Grossraum
Шмитт разработал еще одну важнейшую геополити ческую теорию теорию " большого пространства " (Grossraum). Эта концепция рассматривает процесс развития государств как стремление к обретению наибольшего территориального объема. Принцип имперской интеграции является выражением логического и естественного человеческого стремления к синтезу. Этапы территориально го расширения государства, таким образом, соответствуют этапам движения человеческого духа к универсализму.
Этот геополитический закон распространяется и на техническую и на экономическую сферы. Шмитт показывает, что начиная с некоторого момента техническое и экономическое развитие государства требует количест венного и качественного увеличения его территорий. При этом не обязательно речь идет о колонизации, аннексии, военном вторжении. Становление Grossraum может проходить и по иным законам на основании принятия несколькими государствами или народами единой религиозной или культурной формы.
По Шмитту, развитие " номоса" Земли должно привести к появлению Государства-континента. Этапы движения к Государству-континенту проходят от городов-государств через государства территории. Появление сухопутного Государства-континента, материкового grossraum'а является исторической и геополитической необходимостью.
В тексте 1940 года " Пространство и Большое Пространство в праве народов" [43] Шмитт так определил " Большое Пространство ": " Сфера планификации, организации и человеческой деятельности, коренящаяся в актуальной и объемной тенденции будущего развития " [44]. Уточняя эту несколько расплывчатую формулировку, Шмитт указывал как на пример волевого создания " Большого Пространства" проведение в жизнь американской доктрины Монро.
Хотя Grossraum можно, в определенном смысле, отождествить с Государством, а точнее, с Империей (das Reich), эта концепция выходит за рамки обычного государства. Это новая форма сверхнационального объединения, основанного на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторе.
В отличие от унификационной пангерманистской модели Гитлера и от советского интернационализма Grossraum Шмитта основывается на культурном и этническом плюрализме, на широкой автономии, ограничен ной лишь стратегическим централизмом и тотальной лояльностью к высшей властной инстанции. При этом Шмитт подчеркивал, что создание нового " Большого Пространства" не зависит ни от научной ценности самой доктрины, ни от культурной компетентности, ни от экономического развития составляющих частей или даже территориального и этнического центра, давшего импульс к интеграции. Все зависит только от политической воли, распознающей историческую необходимость такого геополитического шага.
Шмитт в этой доктрине предвосхитил основные линии современной интеграционной политики.
8.5 Тотальная война и фигура " партизана"
Геополитические мотивы различимы у Шмитта практически во всех темах, которые он рассматривает. В частности, он исследовал связь трех концепций " тотальный враг, тотальная война, тотальное государст во". С его точки зрения, " тотальное государство" это самая совершенная форма государства традиционного типа, т.е. пик развития сухопутного " номоса". Несмотря на возможности исторической эволюции такого государства вплоть до масштабов Grossraum, в нем сохраняется неизменным сущностное качество. " Тотальное государство" исключает принцип " тотального врага" и " тотальной войны", так как представление о противнике, " враге" (а Шмитт придавал огромное значение формулировке понятий " друг" /" враг ", amicus/hostis) оно выстраивает на основании себя самого, а следовательно, выдвигает концепцию " войны форм", в которой действует Jus bellum и участвуют только ограниченные контингенты профессиональных военных. Мирное население и частная собственность, в свою очередь, находятся под охраной закона и устранены (по меньшей мере, теоретически) из хода военных действий.
Либеральная доктрина, которую Шмитт однозначно связывал с Новым временем и, соответственно, с " морской цивилизацией", с " номосом" моря, отрицая " тотальное государство" открывает тем самым дорогу " тотальной войне" и концепции " тотального врага". В 1941 году в статье " Государственный суверенитет и открытое море" он писал:
" Война на суше была подчинена юридическим нормам, так как она была войной между государствами, т.е. между вооруженными силами враждующих государств. Ее рационализация проявлялась в ее ограничении и в стремлении вывести за ее пределы мирное население и объекты частной собственности. Война на море, напротив, не является войной между строго определенными и подчиняющимися юридическим нормативам противниками, так как основывается на концепции тотального врага." [45]
Общая геополитическая картина, описанная Шмиттом, сводилась к напряженному цивилизационному дуализму, к противостоянию двух Grossraum'ов англосак сонского (Англия + Америка) и континентально-евро пейского, евразийского. Эти два " Больших Пространст ва" талассократическое и теллурократическое ведут между собой планетарное сражение за то, чтобы сделать последний шаг к универсализации и перейти от континентального владычества к мировому. При этом Шмитт с пессимизмом относился к возможности свести этот конфликт к какой-то строгой юридической базе, так как цивилизационные макроконцепции обоих " Больших Пространств" основываются на взаимоисключаю щих " номосах" " номосе Земли" и " номосе Моря". Последний разрушительный элемент вносится развитием воздухоплавания, так как " воздушное пространство" еще менее поддается этико-правовой структурализации, нежели морское.
В конце жизни Шмитт сосредоточил свое внимание на фигуре " партизана". Эта фигура, по Шмитту, является последним представителем " номоса" Земли, остающим ся верным своему изначальному призванию вопреки " разжижению цивилизации" и растворению ее юридически -культурных основ. " Партизан" связан с родной землей неформальными узами, и исторический характер этой связи диктует ему основы этики войны, резко отличающиеся от более общих и абстрактных нормативов. По мере универсализации " морской модели" и " торговой этики", которые, естественно, охватывают и сферу военных действий, фигура " партизана", приобретает, по Шмитту, все большее цивилизационное значение, так как " партизан" остается последним действующим лицом истории, которое защищает (всеми средствами) " сухопутный порядок" перед лицом тотального наступления талассо кратии. Отсюда вытекает его почти " сотериологическая" историческая функция. Глава 9. Петр Николаевич Савицкий " Евразия Срединная Земля"
|