Студопедия — Использование своей молодости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Использование своей молодости






 

Искатель знания! Ты должен воспользоваться днями своей молодости и ее золотой порой, как было сказано:

Получишь то, к чему стремился,

Насколько прилагаешь сил,

А кто к высотам устремился,

Трудился ночью, (не ленился,

Получит то, что заслужил).

Ты дни используй молодые

(Для этой цели, поспеши):

Ведь эти годы молодые

Малы настолько, коротки!

В хадисе говорится:

ل ن ت َ ز ُ و ل َ ق َ د َ م َ ا ع َ ب ْ د ٍ ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ ح َ ت ّ َ ى ي ُ س ْ أ َ ل َ ع َ ن ْ أ ر ب َ ع ِ خ ِ ص ا ل ٍ: ع ن ع ُ م ُ ر ِ ه ِ ف ِ ي م َ ا أ َ ف ْ ن َ ا ه ُ ، و َ ع َ ن ْ ش ب ا ب ِ ه ِ ف ِ ي م ا أ َ ب ْ ل ا ه ُ ، و َ ع َ ن ْ م َ ا ل ِ ه ِ م ِ ن ْ أ َ ي ْ ن َ ا ك ْ ت َ س َ ب َ ه ُ و َ ف ِ ي م َ أ َ ن ْ ف َ ق َ ه ُ و َ ع َ ن ْ ع ِ ل ْ م ِ ه ِ م ا ذ ا ع َ م ِ ل َ ف ِ ي ه ِ

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырех вещах: о жизни его – как он провел е¸? – и о молодости его – как он ее провел? – и о богатстве его – откуда он взял его и на что потратил? – и о знании его – как он его использовал?»[145].

«Таким образом он будет спрошен о всей своей жизни в целом и о молодых годах, в частности. Молодость – это (только) часть жизни, но она особенно ценна, поскольку это годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также период силы (человека) в промежутке между двумя периодами слабости: слабости младенчества и немощи старчества. Всевышний Аллах сказал:

Аллах – Тот, Который сотворил вас слабыми, затем Он дал вам после слабости (младенчества) силу (молодости), затем дал вам после силы немощь (старости) и седину . («Румы», 54). [146]

Молодость – это «время деятельности… молодость – это быстро уходящий гость, и если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби. Поэтому посланник Аллаха, , сказал:

ا ِ غ ْ ت َ ن ِ م ْ خ َ م ْ س ً ا ق َ ب ْ ل خ َ م ْ س ، ش َ ب َ ا ب ك ق َ ب ْ ل ه َ ر َ م ك ، و َ ص ِ ح ّ َ ت ك ق َ ب ْ ل س َ ق َ م ك ، و َ غ ِ ن َ ا ك ق َ ب ْ ل ف َ ق ْ ر ك ، و َ ف َ ر َ ا غ ك ق َ ب ْ ل ش ُ غ ْ ل ك ، و َ ح َ ي َ ا ت ك ق َ ب ْ ل م َ و ْ ت ك

«Воспользуйся пятью вещами прежде пяти других: своей молодостью прежде старости, своим здоровьем прежде болезни, своим богатством прежде бедности, своим свободным временем прежде занятости и своей жизнью прежде смерти».[147]

Имам Ахмад сказал: «Молодость я могу сравнить лишь с тем, что у меня было в рукаве что-то, что упало».

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Великий и Могущий Аллах давал своим рабам знание только в их молодые годы, и все благо заключено в молодости». Затем он прочитал слова Великого и Могущего Аллаха:

Они сказали: «Мы слышали, как юноша по имени Ибрахим поносил их . («Пророки», 60). Затем слова Всевышнего:

Поистине, были они молодыми людьми, которые уверовали в своего Господа, и Мы добавили им руководства[148] («Пещера», 13). Затем слова Всевышнего:

И даровали Мы ему мудрость, когда он был реб¸ нком . («Марьям», 12).

Хафса бинт Сирин сказала: «Молодые! Трудитесь, ведь только в молодости (совершаются) дела». Аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «Главенство приходит с авторитетом».

И разве не были сподвижники посланника Аллаха, , уверовавшие в него, поддерживавшие его, помогавшие ему и последовавшие за светом (религии), ниспосланной ему, лишь только молодыми?».[149]

И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я (многое) хочу сегодня сделать, но уже не могу». Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте религию, пока молоды».[150]

Искатель знания! Прочти следующие слова – и пусть они станут для тебя примером, и представь, что автором этих строк являешься ты. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я понаблюдал за людьми, занимающими высокое положение, и увидел, что большинство из них многое теряют в период своего величия. Некоторые из них в молодые годы погрязают в грехе, другие пренебрегают поисками знания, третьи чрезмерно предаются удовольствиям.

Но в старости все они раскаиваются, когда прежние грехи уже не поправить, когда силы иссякли, а заслуги забыты. И старость проходит в горести и печали. И если старец одумается в своих прежних грехах, то скажет: “Как я сожалею о тех грехах, что совершил! ”.А если не одумается, то станет сожалеть о тех усладах, что уже не вернуть.

А тот, кто посвятил свою молодость поиску знания, в старости с благодарностью пожинает плоды того, что посеял, и наслаждается, записывая то (знание), что собрал, (в книги). Он не только не считает, что лишился каких-то телесных благ, но и получает удовольствие от (приобретенного им) знания».[151]

 

5. Использование своего
свободного времени и здоровья

 

«Благом, которым пренебрегают многие люди, не ценят его должным образом и не благодарят за него, является здоровье и свободное время.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал:

ن ِ ع ْ م َ ت َ ا ن ِ م َ غ ْ ب ُ و ن ٌ ف ِ ي ه ِ م َ ا ك َ ث ِ ي ر ٌ م ِ ن ْ ا ل ن ّ َ ا س ِ ا ل ص ّ ِ ح ّ َ ة ُ و َ ا ل ْ ف َ ر َ ا غ ُ

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем».[152], [153]

Под свободным временем следует понимать незанятость мирскими делами и проблемами, отвлекающими человека от его занятий делами вечной жизни.

Слово «обделены» («магбун») в арабском языке образовано от глагола «габана», что означает «обманывать, недовешивать при продаже, покупке и торговле». Как говорит выдающийся ученый аль-Мунави, в данном случае (любого) взрослого человека можно уподобить торговцу, капиталом которого является его здоровье и свободное время, поскольку они – основа прибыли и залог успеха. И тот, кто покорится заповедям Аллаха, извлечет прибыль, а кто последует за шайтаном, потеряет свой капитал.

В другом хадисе говорится:

ا ِ غ ْ ت َ ن ِ م ْ خ َ م ْ س ً ا ق َ ب ْ ل خ َ م ْ س ،... و َ ف َ ر َ ا غ ك ق َ ب ْ ل ش ُ غ ْ ل ك

«Воспользуйся пятью вещами прежде пяти других: … своим свободным временем прежде занятости …».[154]

Свободное время никогда не остается свободным, оно неизбежно наполнится либо добром, либо злом. И кто не сможет увлечь свою душу делами праведными, того душа увлечется делами дурными. Счастлив тот, кто проводит свое время в добрых и праведных делах, и горе тому, кто проводит его в делах дурных и порочных.

Один праведный человек сказал: «Время, свободное от мирских забот, – это великое благо. И если человек проявит неблагодарность за оказанное ему благодеяние тем, что даст волю своим страстям и пойдет на поводу своих желаний, то Аллах нарушит благоденствие его души и лишит его той душевной чистоты и покоя, что он имел».[155]

Одним словом, искатель знания «не растрачивает свою жизнь и не теряет ни секунды своего времени на дела, не связанные со знанием и его использованием. По мере необходимости он выделяет время на еду, питье, сон, отдых после утомительного (труда), выполнение своих обязанностей в отношении жены или гостя, для работы ради пропитания и удовлетворения других нужд, а также (отрывается от учебы) в случае недомогания или по другим причинам, препятствующим занятиям. А все остальное времяпрепровождение верующего человека не стоит ровно ничего, и тот, у кого один день похож на другой, тот обделен. Некоторые из (предшественников) не прекращали своих занятий, даже если с ними случалась легкая болезнь или слабое недомогание, наоборот, знание было для них лекарством, и они продолжали заниматься по мере сил».[156]


6. Использование каждого
удобного случая

 

Знай, брат, искатель знания, что житейских забот много, а наши потребности в этой жизни бесконечны. И тебе необходимо прибегнуть к некоторым хитростям для того, чтобы использовать то время, которому мы не придаем особого значения и теряем в угоду мнимой вежливости или по привычке:

а) во время еды, во время работы по дому (ремонт и т.п.), а также в машине ты можешь слушать записи Корана или лекции.

б) ты можешь повторять Коран, когда идешь по улице, беря пример с наших благочестивых ученых. Когда аль-Хатиб аль-Багдади шел по дороге, он всегда читал, держа в руке одну из частей Корана. Один из предшественников, давая совет своим друзьям, сказал: «Когда вы выйдете от меня, то разойдитесь: быть может, кто-то из вас читает Коран по дороге, и если вы пойдете все вместе, то станете разговаривать друг с другом».

в) Куда бы ты ни направился, всегда бери с собой книгу. Тем более, что в наше время печатается огромное количество книг малого формата (карманные книги), что существенно облегчает тебе задачу.

Ты лучше других знаешь, что тебе полезно. Главное, чтобы у тебя было желание воспользоваться тем временем, которое многие люди попросту теряют, даже многие из тех, кто ищет знание.

 

7. Постоянное знакомство с примерами
бережливого отношения предшественников
к своему времени

 

Искатель знания, ты должен постоянно знакомиться с тем, как предшественники использовали свое время. Читай о них, размышляй над их образом жизни всякий раз, когда обнаружишь в себе лень и нерадение.[157]

Доктор Кутайба аль-Халиди сказал: «Как Ибн Хаджару и другим таким же ученым, как он, удалось достичь того, чего они достигли, и сделать то, что они сделали? Некоторые скажут, что они были гениальными людьми, им сопутствовала помощь Аллаха, и жизнь их была благословенна. И это, безусловно, правда. Но разве благословение (дается человеку) беспричинно? И разве можно горевать, идя по (чужим) стопам, вместо того, чтобы стремиться заслужить лучшую долю и изменить свою участь?

Никогда не получит благословения и помощи Аллаха тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его (как бы то ни было) с пользой или без пользы. И если ты попросишь его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто (впустую) проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.

Высота устремлений и величие целей побуждают (человека) ценить время, поскольку это – его жизнь. И если ему дорого то, к чему он стремится, то ему легко расставаться с тем, чем он жертвует (на этом пути).[158]

Да, наши предшественники крайне бережливо относились ко времени и старались не пропустить ни одной секунды, не воспользовавшись ею для приобретения знания. Они жалели даже о том времени, что проводили за едой. Аль-Халил сказал: «Самым тягостным временем для меня является то время, когда я ем».

Передают, что Салим ибн Аййуб ар-Рази «следил за каждым своим вздохом и никогда не проводил времени без пользы: он либо переписывал (книги), либо учил (что-либо), либо читал… Однажды он пошел к себе домой, а когда вернулся, сказал: «По дороге я прочел один джуз (1/30 часть Корана)»… Однажды у него затупился калем, и, пока он его приводил в порядок, он шевелил губами. И можно было понять, что он читает, при том, что он просто чинил калем, (даже здесь) не желая терять время попусту».

Ибн ‘Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, что даже хлебу предпочитаю съесть пирожное и запить его водой, потому что его надо меньше жевать, и у меня остается больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что еще не успел».

Он также сказал: «Я никогда не теряю ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза – читать, я напрягаю свои мысли, лежа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».

О горе! Жизнь прошла, и время пролетело

Во тьме позора немощи и лени.

А люди дорогу к спасенью нашли

И к целям высоким идут неторопливо.
Глава пятая







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия