Студопедия — ISBN 5-352-01625-0 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ISBN 5-352-01625-0 3 страница







щих никакого значения мелочей и являются, по-видимому, особого рода церемониалом. В основе всех этих запрещений лежит, как представляется, своего рода теория: будто запрещения необходи­мы потому, что некоторым лицам и вещам свой­ственна опасная сила, передающаяся при прикос­новении к заряженному ею объекту почти как за­раза. Во внимание принимается также и величина этого опасного свойства. Один или одно обладает им больше, чем другое, и опасность соразмеряется с различием силы заряда. Но самое странное, что тот, кому удалось нарушить такое запрещение, сам приобретает признаки запретного, как бы при­няв на себя весь опасный заряд. Эта сила свой­ственна всем лицам, представляющим собой не­что исключительное, а именно королям, священ­никам, новорожденным, и всем исключительным состояниям, как-то: физиологическим (состояни­ям менструаций), наступлениям половой зрело­сти, родам; всему жуткому — болезни, смерти — и всему связанному с ними из-за способности к заражению и распространению.

«Табу» называется, однако, все — как лица, так и местности, предметы и временные состоя­ния, являющиеся носителями, источниками этого таинственного свойства. «Табу» также называет­ся запрещение, вытекающее из этого свойства, и «табу» — в полном смысле — называется нечто такое, что одновременно и свято, и стоит превы­ше обычного, так же как и опасное, и нечистое, и жуткое.


В этом слове и обозначаемой им системе на­ходит выражение особенность душевной жизни, понимание которой, по-видимому, нам действи­тельно как будто недоступно. Но прежде все­го нужно принять во внимание, что нельзя при­близиться к пониманию этого, не углубившись в характерную для столь низких культур веру в духов и демонов. Но для чего нам вообще инте­ресоваться загадкой табу? Я полагаю, не только потому, что всякая психологическая проблема заслуживает попытки разрешения, но еще и по другим причинам. Мы подозреваем, что табу ди­карей Полинезии не так уж чуждо нам, как это кажется с первого взгляда, что запрещения мо­рали и обычаев, которым мы сами подчиняемся, по существу, могут иметь нечто родственное с этим примитивным табу и что объяснение табу могло бы пролить свет на темное происхожде­ние нашего собственного «категорического импе­ратива».

С особенно напряженным ожиданием прислу­шаемся к такому исследователю, как Вундт, ко­торый говорит нам о своем понимании табу, тем более что он обещает «дойти до последних кор­ней представления табу»1.

0 понятии «табу» Вундт говорит, что оно
«обнимает все обычаи, в которых выражается бо­
язнь определенных, связанных с представления-

1 Wundt W. Volkerpsychologie. Bd. II: My thus and Religion.
P. 300 ft*.


ми культа объектов или относящихся к ним дей­ствий»1.

В другой раз Вундт заявляет: «Если понимать под ним (под табу), соответственно общему значе­нию слова, любое утвержденное обычаем и нрава­ми или точно формулированными законами за­прещение прикасаться к какому-нибудь предмету, пользоваться им для собственного употребления или употреблять, известные запретные слова <..> то вообще нет ни одного народа и ни одной сту­пени культуры, которые были бы свободны от вреда, наносимого табу».

Вундт также объясняет, почему ему кажется более целесообразным изучать природу табу в примитивных условиях австралийских дикарей, а не в более высокой культуре полинезийских народов. У австралийцев он распределяет запре­щения табу на три класса в зависимости от того, касаются ли они животных, людей или других объектов. Табу животных, состоящее главным об­разом в запрещении убивать и употреблять их в пищу, составляет ядро тотемизма. Табу второго рода, имеющее своим объектом человека, носит, по существу, другой характер. С самого начала оно ограничивается условиями, предполагающи­ми для подверженного табу необычайное в жиз­ни. Так, например, юноши являются табу при торжестве посвящения в зрелые мужи, женщи­ны — во время менструации или непосредствен-

1 Ibid. P. 237.


но после родов; табу бывают также новорожден­ные дети, больные и главным образом мертвецы. На собственности человека, находящейся в по­стоянном употреблении, лежит неизменное табу для всякого другого, например на его платье, ору­жии и орудиях труда. Личной собственностью является в Австралии также новое имя, получае­мое мальчиком при посвящении в зрелые мужи, оно — табу и должно сохраняться в тайне. Табу третьего рода, объектом которого являются дере­вья, растения, дома и местности, более постоянно и, по-видимому, подчиняется только тому прави­лу, что налагается на все, что по какой-нибудь причине вызывает опасение или чувство страха.

Изменение, которое табу претерпевает в бо­лее богатой культуре полинезийцев и на Малай­ском архипелаге, сам Вундт считает нужным признать не особенно глубоким. Более значи­тельная социальная дифференциация этих наро­дов проявляется в том, что вожди, короли и свя­щенники осуществляют особенно действенное табу и сами подвержены самой сильной власти табу.

Но настоящие источники табу лежат глубже, чем в интересах привилегированных классов: «Они возникают там, где берут свое начало самые прими­тивные и в то же время самые длительные челове­ческие влечения, — из страха перед действием де­монических сил»1.

i Ibid. P. 307.


«Будучи первоначально не чем иным, как объ­ективировавшимся страхом перед предполагав­шейся демонической силой, скрытой в подвергну­том табу предмете, такое табу запрещает дразнить эту силу и требует мер предупреждения против мести со стороны демона, когда оно нарушается сознательно или нечаянно».

Табу постепенно становится основывающейся на самой себе силой, освободившейся от демо­низма. Оно налагает свою печать на нравы, обы­чаи и даже на закон. «Но заповедь, неизреченная, скрывающаяся за меняющимися в таком разно­образии, в зависимости от места и времени, за­прещениями табу, первоначально одна: берегись гнева демонов».

Вундт делает вывод, что табу основывается на вере примитивных народов в демонические силы. Позднее табу отделилось от этой основы, но оста­лось силой потому, что оно было таковой вследст­вие своего рода психической косности; таким об­разом, оно само становится основой требований наших нравов и наших законов. Каким бы пра­вильным ни казалось первое из этих положений, я все же полагаю, что выражу точку зрения мно­гих читателей, называя объяснения Вундта ничего не говорящими. Ведь это не значит спуститься до источников представления табу или открыть его последние корни. Ни страх, ни демоны не могут в психологии иметь значения последних причин, не поддающихся уже далее никакому разложению, было бы иначе, если бы демоны действительно су-


шествовали, но мы ведь знаем, что они сами, как и боги, являются созданием душевных сил чело­века; они созданы от чего-то и из чего-то.

О двояком значении табу Вундт высказывает значительные, но не совсем ясные взгляды. В са­мых примитивных зачатках табу, по его мнению, еще нет разделения на святое и нечистое. Имен­но поэтому в них вообще отсутствуют эти поня­тия в том значении, какое они приобретают толь­ко благодаря противоположности, в которую они оформились. Животное, человек, место, на ко­торое наложено табу, обладают демонической силой, они еще не священны и потому еще и не нечисты в более позднем смысле. Именно для этого еще индифферентного среднего значения демонического, до которого нельзя прикасаться, выражение табу является самым подходящим, так как подчеркивает признак, становящийся в конце концов навсегда общим и для святого, и для нечистого, — боязнь прикосновения к нему. В этой остающейся общности важного признака кроется, однако, тем временем указание на то, что существует первоначальное сходство обеих об­ластей, уступившее позднее место дифференциа­ции только вследствие возникновения новых ус­ловий, благодаря которым эти области в конце концов развились в противоположности.

Свойственная первоначальному табу вера в демоническую силу, скрытую в предмете и мстя­щую тому, кто прикоснется к предмету или сде­лает из него неразрешенное употребление тем,


что переносит на нарушителя чародейственную силу, все же остается полностью и исключитель­но объективированным страхом. Страх этот еще не распался на две формы, какие он принимает на более развитой ступени: на благоговение и от­вращение.

Но каким образом создается такое разделение? По Вундту, благодаря перенесению запрещений табу из области демонов в область представлений о богах. Противоположность святого и нечистого совпадает с последовательностью двух мифологи­ческих ступеней, из которых прежняя не совсем исчезла к тому времени, когда достигнута следую­щая, а продолжает существовать в форме более низкой оценки, к которой постепенно примешива­ется презрение. В мифологии имеет силу общий закон, предусматривающий, что предыдущая сту­пень (именно потому, что она преодолена и оттес­нена более высокой) сохраняется наряду с ней в униженной форме, так что объекты ее почитания превращаются в объекты отвращения.

Дальнейшее рассуждение Вундта касается отно­шения представлений табу к очищению и жертве.

Всякий, кто подходит к проблеме табу со сто­роны психоанализа, то есть исследования бессо­знательной части индивидуальной душевной жиз­ни, после недолгого размышления скажет себе, что


эти феномены ему не чужды. Ему известны люди, создавшие себе индивидуальные запрещения и так же строго их соблюдающие, как дикари соблюда­ют общие у всего их племени или общества запре­ты. Если бы он не привык называть этих индиви­дов «страдающими навязчивостью», то считал бы подходящим для их состояния название «болезнь табу». От этой болезни навязчивости он, однако, благодаря психоаналитическому лечению узнал клиническую этиологию и сущность психологи­ческого механизма и теперь уже не может отка­заться от того, чтобы не использовать всего откры­того в этой области для объяснения соответствую­щих явлений в психологии народов.

Предупредим, что и при этой попытке не сле­дует упускать из виду, что сходство табу с болез­нью навязчивости может быть чисто внешним, относиться лишь к форме обоих явлений и не распространяться на их сущность. Природа лю­бит пользоваться одинаковыми формами при са­мых различных биологических отношениях, как, например, в разветвлениях коралла, как и в рас­тениях и затем в известных кристаллах или при образовании известных химических осадков. Бы­ло бы слишком поспешным и малообещающим обосновывать выводы, относящиеся к внутренне­му сродству, таким внешним сходством, вытека­ющим из общности механических условий. Мы запомним это предупреждение, но при этом нам незачем отказываться от нашего намерения вос­пользоваться этим сравнением.


Самое близкое и бросающееся в глаза сход­ство навязчивых запретов (у нервнобольных) с табу состоит в том, что эти запрещения не моти­вированы и происхождение их загадочно. Они возникли каким-то образом и должны соблюдать­ся вследствие непреодолимого страха. Внешняя угроза наказанием не нужна, потому что имеется внутренняя уверенность (совесть), что наруше­ние приведет к невыносимому бедствию. Самое большее, о чем могут сказать больные, страдаю­щие навязчивостью, — это о неопределенном чув­стве, что из-за нарушения запрета пострадает ка­кое-нибудь лицо из окружающих. Какого рода будет вред, остается неизвестным, да и эти незна­чительные сведения получаешь скорее при иску­пительных и предохранительных действиях, о ко­торых будет речь дальше, чем при самих запре­щениях.

Главным и основным запрещением невроза яв­ляется, как и при табу, прикосновение, отсюда и название: боязнь прикосновения — delire de tou­cher. Запрещение распространяется не только на непосредственное прикосновение телом, но вклю­чает и всякое прикосновение, хотя бы в перенос­ном смысле слова. Все, что направляет мысль на запретное, вызывает мысленное соприкосновение и так же запрещено, как непосредственный физи­ческий контакт. Такое же расширение понятия имеется и у табу.

Какая-то часть запрещений понятна по своим целям, другая, напротив, кажется непонятной, не-


лепой, бессмысленной. Последние запрещения мы называем «церемониалом» и находим, что та­кое же различие проявляют и обычаи табу.

Навязчивым запрещениям свойственна огром­ная подвижность, они распространяются какими угодно путями с одного объекта на другой и де­лают этот новый объект, по удачному выражению одной моей больной, «невозможным». Такая «не­возможность» в конце концов охватывает весь мир. Больные навязчивостью ведут себя так, как будто бы «невозможные» люди и вещи были но­сителями опасной заразы, способной распростра­ниться посредством контакта на все, находящееся по соседству. При описании запрещений табу мы отмечали способности к заразе и к перенесению. Мы знаем также, что тот, кто нарушил табу при­косновением, сам становится табу и никому не следует приходить с таким человеком в сопри­косновение.

Приведу дба примера перенесения, правиль­нее, сдвига запрещений. Один — из жизни мао­ри (Новая Зеландия), другой — из моего на­блюдения над женщиной, страдающей навязчи­востью.

«Вождь маори не станет раздувать огня своим дыханием, потому что его священное дыхание пе­редало бы его священную силу огню, огонь — горшку, стоящему в огне, горшок — пище, гото­вящейся в нем, пища — лицу, которое ее съест, и в итоге должно было бы умереть это лицо, съев­шее пищу, варившуюся в горшке, стоящем на ог-


не, который раздувал вождь своим священным дыханием»1.

Пациентка требует, чтобы предмет домашнего обихода, купленный мужем и принесенный до­мой, был удален: иначе он сделает «невозмож­ным» помещение, в котором она живет, так как она слышала, что этот предмет куплен в лавке, которая находится, скажем, на Оленьей улице. Но теперь фамилию Олень носит ее подруга, ко­торая живет в другом городе и которую она в молодости знала под девичьей фамилией. Эта по­друга теперь для нее «невозможна» — табу, и купленный здесь, в Вене, предмет — тоже табу, как и сама подруга, с которой она не хочет иметь никакого соприкосновения.

Навязчивые запрещения приводят к очень се­рьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. Но часть этих навязчивых идей может быть преодолена благодаря выполне­нию определенных действий, которые необходимо совершить и которые, вне всякого сомнения, по природе своей представляют собой покаяние, ис­купление, меры защиты и очищения. Самым рас­пространенным из этих навязчивых действий яв­ляется омовение водой (навязчивые умывания). Часть запретов табу может быть также заменена, или нарушение их может быть искуплено подоб-

1 Frazer J.-D. The golden Bough: Taboo and the perils of the Soul. L, 1911. P. 136 (Фрэзер Д.-Д. Золотая ветвь: Табу и опас­ности духов).


ным «церемониалом», но омовение водой пользу­ется особым предпочтением.

Резюмируем, в каких пунктах выражается яр­че всего сходство обычаев табу с симптомами невроза навязчивости: 1) в немотивированности запретов, 2) в их утверждении благодаря внут­реннему принуждению, 3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запре­щенного, 4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекаю­щих из запретов.

Клиническая история и психический механизм болезни навязчивости стали нам, однако, извест­ны благодаря психоанализу. История болезни в типичном случае страха прикосновения гласит: в самом начале, в самом раннем детстве, проявля­ется сильное чувство наслаждения от прикоснове­ния, цель которого гораздо более специфична, чем можно было бы ожидать. Этому наслаждению скоро извне противопоставляется запрещение со­вершать именно это прикосновение1.

Запрещение было усвоено, потому что на­шло опору в больших внутренних силах2; оно оказалось сильнее, чем влечение, стремившееся выразиться в прикосновении. Но вследствие при­митивной психической конституции ребенка за­прещению не удалось уничтожить влечения.

1 Оба, и наслаждение и запрещение, относились к собствен­
ным гениталиями.

2 В отношениях к любимым лицам, от которых исходило за­
прещение.


Следствием запрещения было только то, что вле­чение — наслаждение от прикосновения — под­верглось вытеснению и перешло в бессознатель­ное. Таким образом, сохранились и запрещения и влечения, влечение — потому что оно было толь­ко вытеснено, а не уничтожено, запрещение — потому что с исчезновением его влечение про­никло бы в сознание и осуществилось бы. Имеет место незаконченное положение, создается пси­хическая фиксация, и из постоянного конфликта между запрещением и влечением вытекает все ос­тальное.

Основной характер психологической констел­ляции, зафиксированной таким образом, заклю­чается в том, что можно было бы назвать амби­валентным отношением индивида к объекту или, вернее, к определенному действию1. Он постоян­но желает повторять это действие (прикоснове­ние), видит в нем высшее наслаждение, но не смеет его совершить и страшится его. Противо­положность обоих течений невозможно прими­рить прямым путем, потому что они — только это мы и можем сказать — так локализуются в душевной жизни, что не могут прийти в непо­средственное столкновение. Запрещение ясно осознается, постоянное наслаждение от прикос­новения — бессознательно, сам больной о нем ничего не знает. Не будь этого психологического

1 Согласно удачному выражению Э. Блейлера (швейцарский психиатр и психолог, описавший шизофрению. — Ред.).


момента, амбивалентность не могла бы так долго длиться и привести к таким последствиям.

В клинической истории случая мы придали решающее значение вмешательству запрещения в раннем детстве; в дальнейшем формировании эта роль выпадает на долю механизма вытеснения в детском возрасте. Вследствие имевшего место вы­теснения, связанного с забыванием — амнезией, мотивировка ставшего сознательным запрещения остается неизвестной, и все попытки интеллекту­ально снять запрещение терпят неудачу, так как не находят точки, на которую они должны быть направлены. Запрещение обязано своей силой, своим навязчивым характером именно его отно­шению к своей бессознательной противополож­ности, к не заглушённому в скрытом состоянии наслаждению, то есть во внутренней необходимо­сти, недоступной осознанию. Способность запре­щения переноситься и развиваться дальше отра­жает процесс, особенно облегченный и допускае­мый бессознательным наслаждением и благодаря психологическим условиям бессознательного. Удо­влетворение влечения постоянно переносится с одного объекта на другой, чтобы избегнуть имею­щейся изоляции, и старается вместо запрещенно­го найти суррогаты, заменяющие объекты и дей­ствия. Поэтому и запрещение меняет свое по­ложение и распространяется на новые цели запрещенного душевного движения. На каждую новую попытку вытесненного либидо прорваться запрещение отвечает новыми строгостями. За-


держка, происходящая от борьбы обеих проти­воположных сил, стимулирует потребность в вы­ходе, в уменьшении господствующего в душе на­пряжения, в котором можно видеть мотивировку навязчивых действий. В неврозе последние явля­ются очевидными компромиссными действиями, с одной точки зрения, доказательствами раскаяния, проявлениями искупления и т.п., а с другой — одновременно заменяющими действиями, возна­граждающими влечение за запрещенное. Закон невротического заболевания требует, чтобы эти навязчивые действия все больше шли навстречу влечению и приближались к первоначально за­прещенному действию.

Сделаем теперь попытку отнестись к табу так, как будто бы по природе своей оно было тем же самым, что и навязчивые запрещения наших больных. При этом нам с самого начала ясно, что многие из наблюдаемых нами запретов табу пред­ставляют собой вторичные явления, образовав­шиеся в результате сдвига и искажения, и что мы должны быть довольны, если нам удастся про­лить некоторый свет на самые первые и самые важные запрещения табу. Очевидно, что разли­чия в положении дикаря и невротика достаточно значительны, чтобы исключить полное совпаде­ние и не допустить перенесения с одного на дру­гой, доходящего до точного копирования во всех пунктах.

Прежде всего отметим, что нет никакого смысла расспрашивать дикарей о действительной


мотивировке их запрещений и о действительном происхождении табу. Мы предполагаем, что они ничего не могут об этом рассказать, потому что эта мотивировка у них «бессознательна». Но мы сконструируем историю табу по образцу навяз­чивых запрещений следующим образом. Табу представляет собой очень древние запреты, ког­да-то извне наложенные на поколение примитив­ных людей, то есть насильственно навязанные этому поколению предыдущим. Эти запреты ка­сались деятельности, к которой имелась большая склонность. Они сохранялись от поколения к по­колению, может быть, только вследствие тради­ции, благодаря родительскому и общественному авторитету, но возможно, что они уже «организо­вались» у будущих поколений как часть унасле­дованного психического богатства. Кто мог бы ответить на вопрос, существуют ли именно в этом случае, о котором у нас идет речь, такие «врожденные» идеи и привели ли они к фикса­ции табу сами по себе или благодаря воспита­нию? Но из того факта, что табу удержалось, сле­дует, что первоначальное наслаждение от совер­шения этого запрещенного существует еще и у народов, придерживающихся табу. У них имеет­ся амбивалентная направленность по отношению к их запретам табу; в бессознательном им боль­ше всего хотелось нарушить их, но они в то же время боятся этого; они потому именно боятся, что желают этого, и страх у них сильнее, чем стремление к наслаждению. Желание же у каж-


дого представителя этого народа бессознательно, как и у невротика.

Самые старые и важные запреты табу состав­ляют оба основных закона тотемизма: не убивать животного тотема и избегать полового общения с товарищем по тотему другого пола.

Оба, вероятно, представляют собой самые древ­ние и самые сильные соблазны людей. Мы этого понять не можем и не можем поэтому исследовать правильность наших предположений на этих при­мерах до тех пор, пока нам неизвестны смысл и происхождение тотемической системы. Но кому известны результаты психоаналитического иссле­дования отдельного человека, тому уже сам текст этих обоих табу и их совпадение напомнит то, что психоаналитики считают центральным пунктом инфантильных желаний и ядром неврозов.

Обычное разнообразие явлений табу, привед­шее к сообщенным прежде попыткам классифика­ции, сливается, таким образом, для нас в единство: основание табу составляет запрещенное действие, к совершению которого в бессознательном имеет­ся сильная склонность.

Мы знаем, хотя это трудно понять, что вся­кий совершивший запрещенное, нарушивший та­бу, сам становится табу. Как же сопоставить этот факт с другими, а именно что табу связано не только с лицами, совершившими запрещенное, но также и с лицами, находящимися в особых состо­яниях, с самими этими состояниями и с никому не принадлежащими вещами. Что это за опасное


свойство, остающееся неизменным при всех этих различных условиях? Только одно: способность раздразнить амбивалентность человека и будить в нем искушение преступить запрет.

Человек, нарушивший табу, сам становится та­бу, потому что приобрел опасное свойство вво­дить других в искушение следовать его примеру. Он возбуждает зависть: почему ему должно быть позволено то, что запрещено другим? Он действи­тельно «заразителен», поскольку всякий пример вызывает желание подражать, поэтому необходи­мо избегать и его самого.

Но человеку не надо и нарушать табу, для того чтобы самому стать временно или постоянно табу, если только он находится в состоянии, способном будить запретные желания у других, вызывать в них амбивалентный конфликт. Большинство исключи­тельных положений относится к такому состоянию и обладает этой опасной силой. Король или вождь вызывает зависть своими преимуществами. Может быть, всякий хотел бы быть королем? Мертвец, но­ворожденный, женщины в своем болезненном со­стоянии соблазняют особой беспомощностью, толь­ко что созревший в половом отношении индивид — новыми наслаждениями, которые он обещает. По­этому все эти лица и все эти состояния относятся к табу, так как ведут к искушению.

Теперь нам понятно, почему силы Мала раз­личных лиц взаимно уменьшают одна другую, частично уничтожают. Табу короля слишком сильно для его подданного, ведь социальное раз-


личие между ними слишком велико. Но министр может стать между ними безвредным посредни­ком. В переводе с языка табу это значит: под­данный, боящийся сильного искушения, которое представляет для него соприкосновение с коро­лем, может перенести общение с чиновником, ко­торому он уже не станет так завидовать и поло­жение которого ему самому кажется достижимым. Министр же может умерить свою зависть к коро­лю, принимая во внимание ту власть, которая пре­доставлена ему самому. Таким образом, менее зна­чительные различия вводящей в искушение ча­родейственной силы вызывают меньше опасения, чем особенно большие различия.

Ясно также, каким образом нарушение извест­ных запретов табу представляет опасность, и по­тому все члены общества должны наказать или искупить это нарушение, чтобы не пострадать са­мим. Эта опасность действительно имеется, если происходит замена сознательных душевных дви­жений бессознательными желаниями. Опасность заключается в возможности подражания, которое привело бы к распаду общества. Если бы другие не наказывали за преступление, то они должны были бы открыть в самих себе то же желание, что и у преступников.

Нечего удивляться, что прикосновение при за­прете табу играет ту же роль, что и при боязни прикосновения, хотя тайный смысл запрета при табу не может иметь такое специальное содержа­ние, как при неврозе. Прикосновение обозначает


начало всякого обладания, всякой попытки под­чинить себе человека или предмет.

Заразительную силу, присущую табу, мы объ­яснили его способностью вводить в искушение, побуждать к подражанию. С этим как будто не вяжется то, что способность табу к заражению выражается прежде всего в том, что оно перено­сится на предметы, которые благодаря этому са­ми становятся носителями табу.

Способность табу к перенесению отражает до­казанную при неврозах склонность бессознатель­ного влечения переходить ассоциативным путем на все новые объекты. Таким образом, наше вни­мание обращается на то, что опасной чародейст­венной силе Мапа соответствуют две реальные способности: способность напоминать человеку о его запретных желаниях и как будто более значи­тельная способность соблазнять его к нарушению запрета в пользу этих желаний. Обе способности сливаются, однако, в одну, если мы допустим — в духе примитивной душевной жизни, — что про­буждение воспоминания о запретном действии связано с пробуждением тенденции к выполне­нию его. В таком случае воспоминание и искуше­ние снова совпадают. Нужно также согласиться с тем, что если пример человека, нарушившего табу, соблазнил другого к такого же рода поступку, то непослушание распространилось, как зараза, по­добно тому, как табу переносится с человека на предмет, с одного предмета на другой. Если нару­шение табу может быть исправлено покаянием


или искуплением, означающим, в сущности, отказ от какого-либо блага или свободы, то этим дока­зывается, что выполнение предписаний табу само было отказом от чего-то, что было очень жела­тельно. Невыполнение одного отказа заменяется отказом в другой области. В отношении церемо­ниала табу можно сделать вывод, что раскаяние является чем-то более первичным, чем очищение. Резюмируем: наше понимание табу явилось ре­зультатом его уподобления навязчивому запрету невротика: табу — очень древний запрет, наложен­ный извне (каким-нибудь авторитетом) и направ­ленный против сильнейших вожделений людей. Сильное желание нарушить его остается в бессо­знательном. Люди, выполняющие табу, имеют ам­бивалентную направленность к тому, что подле­жит табу. Приписываемая табу чародейственная сила сводится к способности вводить в искуше­ние, она похожа на заразу, потому что пример за­разителен и потому что запрещенное вожделение в бессознательном переносится на другое. Искуп­ление посредством воздержания за нарушение та­бу доказывает, что в основе соблюдения табу ле­жит воздержание.

Желательно было бы узнать ценность нашего уподобления табу неврозу навязчивости и сло­жившегося на основании этого уподобления по-


нимания табу. Если наше понимание имеет пре­имущества, которых в противном случае нет, ес­ли оно ведет к лучшему пониманию табу, чем то, которое доступно нам и без него, — тогда оно ценно. Быть может, мы уже ранее привели дока­зательство выгоды такого уподобления; но нам нужно попробовать усилить его, продолжая объ­яснение обычаев и запретов табу во всех деталях. Нам открыт также и другой путь: нельзя ли непосредственно на феномене табу доказать часть предположений, которые мы перенесли с невроза на табу, или выводов, к которым мы при этом при­шли. Необходимо только решить, что нам следу­ет искать. Утверждение о возникновении табу, а именно что оно происходит от очень древнего запрещения, наложенного когда-то извне, не под­дается, разумеется, доказательствам. Постараемся поэтому найти для табу подтверждение психологи­ческих условий, известных нам в неврозе навязчи­вости. Каким образом при неврозе мы узнаем об этих психологических моментах? Благодаря ана­литическому изучению симптомов особенно навяз­чивых действий, мероприятий отражения и навяз­чивых запрещений. Они показывают самые верные признаки их происхождения из амбивалентных ду­шевных движений или тенденций, причем они одновременно соответствуют как одному желанию, так и противоположному ему или же служат пре­имущественно одной из двух противоположных тенденций. Если бы нам удалось доказать амбива­лентность, существование противоположных тен-







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия