Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 5 страница






Другой пример отношения народов к своим властелинам напоминает о душевном процессе, широко распространенном в области невроза и явно проявляющемся в так называемом бреде пре­следования. Тут невероятно увеличивается значе­ние определенного лица, его могущество чрезвы-

1 FrcnerJ.-D. The golden Bough. P. 18, no: Zweifel et Monstier. Voyage aux Sources du Niger. 1880 (Фрэщ) Д.-Д. Золотая ветвь, по: Путешествие к истокам Нигер).


чайно превозносится, для того чтобы тем легче возложить на него ответственность за все мучи­тельное, что случается с больным. В сущности, дикари таким же образом поступают со своими королями, приписывая им власть над дождем и солнечным светом, над ветром и бурей и низвер­гая или убивая королей, если природа не оправда­ла их надежд на хорошую охоту или богатую жат­ву. Прообразом того, что параноик конструирует в бреде преследования, являются отношения ре­бенка к отцу. Подобного рода всемогущество всег­да в представлении сына приписывается отцу, и оказывается, что недоверие к отцу тесно связано с его высокой оценкой. Если параноик избирает ко­го-нибудь, с кем его связывают жизненные отно­шения, в «преследователи», то он вводит его тем самым в разряд лиц, соответствующих отцу, и ста­вит его в условия, позволяющие возложить на не­го ответственность за все переживаемые несчас­тья. Таким образом, эта вторая аналогия между дикарем и невротиком позволяет нам догадывать­ся о том, как много в отношениях дикаря к своему властелину исходит из детской ориентации ребен­ка на отца.

Но самое большое основание для нашей точки зрения, когда мы проводили параллель между за­прещениями табу и невротическими симптомами, мы находим в самом церемониале табу, значение которого для королевского достоинства уже было описано. Этот церемониал явно показывает свое двусмысленное значение и свое происхождение из


амбивалентных тенденций, если мы только допус­тим, что он с самого начала стремился к соверше­нию производимого им действия. Он не только отличает королей и возвеличивает их над всеми обыкновенными смертными, но и превращает их жизнь в невыносимую муку и тяжесть и наклады­вает на них цепи рабства гораздо более тяжелые, чем на подданных. Он кажется нам настоящей параллелью навязчивых действий невроза, в кото­рых подавленное влечение и подавляющая его сила сливаются в одновременном и общем удовле­творении. Навязчивое действие является, по-ви­димому, защитой против запрещенного действия; но мы сказали бы, что, в сущности, оно является повторением запрещенного. «По-видимому» здесь относится к сознательному, «в сущности» — к бес­сознательной инстанции душевной жизни. Таким же образом и церемониал табу королей, являю­щийся выражением их высшего почета и защиты, представляет, в сущности, наказание за их воз­вышение, акт мести, который совершают над ним подданные. Опыт, приобретенный Санчо Пансой, которого Сервантес сделал губернатором на остро­ве, заставил его, по-видимому, признать, что такое понимание придворного церемониала единствен­но соответствует истине. Весьма возможно, что нам удалось бы услышать и дальнейшие подтвержде­ния, если бы могли заставить высказаться по это­му поводу современных королей и властелинов.

Очень интересную, но выходящую за пределы этой работы проблему составляет вопрос: почему


направленность чувств к власть имущим содер­жит такую большую примесь враждебности? Мы уже указали на инфантильный отцовский ком­плекс, прибавим еще, что исследование доистори­ческого периода образования королевства долж­но дать нам самые исчерпывающие объяснения. Согласно данному Фрэзером освещению вопроса, производящему глубокое впечатление, но, по соб­ственному его признанию, неубедительному, пер­вые короли были чужеземцы, предназначенные после короткого периода власти к принесению в жертву как представители божества на торжест­венных праздниках1. И на мифах христианства отражается еще влияние этого исторического раз­вития королевского достоинства.

с) Табу мертвецов

Нам известно, что мертвецы представляют со­бой могучих властителей; мы, может быть, с удив­лением узнаем, что в них видят врагов.

Придерживаясь сравнения с инфекцией, мы убеждаемся, что табу мертвецов у большинства примитивных народов отличается особой виру­лентностью. Это выражается прежде всего в тех последствиях, которые влечет за собой прикосно­вение к мертвецу, и в общении с оплакивающи-

1 FrazerJ.-D. The magic Art and the Evolution of Kings. Vol.2. 1911, no: FrazerJ.-D. The golden Bough {Фрэзер Д.-Д. Искусство магии и эволюция королей, по: Фрэзер Д.-Д. Золотая ветвь).


ми мертвеца. У маори всякий прикасающийся к мертвецу или принимавший участие в погребе­нии становится крайне нечистым, ему почти от­резано всякое общение с другими людьми, он, так сказать, подвергается бойкоту. Он не смеет вхо­дить ни в один дом, не может приблизиться ни к одному человеку или предмету без того, чтобы не заразить их такими же свойствами. Больше того, он не смеет прикасаться руками к пище, и его руки из-за нечистоты становятся для него не­годными для употребления. Ему ставят пищу на землю, и ему ничего другого не остается, как хва­тать ее губами и зубами, насколько это возмож­но, так как руки он держит за спиной. Иногда разрешается другому кормить его, но тот человек совершает это с вытянутыми руками, тщатель­но избегая прикосновения к несчастному; однако в таком случае и этот помощник подвергается ограничениям, не намного менее тягостным, чем его собственные. В каждой деревне имеется ка­кое-нибудь опустившееся, изгнанное из общества существо, живущее скудными подаяниями, полу­чаемыми таким жалким образом. Только этому существу разрешается приблизиться на расстоя­ние вытянутой руки к тому, кто выполнил по­следний долг перед умершим; когда время изоля­ции проходит, бывший нечистый получает воз­можность снова войти в круг своих товарищей. Вся посуда, которой он пользовался в течение опасного времени изоляции, разбивается, сбрасы­вается вся одежда, в которую он был одет.


Обычаи табу после телесного прикосновения к мертвецам одинаковы в Полинезии, Меланезии и в части Африки; постоянным в них является запрещение прикасаться к пище и как следствие этого — кормление другими. Замечательно, что в Полинезии или, может быть, только на Гавайях таким же ограничениям подвержены священни­ки-короли при выполнении священных действий. При табу мертвецов на Тонга явно проявляется постепенность уменьшения запрещений благода­ря собственной силе табу. Кто прикоснулся к трупу вождя, тот становился нечистым в течение десяти месяцев, но если прикоснувшийся был сам вождем, то делался нечистым в течение трех, четырех или пяти месяцев в зависимости от ранга умершего; если же дело шло о трупе обожествля­емого верховного вождя, то даже самые большие вожди становились табу на десять месяцев. Ди­кари глубоко верят в то, что всякий нарушивший такие предписания табу должен тяжело заболеть и умереть; и эта вера их так непоколебима, что, по мнению одного наблюдателя, они еще никогда не осмелились сделать попытку убедиться на де­ле в противном1.

По существу, однородны, но более интересны для нас ограничения табу тех лиц, соприкоснове­ние которых с мертвыми нужно понимать в пере­носном смысле, а именно ограничения оплакива-

1 См.: Manner W. The natives of the Tonga Island. 1818, no: FrazerJ-D. The golden Bough. P. 140 (Маринер В. Туземцы ост­рова Тонга, по: Фрэзер Д.-Д. Золотая ветвь).


ющих родственников, вдовцов и вдов. Если в упо­мянутых до сих пор предписаниях видеть только типичное выражение вирулентности и способнос­ти к распространению табу, то в тех предписани­ях, о которых сейчас будет речь, проявляются мо­тивы табу как мнимые, так и те, которые мы мо­жем считать более глубокими и настоящими.

У чиппева в Британской Колумбии (Запад Ка­нады) вдовы и вдовцы во время траура должны жить отдельно, им нельзя прикасаться руками ни к собственному телу, ни к голове; посуду, которой они пользуются, нельзя употреблять другим; ни­какой охотник не приблизится к хижине, в кото­рой живут люди, оплакивающие умерших, потому что это принесло бы ему несчастье: если бы на него упала тень человека, оплакивающего покой­ника, то он заболел бы; такие лица спят на тернов­никах и окружают ими свое ложе. Цель последних мероприятий — не допустить к себе духа умер­шего. Еще более явный смысл имеют известные обычаи вдов у других североамериканских пле­мен: после смерти мужа вдова носит некоторое время одежду, похожую на панталоны из сухой травы, чтобы быть недоступной попыткам духа к сближению. Таким образом, становится для нас ясно, что «сближение» (в переносном смысле) по­нимается как телесный контакт, так как дух умер­шего не отходит от своих родных, беспрестанно «витает вокруг них» во все время траура.

У племени, живущего на Палаване, одном из Филиппинских островов, вдова не смеет в тече-


ние первых семи или восьми дней после смерти мужа оставлять хижину, разве только в ночное время, когда ей не надо опасаться встреч. Кто ее видит, навлекает на себя опасность моменталь­ной смерти, и поэтому она сама предупреждает о своем приближении, ударяя деревянной палкой по деревьям; но эти деревья засыхают. Другое наблюдение объясняет, в чем заключается опас­ность такой вдовы. В области Мекео Британской Новой Гвинеи вдовец лишается всех граждан­ских прав и некоторое время живет как изгнан­ный из общины. Он лишается права обрабаты­вать сад, открыто появляться среди других, пой­ти в деревню и на улицу. Он бродит, как дикий зверь, в высокой траве или кустарнике и должен спрятаться в гуще леса, если видит, что кто-ни­будь приближается, особенно женщины. Бла­годаря последнему намеку мы можем объяснить опасность, которую представляет собой вдовец или вдова. Это — искушение. Муж, потерявший свою жену, должен избегать желания найти ей замену. Вдове приходится бороться с тем же же­ланием, и, кроме того, как никому не принадле­жащая, она будит желания других мужчин. Вся­кое такое заменяющее удовлетворение противо­речит смыслу траура; оно вызвало бы вспышку гнева у духа1.

1 Та же больная, «невозможности» которой я сравнивал с табу, созналась, что приходит всякий раз в отчаяние, когда встре­чает кого-нибудь на улице, одетого в траур. Таким людям сле­довало бы запретить выходить на улицу.


Одним из самых странных и поучительных обычаев табу, касающихся оплакивания мертве­ца у примитивных народов, является запрещение произносить имя умершего. Оно чрезвычайно рас­пространено, осуществлялось различным образом и имело значительные последствия.

Кроме австралийцев и полинезийцев, сохранив­ших для нас в лучшем виде обычаи табу, это запре­щение можно обнаружить у столь отдаленных и чуждых друг другу народов, как у самоедов в Сиби­ри, у тода в Южной Индии, у монголов, туарегов в Сахаре, айнов в Японии и акамба в Центральной Африке, тингуанов на Филиппинах и у жителей Никобарских островов, Мадагаскара и Калиманта- ил1; у некоторых тттиз этих народов запрещение и вытекающие из него следствия имеют силу толь­ко на время траура, у других они остаются на дли­тельное время, но все же всегда они слабеют по ме­ре удаления от момента смерти.

Обыкновенно запрет произносить имя умер­шего выполняется очень строго. Так, у некоторых южноамериканских племен считается самым тя­желым оскорблением оставшихся в живых, если в их присутствии произнести имя умершего, и полагающееся за это наказание не менее сурово, чем наказание за убийство. Нелегко понять, по­чему произнесение имени так пугает, тем не ме­нее связанная с ним опасность вызвала ряд пред­упредительных мер, интересных и значительных

1 См.: FrazerJ.-D. The golden Bough. P. 353.


во многих отношениях. Так, масаи в Африке нашли выход в том, что меняют имя умершего непосредственно после смерти; его без боязни можно называть новым именем, между тем как все запрещения связаны с прежним именем. При этом предполагается, что духу неизвестно его но­вое имя и он его никогда не узнает. Австралий­ские племена на Аделаидских островах и бух­те Энкаунтер настолько последовательны в сво­их мерах предосторожности, что после чьей-либо смерти все лица, носившие такое же имя, как по­койник, или сходное с ним, меняют свои имена. Иной раз, распространяя те же меры после чьей-нибудь смерти, меняют имена всех родственни­ков покойника независимо от сходства их с име­нем покойника, например, у некоторых племен в Виктории и Северо-Западной Америке. У гуаки-ри в Парагвае по такому же печальному поводу вожди дают новые имена всем членам племени, которые впредь запоминаются так, как будто бы они всегда носили эти имена1.

Далее, если покойник носит имя, похожее на название животного и т.д., то упомянутым наро­дам кажется необходимым дать новое название этим животным или предметам, чтобы при упо­треблении этого слова не возникали воспоминания о покойнике. В связи с этим происходило бес­престанное изменение сокровищницы языка, до-

1 См.: FrazerJ.-D. The golden Bough. P. 357 (по словам ста­рого испанского наблюдателя, 1732 год).


ставлявшее много затруднений миссионерам, осо­бенно в тех случаях, когда запрещение произно­сить имена оставалось постоянным. За семь лет, проведенных миссионером Dobrizhofer у АЫроп'ов в Парагвае, название ягуара менялось три раза и такая же участь постигла крокодила, терновник и звериную охоту1. Боязнь произнести имя, при­надлежавшее покойнику, переходит в стремление избегать упоминания всего, чем этот покойник за­нимался, и важным следствием этого процесса подавления стало то, что у этих народов нет тра­диции, нет исторических воспоминаний и иссле­дование их прошлой истории встречает величай­шие трудности. Но у некоторых из этих прими­тивных народов выработались компенсирующие обычаи, для того чтобы по истечении длинного периода траура снова оживить имена покойников, давая их детям, в лице которых видят возрожде­ние мертвых.

Странное впечатление от этого табу имени уменьшится, если мы вспомним, что у дикарей имя составляет значительную часть и важное свойство личности, что они приписывают слову полноценное значение вещи. То же самое делают наши дети, как я это отметил в другом месте, не довольствуясь никогда предположением, что сло­весное сходство может не иметь никакого значе­ния; с полной последовательностью они делают вывод, что если две вещи имеют одинаково звуча-

1 Ibid. P. 360.


щие названия, то это значит, что между ними есть глубокое сходство. И взрослый цивилизованный человек по некоторым особенностям своего пове­дения должен допустить, что он не так уж далек от того, чтобы придавать большое значение собст­венному имени и что его имя каким-то особенным образом срослось с его личностью. Это вполне со­ответствует тому положению, что психоаналити­ческая практика имеет много поводов указывать на значение имен в бессознательном мышлении. Как и следовало ожидать, невротики, страдающие навязчивостью, в отношении имен ведут себя так же, как дикари. У них проявляется острая «ком­плексная чувствительность» к тому, чтобы произ­носить или услышать известные имена и слова (точно так же, как и другие невротики), и их от­ношение к собственному имени является источни­ком многочисленных и часто тяжелых задержек. Одна такая больная, которую я знал, приобрела привычку не писать своего имени из боязни, что оно может попасть кому-нибудь в руки и тот мо­жет овладеть частью ее личности, В судорожной верности, с которой она боролась против искуше­ния своей фантазии, она дала себе зарок «не да­вать ничего от своей личности». Сюда относилось прежде всего ее имя, а в дальнейшем — все, что она писала собственноручно, и оттого она в конце концов перестала писать.

Поэтому нам не кажется странным, если ди­кари относятся к имени покойника как к части его личности и это имя становится предметом та-


бу, касающегося покойника. Произнесение име­ни покойника может рассматриваться как и при­косновение к нему, и мы можем остановиться на проблеме, почему это прикосновение подвергается такому строгому табу. Самое приемлемое объяс­нение указало бы на естественный ужас, вызывае­мый трупом и изменениями, которым он быстро подвергается. Вместе с тем как причину всех табу, относящихся к покойнику, следовало бы рассмат­ривать и печаль по поводу его смерти. Однако ужас перед трупом, очевидно, не исчерпывает всех предписаний табу, а печалью никак нельзя объяс­нить того, что упоминание о покойнике восприни­мается как тяжелое оскорбление для переживших его родственников. Печаль, наоборот, охотно оста­навливается на умершем, охотно занимается вос­поминаниями о нем и старается сохранить их на возможно долгое время. Нечто другое должно быть причиной особенностей обычаев табу, нечто, преследующее, очевидно, иные цели. Именно табу имен выдает нам этот еще неизвестный мотив, и если бы не свидетельствовали обычаи, то мы узна­ли бы об этом из указаний самих оплакивающих покойника дикарей.

Они вовсе не скрывают, что боятся присутст­вия и возвращения духа покойника; они выпол­няют множество церемоний, чтобы прогнать его и держать вдали1. Произнесение имени покойни-

1 Как па пример такого признания у Фрэзера указаны слова жителя Сахары, туарега.


ка кажется им заклинанием, за которым может последовать его появление1. Поэтому они вполне последовательно делают все, чтобы избежать та­кого заклинания и пробуждения. Они переодева­ются, чтобы дух не узнал их2, или искажают его имя или свое собственное; они сердятся на неос­торожного чужестранца, накликающего дух по­койника на оставшихся в живых его родственни­ков, если он называет покойника по имени. Не­возможно не прийти к заключению, что они, по выражению Вундта, страдают страхом «перед его душой, ставшей демоном»3.

Этот взгляд приводит нас к подтверждению мысли Вундта, который, как мы видели, усматри­вает сущность табу в страхе перед демонами.

Это учение, исходящее из предположения, что с момента смерти дорогой член семьи становится демоном, со стороны которого оставшимся в жи­вых следует ожидать только враждебных проявле­ний и против злых намерений которого они долж­ны защищаться всеми силами, кажется таким странным, что в него сначала трудно поверить. Однако почти все видные авторы сходятся в том, что приписывают примитивным народам эту точ­ку зрения. Вестермарк, который в своем сочи­нении «Происхождение и развитие нравственных

1 Может быть, по этому поводу нужно прибавить условие:
пока существует еще кое-что из его телесных останков (FmzerJ.-D.
Ibid. P. 352).

2 На Никобарских островах (см.: Фрэзер Д.-Д. Золотая
ветвь).

3 См.: Wundt W. Mythus und Religion. Bd. II. S. 49.


понятий», по моему мнению, слишком мало обра­щает внимания на табу, в разделе «Отношение к умершим» прямо говорит: «Вообще, имеющийся у меня фактический материал заставляет меня прийти к выводу, что в умерших чаще видят вра­гов, чем друзей, что раньше думали, будто злоба покойников направляется обыкновенно против чужих, между тем как они проявляют отеческую заботливость о жизни и о благополучии своих по­томков и товарищей по клану» *.

В. Kleinpaul использовал в производящей глу­бокое впечатление книге остатки древней веры в загробную жизнь души у цивилизованных наро­дов, чтобы дать картину взаимоотношений между живыми и мертвыми2.

Самое яркое выражение эти взаимоотношения находят в убеждении, что мертвецы кровожадно влекут за собой живых. Мертвецы убивают; ске­лет, в виде которого теперь изображается смерть, показывает, что сама смерть представляет собой

1 Westermarck В. Происхождение и развитие нравственных
понятий. Ч. II. В примечании в тексте приводится большое ко­
личество подтверждающих этот вывод, часто очень характерных
показаний, например, маори думали, -«что самые близкие и лю­
бимые родственники изменяют свое существо после смерти и
настроены враждебно даже против своих прежних любимцев».
Австралийские негры считают, что всякий покойник долгое вре­
мя опасен; чем ближе родство, тем больше страх. Центральные
эскимосы находятся во власти представлений, что покойники
только долго спустя находят покой, а вначале их нужно бояться
как злокозненных духов, часто окружающих деревню, чтобы рас­
пространять болезни, смерть и другие бедствия (Boas).

2 См.: Kleinpaul В. Живые и мертвые в церемониях народа,
в религии и сказаниях. 1888.


только мертвеца. Оставшиеся в живых чувствуют себя защищенными от преследований мертвецов только в том случае, если между ними и их мерт­выми преследователями имеется вода. Поэтому так охотно хоронили покойников на островах, перевозили на другой берег реки. Отсюда и про­изошли выражения — по сию сторону, по ту сто­рону. С течением времени враждебность мертве­цов ограничилась только той категорией, которой приписывалось особое право на озлобление: уби­тыми, преследующими в виде злых духов своих убийц, умершими в неудовлетворенной тоске по ком-нибудь, например по невестам. Но первона­чально, говорит Kleinpaul, все мертвецы были вампирами, все питали злобу к живым и стара­лись вредить им, лишить их жизни. Вообще, труп дал повод к возникновению представления о злом духе.

Предположение, что любимые покойники по­сле смерти превратились в демонов, рождает даль­нейший вопрос. Что побудило примитивные наро­ды приписать своим дорогим покойникам такую перемену в их чувствах? Почему они их преврати­ли в демонов? Вестермарк думает, что на этот во­прос нетрудно ответить. «Так как смерть считает­ся самым большим несчастьем, могущим постиг­нуть человека, то думают, что покойники крайне недовольны своей судьбой. По принятому у пер­вобытных народов мнению, смерть наступает толь­ко по причине убийства, насильственного или со­вершенного при помощи колдовства, и поэтому


уже смотрят на душу как на рассерженную и жаж­дущую мести; полагают, что она завидует живым и тоскует по обществу прежних родственников; вполне понятно поэтому, что она старается умер­твить их при помощи болезни, чтобы соединиться с ними...

...Дальнейшее объяснение враждебности, при­писываемой душам, кроется в инстинктивной их боязни, — боязни, являющейся, в свою очередь, результатом страха смерти».

Изучение психоневротических заболеваний приводит к более широкому объяснению, вклю­чающему и данное Вестермарком.

Если жена лишается мужа, дочь — матери, то нередко случается, что оставшимися в живых овла­девают мучительные размышления, названные нами «навязчивыми упреками» и выражающиеся в опасении, не являются ли они сами по неосто­рожности или небрежности причиной смерти лю­бимого человека. Ни воспоминание о том, с ка­кой заботливостью они ухаживали за больным, ни тактическое опровержение предполагаемой ви­ны не может положить конца мучениям, являю­щимся патологическим выражением печали и со временем постепенно утихающим. Психоанали­тическое исследование таких случаев открыло нам тайные пружины этого страдания. Нам стало известно, что эти навязчивые упреки в известном смысле правильны и поэтому только не уступают ни опровержению, ни возражению. Дело не в том, что оплакивающие покойника действительно, как


это утверждает навязчивый упрек, виновны в смерти или проявили небрежность; но где-то у них шевелилось такое им самим неизвестное желание, удовлетворенное смертью, они и причи­нили бы эту смерть, если бы обладали для этого достаточной силой. Как реакция на это бессозна­тельное желание и возникает упрек в смерти лю­бимого человека. Такая скрытая в бессознатель­ном за нежной любовью враждебность имеется во всех почти случаях сильной привязанности чув­ства к определенному лицу и представляет собой классический случай, образцовый пример амби­валентности человеческих чувств. В большей или меньшей степени такая амбивалентность являет­ся врожденной; при нормальных условиях она не так велика, чтобы вызвать возникновение опи­санных навязчивых упреков. Но там, где она от природы сильна, она проявляется именно в отно­шении к самым любимым лицам, в тех случаях, где ее меньше всего можно было бы ожидать. Предрасположение к неврозу навязчивости, кото­рый мы так часто приводили для сравнения в вопросе о табу, мы представляем себе как особен­но сильно выраженную первоначальную амбива­лентность чувств.

Нам известен момент, который может объяс­нить предполагаемый демонизм недавно умерших душ и необходимость защититься от их враждеб­ности предписаниями табу. Если мы допустим, что чувствам примитивных людей амбивалент­ность присуща в такой же высокой мере, в какой


мы ее на основании результатов психоанализа приписываем больным навязчивостью, то будет вполне понятно, что после тяжелой потери ста­новится неизбежной такая же реакция против скрытой в бессознательном враждебности, какая у невротиков доказывается навязчивыми упреками. Эта враждебность, мучительно чувствуемая в бес­сознательном как удовлетворение по поводу смер­ти, испытывает у примитивного человека другую участь; он ее отвергает, относя ее к объекту враж­дебности, к покойнику. Этот процесс, часто встре­чающийся в больной и нормальной душевной жизни, мы называем проекцией. Оставшийся в живых отрицает, что у него когда-либо имелись враждебные душевные движения против любимо­го покойника; но теперь такие чувства имеются в душе умершего, и она постарается проявить их в течение всего периода траура. Характер наказа­ния и раскаяния, присущий этой реакции чувств, несмотря на удавшееся ее отрицание, все-таки проявляется при помощи проекции в том, что ис-пытывается страх, налагаются лишения и люди подвергаются ограничениям, которые отчасти маскируются как меры защиты против враждеб­ного демона. Таким образом, мы снова видим, что табу выросло на почве амбивалентной направ­ленности чувств, и табу покойников вытекает из противоположности между сознательной болью и бессознательным удовлетворением по поводу смерти. При таком происхождении гнева духов вполне понятно, что больше всего приходится его


опасаться именно самым близким и прежде наи­более любимым родственникам.

Предписания табу проявляют здесь ту же двойственность, что и невротические симптомы. Благодаря своему характеру ограничений они, с одной стороны, выражают печаль, а с другой — очень ярко выдают то, что хотели скрыть, — враж­дебность к покойнику, которая теперь мотивиру­ется как самозащита. Некоторую часть запреще­ний табу мы научились понимать как страх перед искушением. Покойник беззащитен — это должно поощрять стремление к удовлетворению на нем враждебных страстей, и против этого искушения должно быть выдвинуто запрещение.

Но Вестермарк прав, когда он не допускает у дикарей понимания различия между насильст­венно и естественно умершим. Для бессознатель­ного мышления убитым является и тот, кто умер естественной смертью; его убили злостные жела­ния (ср. следующую ст. этого ряда: «Анимизм, магия и могущество мысли»). Кто интересуется происхождением и значением сновидений о смер­ти любимых родственников (родителей, братьев, сестер), тот сможет констатировать полное сход­ство отношения к умершему у сновидца-ребенка и дикаря,— сходство, в основе которого лежит та же амбивалентность чувств.

Выше мы возражали против взгляда Вундта, видящего сущность табу в страхе перед демонами, и тем не менее мы только что согласились с объ­яснением, которое сводит табу мертвецов к страху


перед душой покойника, превратившейся в демо­на. Это может казаться противоречием, но нам не­трудно будет устранить его. Хотя мы и допустили демонов, но не придали им значения чего-то ко­нечного и неразрешимого для психологии. Мы как бы разгадали этих демонов, распознав их как проекции враждебных чувств к покойникам, имев­шихся у оставшихся в живых.

Согласно нашему хорошо обоснованному предположению двойственные чувства к покойни­ку — нежные и враждебные — стремятся про­явиться во время потери его как печаль и удовле­творение. Между этими двумя противоположно­стями должен возникнуть конфликт и, так как одно из борющихся чувств — враждебность (пол­ностью или в большей части) — остается бессо­знательным, то исход конфликта не может состо­ять в вычленении обоих чувств одного из другого и в сознательном предпочтении чувства, оказав­шегося в избытке. Это бывает, например, если про­щаешь любимому человеку причиненное им огор­чение. Процесс изживается благодаря особому психическому механизму, который в психоанали­зе обыкновенно называют проекцией. Враждеб­ность, о которой ничего не знаешь и впредь не хо­чешь знать, переносится из внутреннего воспри­ятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим. Не мы, оставшиеся в живых, радуемся тому, что избави­лись от покойника; нет, мы оплакиваем его, но он теперь странным образом превратился в злого де-


мона, который испытывал бы удовлетворение от нашего несчастья и старается принести нам смерть. Оставшиеся в живых должны теперь защищаться от злого врага; они свободны от внутреннего гне­та, но заменили его угрозой извне.

Нельзя отрицать, что этот процесс проекции, превращающий покойников в злых врагов, находит поддержку в действительной враждебности, кото­рая осталась о них в памяти и за которую их дейст­вительно можно упрекнуть. Мы имеем в виду их жестокость, властолюбие, несправедливость и все другое, что составляет подоплеку самых нежных отношений между людьми. Но дело обстоит не так просто, чтобы одним этим моментом объяснить со­здание демонов путем проекции. Вина умерших составляет, несомненно, часть мотивов, объясняю­щих враждебность оставшихся в живых, но она не имела бы такого действия, если бы не повлекла за собой этой враждебности, и момент смерти, не­сомненно, был бы весьма неподходящим поводом к тому, чтобы вспомнить все упреки, которые с осно­ванием можно было бы сделать покойникам. Мы не можем отказаться от бессознательной враждеб­ности как от постоянно действующего мотива. Это враждебное душевное движение к самым близким, дорогим родственникам при их жизни не проявля­лось, то есть не открывалось сознанию ни непо­средственно, ни посредством какого-нибудь заме­няющего его проявления. Но это стало уже больше невозможным с момента смерти одновременно лю­бимых и ненавистных лиц: конфликт обострился.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия