Студопедия — Воображением называется свойство сознания, позво­ляющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воображением называется свойство сознания, позво­ляющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания.






Воображение — это психический процесс, выражаю­щийся: 1) в построении образа средств и конечного ре­зультата предметной деятельности субъекта; 2) в со­здании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена; 3) в продуцировании образов, кото­рые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов соответствующих описанию объекта.

Важным значением воображения является то, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Со­знание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его пред­метному воплощению.

Память позволяет человеку составить представление об образах прошлого, восприятие — настоящего, а воображе­ние — будущего. В воображении человек компенсирует недостающую ему в реальной действительности семанти­ческую и эстетическую информацию. Он может домыслить в воображении и то, чего нет в действительности, объять своей фантазией различные временные и пространственные феномены. Поэтому воображение является одним из важ­нейших условий творчества в любом виде человеческой де­ятельности, особенно в художественной.

Элементы воображения свойственны мышлению, свя­заны с эмоциями, памятью, с восприятием и с другими перцептивными процессами, используемыми творческой личностью для перекодирования и рекомбинации объек­тивного отражения действительности в субъектном худо­жественном образе.

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степе­нью непределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных дан­ных задачи.

Синоним понятия воображения — фантазия. Фанта­зия изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (переста­новка) элементов реальности. Фантазия позволяет най­ти новую точку зрения на известные факты, творческая активность порождаемая фантазией, связана с личной ода­ренностью и индивидуальным опытом человека, склады­вающимся в процессе деятельности.

По степени выраженности активности различают два вида воображения: активное и пассивное.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. При этом воображение выступает как за­мена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное во­ображение наблюдается при ослаблении деятельности со­знания, при его расстройствах, в полудремотном состо­янии, а также во сне. Преднамеренное пассивное вооб­ражение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Следует отметить, что преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных де­фектах развития личности. Непреднамеренное вообра­жение происходит без предварительного целеполагания. Можно сказать, что случаем непроизвольного или не­преднамеренного воображения является сновидение. Например, музыка увертюры к опере «Шелковая лест­ница» была сочинена композитором Джакомо Россини во сне.

Другим видом непреднамеренного воображения явля­ются грезы, возникающие в сноподобном состоянии при переходе от сна к бодрствованию (просоночное состоя­ние) или от бодрствования ко сну (предсонное состоя­ние). Например, фантастические образы, возникающие в воображении спящей Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Мечта — это воображение, создающее образы жела­емого будущего.

Мечта сродни творческому воображению, ибо она сопровождается созданием новых образов. Мечта пере­стает быть творческой, если она не актуализируется и не обрастает реальными действиями по ее воплощению в жизнь. Активная мечта является движущей силой чело­веческих поступков.

Воображение бывает активным, произвольным, ког­да образы возникают преднамеренно в связи с заранее поставленной целью. В активном воображении присут­ствуют сознательное целеполагание, усилие, поиск, от­бор, анализ и синтез представлений и знаний по воссоз­данию образа. Активное воображение может быть твор­ческим и воссоздающим.

Творческое воображение возникшее в процессе тру­да предполагает самостоятельное создание образов, ре­ализуемых в оригинальных и ценных продуктах дея­тельности, и является неотъемлемой стороной всякого творчества, в том числе технического, художественно­го и т. д.

Творческое воображение, которое направлено, на созда­ние нового оригинального образа, идеи, причем новое мо­жет быть субъективным, т. е. новым и объективным толь­ко для данного индивида, никогда не существовавшим ни в материализованном, ни в идеальном виде. Творчес­кое воображение может быть материализовано, но может и оставаться на уровне мыслительного процесса в виде идеального.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе со­здание тех или иных образов, соответствующих описа­нию. Репродуктивным, или воссоздающим, называется та­кое воображение, в процессе которого образы создаются на основе личного опыта и имевшихся ранее восприятии в соответствии с имеющимися уже сведениями об объек­те. Например, при чтении художественного произведе­ния на основе созданных автором образов читатель до­мысливает в воображении, воссоздает индивидуальную картину, например портреты персонажей, ситуации.

Надо сказать, что процесс воображения не всегда не­медленно реализуется в практических действиях. Неред­ко воображение принимает форму особой внутренней де­ятельности, заключающейся в создании образа желаемо­го будущего, т. е. в мечтании. Мечта — это необходимое условие преобразования действительности, побудитель­ная причина, мотив деятельности, окончательное завер­шение которой оказалось отсрочено.

Одним из механизмов воображения является эмпатия. По мнению Е. Я. Басина, наиболее удачным определени­ем эмпатии является следующее: «Эмпатия — это вооб­ражаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу. Из это­го определения следует, что эмпатия — это один из меха­низмов воображения».

Согласно эмпатической теории, в основе творческого воображения лежит «раздвоение» психики (как на уров­не сознания, так и бессознательного) и его регулирующе­го центра: «Я» — на реальное и воображаемое «Я». Е. Я. Басин пишет: «Воображаемое творческое «Я» — это соб­ственно и есть творческий компонент, творческая под­система «Я». Это «Я» одновременно является воображае­мым и воображающим. Воображаемым называем его по­тому, что оно занимает в идеальном плане точку зрения иную, чем у реального индивида».

Воображению способствуют и отдельные особенности личности, например преобладание первой сигнальной си­стемы, художественного типа мышления. Например, у некоторых людей в связи с такими особенностями может наблюдаться повышенная самовнушаемость и психосома­тическая переключаемость, ведущая иногда к выраженно­му влиянию воображенного на ряд физиологических фун­кций организма при нарушении законов психогигиены творческого труда, ведущих к психопатологии.

В сфере патопсихологии фантазия больных людей слу­жит предметом диагностического исследования. Фанта­зия проявляется также как компенсаторная реакция, за­мещающая реальные поступки при инфантилизме лич­ности.

Склонность к фантазированию бывает особенно выра­жена у истеричных больных, причем их фантазии быва­ют сходны с детскими фантазиями, они малоотличимы или совсем не отличимы от реальности. А некоторые люди под влиянием внушающих воздействий представляют себе события в ложном виде, часто принимая воображаемое за действительное. Кроме того, воображение может при­обретать бесплодный навязчивый характер. Ложные представления о собственных болезнях иногда определяются при патологиях личности, часто с возникновением ипо­хондрических черт, это проявляется в преувеличенной заботе о своем здоровье, различными болезненными ощу­щениями и т. д. Патологическое фантазирование прини­мает черты бреда при некоторых психозах.

Следует отметить, что у тревожно-мнительных и склонных к самовнушению людей воображение может привести к патологической работе органов, при отсут­ствии их поражения органической болезнью. В литера­туре приводятся данные о воображенных рвотах, пере­боях в работе сердца, приступах аппендицита, симптомах онкологических заболеваний. Например, женщина внушила себе, что у нее онкологическое заболевание, в течение некоторого времени, она описывала типичные симптомы рака, а затем умерла, дальнейшее вскрытие показало отсутствие у нее болезни. Описаны случаи, когда людям с сильно развитым воображением было произведено множество ненужных операций, ввиду их высокой самовнушаемости и психосоматической пере-ключаемости.

В медицинской литературе для обозначения такого патологического воображения существует термин — «син­дром Мюнхгаузена».







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия