как не кровное родство? Но раз такое родство допускалось вслед­ствие сходства имени, то, как прямое следствие кровного табу, из него вытекали все тотемиче-ские предписания, включая и экзогамию.

Именно эти три вещи — группа имен живот­ных неизвестного происхождения, вера в высшую связь между всеми носителями одного и того же имени: людьми и животными, вера в таинствен­ное значение крови — вызвали появление всех тотемических верований и деяний, включая сюда и экзогамию (см. «Загадка тотема» Э. Ланга).

Объяснения Ланга распадаются, так сказать, на два периода по времени. Одна часть его теории объясняет тотемическую систему психологиче­ской необходимостью исходя из факта названия тотема при условии,.что забыто происхождение этого наименования. Другая часть теории старает­ся выяснить само происхождение этих имен. Мы видим, что она носит совсем иной характер.

Эта вторая часть теории Ланга, по существу, мало чем отличается от других, названных мною


«номиналистическими». Практическая потреб­ность в различении заставила отдельные племена дать себе имена, и потому они соглашались с име­нами, которые давали им другие племена. Это «naming from without» (название из ничего) со­ставляет особенность конструкции Ланга. Ничего удивительного нет в том, что получившиеся таким образом имена были заимствованы у животных и не могли казаться примитивным народам бранью или насмешкой. Впрочем, Ланг указал на далеко не единичные случаи из более поздних эпох исто­рии, когда имена, данные другими, первоначально с целью насмешки, были приняты теми, кому они давались, и они охотно их носили (гезы, виги и тори). Предположение, что возникновение этих имен со временем было забыто, связывает эту вто­рую часть теории Э. Ланга с изложенной раньше.

fi) Социологические теории

С. Рейнах, с успехом исследовавший остатки тотемической системы в культе и в нравах позд­нейших периодов, но с самого начала придавав­ший мало значения моменту происхождения от животного тотема, в одном месте смело заявляет, что тотемизм кажется ему только «une hypertro­phic de Pinstinct social» (гипертрофией социаль­ного инстинкта).

Тот же взгляд проходит через новый труд Э. Дюркгейма «Les formes elementaires de la vie


religieuse. Le systeme totemique en Australie», 1912 («Элементарные формы религиозной жизни: То-темическая система в Австралии»). Тотем явля­ется представителем социальной религии этих народов. Он олицетворяет общественность, яв­ляющуюся настоящим предметом почитания.

Другие авторы пытались более детально обо­сновать взгляд об участии социальных влечений в образовании тотемических институтов. Так, А.-С. Haddon (Хэддон) предполагал, что первона­чально каждое примитивное племя питалось осо­бой породой животных или растений, может быть, вело торговлю этими пищевыми продукта­ми и давало их в обмен другим племенам. Таким образом, должно было случиться, что племя ста­новилось известным другим племенам по назва­нию животного, игравшего для него такую важ­ную роль. Одновременно у этого племени должна была развиться особая близость с этим живот­ным и своего рода интерес к нему, основанный, однако, на одном только психическом мотиве, на самой элементарной и необходимой из человече­ских потребностей — на голоде1.

Но против этой самой рациональной из всех теорий тотема выдвинуты возражения, что нигде не было найдено такого состояния питания у при­митивных народов и, вероятно, его никогда и не

1 Address to the Anthropological Section, British Association. Belfast, 1902: FrazerJ.-D. Totemism and Exogamy. Part IV. P. 50 (Обращение к антропологическому отделению Британской ассо­циации, см. по: Фрэзер Д.-Д. Тотемизм и экзогамия).


было. Дикари всеядны, и тем в большей степени, чем на более низкой ступени они стоят. Нельзя понять также, как из такой исключительной дие­ты могло развиться почти религиозное отношение к тотему, достигающее высшего выражения в аб­солютном воздержании от любимой пищи.

Первая из трех теорий, высказанных Фрэзером о происхождении тотемизма, была психологиче­ской; она будет изложена в другом месте. Вторая теория Фрэзера, о которой предстоит здесь ска­зать, возникла под впечатлением опубликованных важных работ двух исследователей о туземцах центральной Австралии1. Спенсер и Жиллен опи­сали ряд странных обычаев, учреждений и взгля­дов одной группы племен, так называемой нации арунта, и Фрэзер согласился с их мнением, что в этих особенностях нужно видеть черты первично­го состояния и что они могут объяснить первона­чальный и настоящий смысл тотемизма.

Эти особенности у племени арунта (части на­ции арунта) следующие:

1. У него имеется расчленение на кланы то­тема, но тотем передается не по наследству, а определяется индивидуально (о способе речь бу­дет ниже).

2. Кланы тотема не экзогамичны, брачные ограничения образуются благодаря высокоразви­тому разделению на брачные классы, не имеющие ничего общего с тотемом.

1 The native tribes of Central Australia. L., 1891.


3. Функция клана тотема состоит в выполне­нии церемониала, имеющего целью исключитель­но магическим путем способствовать размноже­нию съедобного тотемического объекта. (Этот це­ремониал называется «интичиум».)

4. У арунта имеется своеобразная теория за­чатия и воскресения. Они полагают, что в извест­ных местах их страны духи умерших членов од­ного и того же тотема ждут своего воскресения и проникают в тело женщин, проходящих мимо этих мест. Если рождается ребенок, то мать ука­зывает, в каком обиталище духов, по ее мнению, она зачала ребенка. В соответствии с этим опре­деляется тотем ребенка. Далее, предполагается, что духи (умерших, как и воскресших) связаны своеобразными каменными амулетами (по имени чуринга), которые находятся в этих обиталищах.

По-видимому, два момента побудили Фрэзера поверить, что в учреждениях арунта открыты древнейшие формы тотемизма. Во-первых, суще­ствование различных мифов, утверждающих, что предки арунта всегда питались своим тотемом и женились на женщинах только собственного то­тема. Во-вторых, то обстоятельство, что в их воз­зрениях на зачатие отодвинут на второй план по­ловой акт. На людей, которые еще не узнали, что зачатие является следствием полового акта, мож­но смотреть как на самых отсталых и примитив­ных представителей человеческого рода.

Основывая свое суждение о тотемизме на це­ремонии интичиума, Фрэзер сразу увидел тотеми-


ческую систему в новом, изменившемся свете как совершенно практическую организацию для удов­летворения естественных потребностей человека (ср. с теорией Хэддона)1. Система оказалась про­сто грандиозной «cooperative magic». Примитив­ные народы организовали, так сказать, магическое производственно-потребительское общество. Каж­дый клан тотема взял на себя задачу заботиться о достаточном количестве известного пищевого продукта. Если дело касалось несъедобного тоте­ма, как, например, вредных животных, дождя, вет­ра и т. п., то на обязанности клана тотема лежала задача добиться власти над этой частью природы и отразить весь ее вред. Достижения каждого кла­на шли на пользу другим: так как клан не мог есть ничего или только очень мало из своего тотема, то он добывал это ценное добро для других и за это снабжался ими тем, что они, в свою очередь, должны были добывать соответственно своей со­циальной тотемической обязанности. В свете это­го понимания, основанного на церемонии инти-чиума, Фрэзеру казалось, что запрещение есть то­тем затмило и отодвинуло на задний план более важную сторону отношений, а именно заповедь доставлять для потребления другим как можно больше съедобного тотема.

1 Здесь ничего нет из того неясного и мистического, метафи­зически туманного, что некоторые авторы хотят приписать скромному началу человеческих размышлений, но что совершен­но чуждо простому, чувственному и конкретному способу мыш­ления дикарей (по: Тотемизм и экзогамия. Ч. I).


Фрэзер допускает, что у арунта согласно тра­диции первоначально каждый клан тотема питал­ся без ограничения своим тотемом. Но тогда воз­никло затруднение для понимания последующего развития, когда клан стал довольствоваться тем, что обеспечивал тотем другим, сам отказавшись от его употребления. Фрэзер полагает, что это огра­ничение вовсе не произошло от своего рода рели­гиозного уважения, а вероятно, благодаря наблю­дению, что ни одно животное не пожирает себе подобных, так что это нарушение отождествления с тотемом повредило бы власти, которую хотели над ним приобрести. Или ограничение возникло из стремления завоевать благосклонность сущест­ва, если будут щадить его самого. Но Фрэзер не скрывал от себя трудностей этого объяснения и почти не рисковал, указывая, каким путем под­тверждаемый мифами обычай арунта заключать брак в пределах тотема превратился в экзогамию.

Основанная на обряде интичиума теория Фрэ­зера зиждется всецело на признании примитив­ной природы организации арунта. Но после при­веденных Дюркгеймом и Лангом возражений ка­жется невозможным настаивать на этом. Наобо­рот, арунта, по-видимому, ушли в своем развитии дальше всех австралийских племен и представля­ют скорее уже стадию распада, чем начала тоте­мизма. Мифы, произведшие на Фрэзера такое большое впечатление, потому что они в противо­положность существующим теперь институтам подчеркивают разрешение есть тотем и заключать


браки в пределах тотема, объясняются легко, как фантазии, выражающие желание и проецирован­ные на прошлое, подобно мифам о золотом веке.

у) Психологические теории

Первая психологическая теория Фрэзера, со­зданная еще до его знакомства с наблюдениями Спенсера и Жиллена, основывалась на вере во «внешнюю душу»1. Тотем должен был представ­лять собой верное убежище для души, куда она прячется, чтобы избежать угрожающих ей опас­ностей. Если примитивный человек прятал душу в свой тотем, то благодаря этому он становился неуязвимым и, разумеется, опасался сам причи­нять вред носителю своей души. Так как он не знал, какой экземпляр животной породы являет­ся носителем его души, то для него было вполне естественно щадить всю породу. Позже Фрэзер сам отказался от мысли производить тотемизм из веры в душу.

Познакомившись с наблюдениями Спенсера и Жиллена, он создал уже изложенную ранее дру­гую социологическую теорию тотемизма, но впо­следствии сам нашел, что мотив, из которого он выводил тотемизм, слишком «рационален» и что он при этом предполагал существование слишком

1 См.: L'annee sociologique. Vol. I, V, VIII и др. Особенно — статью «Sur le totemism* (Vol. V. 1901).


сложной социальной организации, чтобы ее мож­но было назвать примитивной1.

Магические кооперативные общества казались ему теперь скорее поздними образованиями, чем зародышами тотемизма. Он искал более простого элемента, примитивного суеверия за этими обра­зованиями, чтобы из него вывести возникновение тотемизма. Этот первоначальный момент он на­шел в удивительной теории зачатия арунта.

Как уже сказано, арунта отрицают связь зача­тия с половым актом. Если женщина чувствует се­бя матерью, то это значит, что какой-нибудь из ждущих возрождения духов из ближайшего их обиталища проник в ее тело и рождается ею в ви­де ребенка. Этот ребенок имеет тот же тотем, что и все духи, приютившиеся в известном месте. Эта теория зачатия не может объяснить тотемизма, потому что наперед предполагает его существова­ние. Но если вернуться назад и допустить, что женщина сначала верила, что животное, растение, камень или другой предмет, занимавший ее вни­мание в момент, когда она впервые почувствова­ла себя матерью, действительно в нее проник и потом порождается ею в человеческой форме, то благодаря этой вере матери идентичность челове­ка с его тотемом приобретает основание, и из это-

1 «Кажется неправдоподобным, чтобы община дикарей могла мудро разделить царство природы на области, назначая в каж­дую область особенную группу магов, и приказать всем этим группам творить магическое и создавать чародейственную силу общего божества».


го легко вытекали бы все дальнейшие заповеди тотема (за исключением экзогамии). Человек от­казался бы есть это животное или это растение, потому что, таким образом, он ел бы самого себя. Но иной раз в виде особой церемонии у него яви­лось бы побуждение вкусить что-нибудь из своего тотема, потому что этим он укрепил бы свое ото­ждествление с тотемом, составляющее сущность тотемизма. Наблюдения W.-H. Rivers'a, казалось, доказывали прямое отождествление людей с их тотемом на основании такой теории зачатия.

Итак, последним источником тотемизма оказа­лось неведение дикарей того, каким образом люди и эти животные продолжают свой род. В особенности же неизвестна была роль самца при оплодотворении. Это незнание поддерживалось длинным интервалом между актом оплодотворения и рождением ребенка (или моментом, когда чувствуются первые детские движения). Тотемизм является поэтому созданием не мужского, а женского духа. Его корни — это «кап­ризы» (sick fancies) беременной женщины. Действи­тельно, то, что находит на женщину в таинственный момент ее жизни, когда она впервые чувствует себя матерью, легко может идентифицироваться с ребен­ком в ее чреве. Такие материнские фантазии, столь естественные и, как кажется, общераспространенные, по-видимому, были корнями тотемизма1.

Против этой, третьей, теории Фрэзера приво­дится то же возражение, что и против второй,— со-

1 См.: FrazerJ.-D. Totemism and Exogamy. Part IV.


циологической. Арунта, по-видимому, ушли очень далеко от начала тотемизма. Их отрицание роли от­ца основано, по-видимому, не на примитивном не­знании, в некоторых отношениях у них имеется да­же отцовское наследование. Значение роли отца они принесли в жертву своего рода рассуждениям, чтобы воздать честь духам предков1.

Если они возвели в общую теорию миф о не­порочном зачатии благодаря духу, то им так же мало можно приписать из-за этого незнание ус­ловий продолжения рода, как и древним народам в эпоху возникновения христианских мифов.

Другую теорию происхождения тотемизма со­здал голландец G.-A. Wilcken. Она соединяет то­темизм с переселением душ: «То животное, в ко­торое по общераспространенной вере переходили души умерших, становилось кровным родствен­ником, предком, и почиталось, как таковое». Но вера в переселение душ в животные скорее сама произошла от тотемизма, чем наоборот2.

Другой теории тотемизма придерживаются за­мечательные американские этнологи Франц Боас, Хилтон и др. Она исходит из наблюдений над то-темическими племенами индейцев и утверждает, что тотем первоначально является духом-покро­вителем предка, явившимся ему во сне и передан­ным этим предком по наследству потомству. Мы уже видели раньше, как трудно объяснять тоте-

1 Это верование — философия первобытных примитивных
людей (Lang Л. Secret of the Totem. P. 192).

2 См.: FrazerJ.-D. Totemism and Exogamy. Part IV. P. Л5.


мизм унаследованием от одного человека; кроме того, австралийские наблюдения никоим образом не подтверждают попытки свести тотем к духу-по­кровителю.

Для последней высказанной Вундтом психо­логической теории решающее значение имели та­кие факты: во-первых, первоначальным и наибо­лее распространенным объектом тотема является животное, и, во-вторых, между животными тоте­ма опять-таки самые первоначальные совпадают с животными-душами. Животные-души, такие как птицы, змея, ящерица, мышь, благодаря боль­шой подвижности, летанию по воздуху и другим свойствам, вызывающим непривычное и жуткое чувство, являются самыми подходящими для то­го, чтобы именно в них усматривали существа, в которых и помещается душа, оставляющая тело. Животное-тотем представляет собой дериват пе­реселения души в животное. Таким образом, для Вундта тотемизм сливается непосредственно с верой в души, или с анимизмом.

в) и с) Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму

Я достаточно подробно изложил теории тоте­мизма, и все же приходится опасаться, что впечат­ление от них будет неполное из-за вынужденной краткости. В интересах читателя относительно дальнейших вопросов я позволю себе еще боль-


шую сжатость. Споры в области экзогамии у тоте-мических народов по характеру материала, кото­рым приходится при этом оперировать, особенно усложняются и расширяются, а в целом, мож­но сказать, запутываются. Цель этой статьи — по возможности ограничиться подчеркиванием неко­торых главных направлений и для более основа­тельного исследования предмета указать на много­кратно цитируемые подробные специальные сочи­нения.

Позиция автора в проблемах экзогамии зави­сит, разумеется, от отношения к той или другой теории тотема. Некоторые из объяснений тоте­мизма совершенно лишены связи с экзогамией, так что оба института просто отделяются один от другого. Таким образом, здесь противопоставлены два взгляда — один, желающий сохранить перво­начальное предположение, что экзогамия состав­ляет часть тотемической системы, и другой, оспа­ривающий такую связь и допускающий случай­ное совпадение обоих институтов старейших культур. Фрэзер в своих позднейших работах ре­шительно настаивал на последней точке зрения. «Мне приходится просить читателя все время не упускать из виду, что оба института — тотемизм и экзогамия — совершенно различны по своему происхождению и по своей природе, хотя у неко­торых племен оба они случайно совпадают и сме­шиваются» (см.: Totemism and Exogamy. Part I).

Он прямо утверждает, что противоположный взгляд является источником трудностей и недо-


разумений. В противоположность этому другие авторы нашли путь к пониманию экзогамии как неизбежного следствия основных тотемических взглядов. Дюркгейм указал в своих работах1, что связанное с тотемом табу должно было повлечь за собой запрещение полового общения с женщиной того же тотема. Тотем той же крови, что и чело­век, а потому под страхом смертной казни (при­нимается во внимание дефлорация и менструа­ция) запрещается половое общение с женщиной, принадлежащей к тому же тотему2. Ланг, присо­единяющийся в этом вопросе к мнению Дюркгей-ма, полагает даже, что нет надобности в кровном табу для запрещения брака с женщинами того же рода. Общее табу тотема, запрещающее, например, сидеть в тени дерева тотема, было бы для этого вполне достаточно. Ланг защищает, впрочем, еще и другое происхождение экзогамии (см. далее) и ставит под сомнение вопрос: в каком отношении оба эти объяснения находятся друг к другу?







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 327. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия