Ленин В.И
Биографические сведения. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870—1924) — выдающийся политический и общественный деятель, теоретик марксизма. Родился в дворянской семье, на формирование политических взглядов значительное влияние оказала казнь его старшего брата революционера-народовольца. Окончив гимназию, в 1887 г. Ленин поступил учиться в Казанский университет, но вскоре за участие в студенческих беспорядках был арестован и выслан под надзор полиции в деревню; в 1888 г. ему было разрешено вернуться, но без права обучения в университете. В 1891 г. экстерном сдал экзамены за юридический факультет Петербургского университета. Уже в эти годы он стал профессиональным революционером-марксистом. В 1895 г. опять был арестован и сослан, в 1900 г., после окончания ссылки, уехал в эмиграцию. В годы первой русской революции (1905—1907) приехал в Россию, но после ее поражения опять уехал за границу, откуда окончательно вернулся после февральской революции 1917 г. С 1903 г. Ленин был лидером фракции большевиков социал-демократической партии России, которая пришла к власти в стране в результате Октябрьской революции 1917 г., и он же стал первым руководителем Советского государства. Ленин — создатель IIIИнтернационала — международной революционной организации рабочих. Философские работы Ленина представляют собой развитие марксизма в новых исторических условиях и имеют в основном полемический характер. Систематически и профессионально философией никогда не занимался, тем не менее его идеи оказали громадное влияние на формирование одного из ведущих течений неомарксизма — марксизма-ленинизма, философского учения, которое стало господствующим и единственно допустимым в России на протяжении всего времени существования советской власти (1917—1991 гг.). Основные (философские) труды. «Материализм и эмпириокритицизм» (1909); «Карл Маркс» (1914); «Философские тетради» (1914, сборник конспектов и заметок по истории философии1); «Империализм 1 Эти материалы никогда не предназначались им для публикации, но были опубликованы в виде отдельной книги в советский период. как высшая стадия развития капитализма» (1915); «Государство и революция» (1917); «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Философские воззрения. Диалектический материализм. Ленин работал в ту эпоху, когда возник кризис в естествознании, связанный с новыми открытиями в физике1. И, опираясь на концепцию диалектического материализма, в ответ на «вопль» физиков: «Материя исчезла», он дал ответ: «Исчезла не материя, а тот предел, до которого мы ранее знали материю». Он сформулировал гносеологическое определение материи: материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, отображающего ее. Познание он понимал как исторический процесс, в котором бесконечно идет приближение к Абсолютной истине (полному и правильному знанию обо всем мире), но которая никогда не может быть достигнута. Это отнюдь не означает агностицизма, он утверждал, что в мире нет ничего в принципе не познаваемого, а есть только то, что пока еще не познано. Знания, которыми мы располагаем на каждом этапе развития, есть частичное неполное знание — относительная истина. Абсолютная истина складывается как сумма относительных истин. Истина является объективной: это такое содержание наших представлений, которое не зависит от человека, есть отражение внешнего, объективного мира в нашем сознании. Исторический материализм. Анализируя развитие капитализма на современном ему этапе, Ленин пришел к выводу, что капитализм вступил в новую последнюю стадию своего развития — империализм. Эта эпоха должна стать временем социалистических революций и переходом к новой общественно-экономической формации — коммунизму, первой стадией которой является социализм. Разделяя идею марксизма о необходимости мировой революции, Ленин пришел к выводу о том, что социализм в силу неравномерного экономического и политического развития разных стран может сначала победить в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране. Хотя в своем экономическом развитии Россия отстает от ведущих стран Запада, построение социализма в одной России возможно, учитывая уникальность сложившейся политической ситуации: наличие в ней самого передового общественного класса — пролетариата, возглавляемого самой передовой политической партией — коммунистической, вооруженной самой передовой философской теорией (и идеологией) своего времени — марксизмом. Этот вывод Ленина можно рассматривать как развитие характерной для всей русской философии идеи об особой миссии или судьбе России. 1 См. подробнее об этом кризисе на с. 451—452. Судьба учения. В результате победы Октябрьской революции 1917г. в России и безусловного лидерства Ленина среди пришедших к власти большевиков ленинский вариант неомарксизма стал господствующим философским учением в России вплоть до 1991г.
|