Консервативный революционер
Немец Карл Шмитт (1888 1985) известен как выдающийся юрист, политолог, философ, историк. Но все его идеи неразрывно связаны с геополитическими концепциями, и основные его работы " Номос Земли" [36], " Земля и море" [37] и т.д. посвящены именно осмыслению геополитических факторов и их влияния на цивилиза цию и политическую историю.
Карл Шмитт был близок к немецким представителям Консервативной Революции, парадоксальному течению, которое совмещало в себе национально-консервативные и социально-революционные элементы. Судьба Шмитта это судьба его книг, его юридическо-философской школы. Как и у многих других консервативных революцио неров, его отношения с национал-социалистическим режимом были двойственными. С одной стороны, его теории, безусловно, повлияли на нацистскую идеологию. Особенным успехом пользовались его политологические книги " Политическая теология" [38] и " Понятие политического" [39], в которых Шмитт дал развернутую критику либерального права и идеи " правового государства". В этих текстах уже даны очертания всего последующего интеллектуального творчества Шмитта в них заметен предельный политический реализм, стремление освободить политологические проблемы от гуманитарной риторики, сентиментального пафоса, социальной демагогии. Это вполне соответствовало национал-социалисти ческому духу.
Вместе с тем вся концепция Шмитта была основана на фундаментальной идее " прав народа" (Volksrechte), которые он противопоставлял либеральной теории " прав человека". В его понимании всякий народ имел право на культурную суверенность, на сохранение своей духовной, исторической и политической идентичности. Такой же подход был характерен для некоторых национал-социалистов, считающих эту идеологию универсаль ной и применимой для всех народов земли. Но доминирующей линией режима стал именно пангерманизм, основанный на шовинизме и узко националистическом подходе. Поэтому Шмитт, с его теорией " прав народов", подвергался резкой критике, особенно со стороны идеологов СС (в 1936 в органе СС " Schwarze Korps" была опубликована агрессивно угрожающая статья в его адрес).
Идейное формирование Шмитта проходило в той же атмосфере идей " органицистской социологии", что и у Ратцеля и Челлена, но на него повлияли также романтические теории " Света Севера" (Nordlicht), согласно которым социально-политические формы и государствен ные образования коренятся не в механическом функцио нировании атомарных личностей, соединенных в математические конгломераты, но в мифологии, в сакральном мире " стихий и духов" [40]. В теориях Шмитта повсюду наличествует парадоксальное сочетание " политического романтизма" и " строгого рационализма". Отточенный ментальный аппарат служит выражению духовных мифологем.
На Нюрнбергском процессе была сделана попытка причислить Карла Шмитта к " военным преступникам" на основании его сотрудничества с режимом Гитлера. В частности, ему инкриминировалось " теоретическое обоснование легитимности военной агрессии". После детально го знакомства судей с сутью дела обвинение было снято. Но тем не менее, Шмитт как и Хайдеггер, Юнгер и другие " консервативные революционеры" стал персоной нон-грата в мировом научном сообществе, и его труды совершенно игнорировались.
Только в 70-е годы благодаря колоссальному влиянию на юридическую мысль некоторых левых, социали стических мыслителей, труды Шмитта стали постепен но реабилитироваться.
В настоящее время он признан классиком политоло гии и юриспруденции.
|