Указатель имен. Адорно (Визенгрунд-Адорно) Т
Август — 44 Адорно Г. — 85 Адорно (Визенгрунд-Адорно) Т. — 7, 28, 35, 74, 85, 111, 151, 162, 168, 178, 233, 245, 265, 267, 297, 300, 435, 459, 473, 485, 486, 488, 491, 495, 496, 500 Альтенберг П. — 104 Андерс Г. — 224 Андерсен X. К. — 261 Аполлинер Г. (В. А. Костровицкий)— 14 Аристотель — 169, 294, 295, 318, 344, 345, 378 Аристофан — 326 Атже Ж. Э. — 85, 517 Барбе д'Оревильи Ж. А. — 371 Баум В. — 447, 518 Бах И. С. — 90, 157, 209, 230, 234, 250, 266, 271, 290, 293, 303, 304, 306, 307, 317, 319, 420, 479 Бахофен И. Я. — 7, 385, 517 Беккет С. — 28, 33, 43, 48—50, 72, 117, 121, 137, 170, 188, 196—198, 216, 224, 225, 287, 316, 323, 339, 358, 360, 361, 388, 430, 452, 454, 456, 459, 482, 493 Бенн Г. — 72 Беньямин В. — 37, 40, 52, 69, 84—86, 114, 117, 125, 126, 137, 149, 166, 171, 214, 255: 265, 266, 281, 283—285, 297, 298, 315, 367, 378, 390, 393, 394, 398, 426, 428, 443, 456, 458, 472, 481, 502 Берг А. — 25, 66, 168, 300, 310, 311, 385, 396, 433 Бергсон А. — 103, 195, 463 Берлиоз Г. — 59, 284, 311, 315 Бетховен Л. ван — 17, 70, 127, 149, 158, 162, 170, 171, 207, 259, 269, 270, 273, 284, 288, 299, 300, 302, 307, 311, 315, 318—320, 322, 348, 353, 354, 364, 365, 388, 406, 414, 424, 437, 455, 474, 496, 507 Блох Э. — 57 Бодлер Ш. — 15, 25, 34—36, 56, 62, 75, 117, 126, 136, 137, 168, 196, 234, 235, 280, 323, 342, 347, 371, 389, 393, 425, 426, 451, 457, 458, 503 Бомарше П. О. — 350 Борхардт Р. — 34, 101, 109 Брак Ж. — 430 Брамс И. — 395, 420 Бретон А. — 139 Брехт Б. — 31, 43, 50, 55, 61, 85, 117, 146, 181, 215, 219, 235, 299, 304, 318, 327, 336, 350, 351, 356, 357, 367, 377, 426, 442 Бринкман Д. — 476 Брукнер А, — 33, 279, 420 Булез П. — 312, 485, 486, 518 Бэкон Ф. — 368 Бюхнер Г. — 64, 283 Вагнер Р. — 147, 151, 190, 222, 287, 349, 365, 404, 405, 420, 442 Валери П. — 13, 39, 108, 120, 206, 234, 236, 245, 254, 264, 270, 313, 316, 328, 412, 415, 424, 425, 458, 464, 499, 509 Валленштейн А. — 433 Ван Гог В. — 64, 218 Ван Донген К. (Т. М. Корнеллс) — 330 Варбург А. — 502, 517 Вебер М. — 34, 82, 171 Веберн А. фон — 66, 115, 215, 232, 263, 264, 307, 431, 433 Ведекинд Ф.— 14, 32, 65, 121, 126, 131, 385, 442, 483 Верди Дж. — 303 Верлен П. — 61, 221 Вермеер (Вермер) Делфтский Я. — 219, 273 Вернер X. — 466 Вико Дж. — 367 Виланд Р. — 462 Вильгельм II Гогенцоллерн — 122 Витгенштейн Л. — 298, 453 Вольс (А. О. В. Шульце) — 126, 517 Вольтер (М. Ф. Аруэ) — 336 Гайгер М. — 471 Гайдн Ф. Й. — 288, 321, 322 Гауптман Г. — 371 Геббель Ф. — 103, 112, 282 Гебель И. П. — 94 Гегель Г. В. Ф. — 6, 8, 9, 12—14, 21, 23, 26, 29, 31, 43, 51, 71, 77, 78, 93, 95, 96, 106—113, 119, 134—136, 140, 147, 151, 156, 160—162, 167, 174, 213, 216—221, 231, 235, 238, 241, 246, 249, 261, 263, 264, 290, 292, 299, 301, 302, 317, 320, 355, 378, 380, 383, 384, 388, 392—394, 422, 426, 446, 450, 455, 456, 472—474, 478, 480, 485—490, 498, 500, 501, 503—505 Гелен А. — 440, 441, 465 Гёльдерлин Ф. — 60, 105, 109, 278, 347 Георге С. — 27, 76, 139, 151, 256, 342, 358, 359 Гесуальдо да Веноза К. — 64 Гёте И. В.— 106, 107, 162, 168, 188, 221, 235, 249, 262, 271, 281, 337, 357, 474, 483, 506, 517 Гитлер (Шикльгрубер) А. — 39 Гоген П. — 284 Голль Ш. де — 366 Гомер — 272 Гораций (Квинт Гораций Флакк) — 44 Горький М. (А. М. Пешков) — 371 Гофмансталь Г. фон — 27, 342 Граб Г. — 230 Гумбольдт В. фон— 106, 107 Гуссерль Э.— 105, 408 Гутман X. — 479 Гюго В. М. — 34 Гюис К. — 451 Д'Аламбер Ж. Л. — 112 Дали С. — 330 Д'Аннунцио Г. — 345 Дебюсси К. А. — 33, 222, 277, 287, 310, 430, 440 Джойс Дж. — 42, 165, 218, 408 Джотто ди Бондоне — 305 Дильтей В. — 490 Дьюи Дж. — 476, 501 Еврипид — 79, 335 Жданов А. А. — 84, 366 Жид А.— 151 Зиммель Г — 474 Зольгер К. В. — 107 Золя Э. — 332, 359, 518 Зомбарт В. — 34 Зудерман Г. — 359 Ибсен Г. — 142, 371, 402, 492 Ионеско Э. — 493 Йохман — 478 Калер Э. — 117 Канвейлер Д. А. — 231, 430, 517 Кандинский В. В. — 129, 213, 218, 300, 418 Кант И. — 12, 17—20, 26, 36, 67, 76, 89, 93—96, 98, 99, 104, 106, 107, 113, 134, 136, 137, 140, 143, 161, 169, 171, 184—186, 205, 216, 223, 238—242, 248, 249, 261, 285, 286, 288, 293, 314, 354, 382, 386, 395, 473, 474, 487, 488, 498, 500, 501, 503—505 Каросса X. — 64 Кафка Ф. — 21, 27, 32, 165, 186, 187, 284, 285, 332, 333, 434, 454, 459, 473, 482 Кейдж Дж. — 225, 517 Клагес Л. — 127, 214 Клаудиус (Шмидт) Э. — 282 Клее П. — 32, 53, 91, 122, 183, 319, 370, 414, 416 Клейст Г. фон — 332 Кокто Ж. — 56, 426 Колетт С. Г. — 446-448, 518 Коро К. — 101 Краузе Ф. — 401, 466, 467 Краус К. — 95, 104, 139, 151, 219, 447 Кренек (Кшенек) Э. — 433 Кроче Б. — 290, 292, 384, 462, 463, 472 Кубин А. — 32 Кун X. — 6 Куртс-Малер — 428 Кьеркегор С. — 13, 171, 172, 218, 286, 410, 488, 503 Кэрролл Л. (Ч. Л. Доджсон) — 363 Кюрнбергер Ф. — 32, 323 Лагерлёф С. — 198 Ласло де Лаброш Ф. А. — 330 Лафорг Ж. — 15 Лейбниц Г. В. — 341, 404 Леонардо да Винчи — 15 Лессинг Г. Э. — 125 Либрукс Б. — 505 Лигети Д. — 228 Локк Дж. — 399 Лоос А. — 42, 72, 87, 91 Лоренц К. — 440, 441, 465 Лотреамон (И. Дюкас) — 283 Лотце Р. Г. — 135 Лукач Д. — 66, 141, 208, 216, 230, 274, 335, 367, 430, 459, 472 Малер Г. — 64, 275, 287, 318 Малларме С. — 39, 58, 139, 458 Мальро А. — 366 Мане Э. — 56, 137, 389, 415 Манн Т. — 220, 270, 454 Манхейм К. — 363 Маркс К. — 235, 281, 301, 328, 352, 368, 375, 503 Маркузе Г. — 364 Марри Г. А. — 381 Массон А. — 330, 370, 396, 429 Маутц К. — 300 Медикус Ф. — 487 Мейер Т. А. — 144, 145 Мейерхольд В. Э. — 370 Мейринк Г. — 32 Мендельсон М. — 18 Мендельсон (Мендельсон-Бартольди) Ф. — 417 Менье К. — 332 Мёрике Э. — 182, 423 Метерлинк М. — 345, 388, 442 Микеланджело Буонарроти — 162 Мильтон Дж. — 328 Мондриан П. — 87, 173 Моне К. — 280 Моцарт В. А. — 25, 207, 236, 258, 318, 319, 336, 365, 420, 436, 437, 478 Наполеон I Бонапарт — 287, 518 Нестрой И. Н. — 447, 518 Ницше Ф. — 8, 73, 76, 79, 104, 150, 190, 201, 212, 247, 296, 337, 371, 377, 401, 402, 405, 406, 485, 506 Ньюмен Э. — 33 Оффенбах Ж. (Я. Эбершт) — 447 Палладио (ди Пьетро) А. — 90 Паунд Э. Л. — 367 Перутц Л. — 123 Пикассо (Руис) П. — 39, 48, 68, 156, 231, 259, 312, 343, 369, 370, 372, 409, 425, 430 Писсарро К. — 40, 100 Платон — 123, 124, 293—295, 344, 425, 469 По Э. А. — 32, 34, 107, 179, 196, 426 Пруст М. — 95, 100, 151, 195, 199, 218, 281, 408, 430, 481 Пуччини Дж. — 303, 447 Пфитцнер X. — 64 Пьеро делла Франческа — 305, 479 Пюви де Шаванн П. — 56 Равель М. — 270 Ратц Э. — 346 Рафаэль Санти — 479 Рембо А. — 9, 34, 36, 52, 72, 75, 138, 279, 342, 343, 451 Рембрандт X. ван Рейн — 17, 162 Ренуар О. — 100 Реш В. — 400, 465 Ригль А. — 90, 214, 247 Рильке Р. М, — 166, 343 Рисмен Д. — 172 Розенкранц К. — 71 Россини Дж. — 156 Руссо Ж. Ж. — 95 Сад Д. А. Ф. — 195 Сартр Ж. П. — 342, 350, 369, 405, 493 Сен-Сане К. — 33, 429 Сен-Симон К. А. де Рувруа — 112 Сервантес Сааведра М. де — 44, 357 Сибелиус Я. — 64 Сислей А. — 100 Сталин (Джугашвили) И. В. — 366 Стендаль (А. М. Бейль) — 444 Стравинский И. Ф. — 55, 262, 385, 426 Стриндберг Ю. А. — 142, 367, 371, 388 Тёрнер У. — 64, 252 Тициан (Тициано Вечеллио) — 342 Толстой Л. Н. — 130, 288, 348 Тома X. — 64 Тосканини А. — 22 Тракль Г. — 181, 414, 415 Троцкий (Бронштейн) Л. Д. — 245 Уайльд О. — 345 Уильяме У К.— 181, 517 Ульбрихт В. — 366 Фихте И. Г. — 248, 487, 488 Фишер Ф. Т. — 147, 189 Флобер Г. — 56, 282, 408 Фрейд 3. — 15, 17—19, 92, 172, 267 Френцель И. — 472 Фриш М. — 74 Фробениус Л. — 400, 463, 518 Хааг Э. — 198 Хаас В. — 446 Хайдеггер М. — 147 Хаксли О. — 371, 401 Хальм А. — 292 Хаузер А. — 464, 465 Хейзинга И. — 453, 454 Херсковитц М. Дж. — 463, 467 Хольм Э. — 400, 465 Хольц А. — 358 Хоркхаймер М. — 74, 85, 486, 491 Цвейг С. — 61 Цейзинг А. — 209 Целан (Анчель) П. — 316, 457—459, 518 Че Гевара (Гевара де ла Серна — Че) Э. — 307 Чимабуэ (Ченни ди Пепо) — 305 Шароун Х. — 69, 517 Шекспир У. — 43, 106, 308, 356, 367, 368 Шеллинг Ф. В. Й. — 73, 93, 106, 110, 114, 191, 320, 488 Шён Э. — 45 Шёнберг А. — 10, 27, 33, 36, 48, 57, 63, 66, 68, 138, 169, 202, 209, 215, 216, 231, 275, 292, 299, 311, 312, 333, 367, 370, 388, 431, 433, 434, 460, 486, 505 Шиканедер Э. И. Й. — 385, 518 Шиллер И. Ф. — 44, 45, 93, 94, 221, 235, 249, 286, 433, 452 Шлоссер К. — 412, 465 Шнабель А. — 154 Шонди (Сцонди) П. — 457 Шопен Ф. — 27, 420 Шопенгауэр А. — 26, 151, 202, 203, 477, 491 Шпайзер Ф.— 400, 401 Штайгер Э. — 339, 517 Штайн Э. — 209 Штейерман Э. — 362, 433 Штифтер А. — 336, 337, 518 Штокхаузен К. — 39, 59, 232, 259, 517 Шторм Т. — 395 Штраус И. — 447 Штраус Р. — 59, 280, 310, 311, 414 Шуберт Ф. — 62, 107, 275, 420 Шуман Р. — 245, 269 Эйхендорф И. фон — 83 Элиот Т. С. — 367 Эль Греко (Теотокопули) Д. — 64, 283 Энгельс Ф. — 281, 328 Эпикур — 79 Эрнст М. — 370, 425 Юнг К. Г.— 127 Содержание ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО, ЭСТЕТИКА Утрата самоочевидности искусства............................................................... 5 К вопросу о происхождении........................................................................... 7 Истинное содержание и жизнь произведений.............................................. 8 Об отношении между искусством и обществом........................................... 10 Критика психоаналитической теории искусства.......................................... 15 Теории искусства Канта и Фрейда................................................................. 17 «Наслаждение искусством»............................................................................ 22 Эстетический гедонизм и счастье познания................................................. 24 СИТУАЦИЯ Распад материалов........................................................................................... 27 Разыскусствление искусства; к критике индустрии культуры.................... 28 Язык страдания................................................................................................ 31 Философия истории нового............................................................................ 32 К проблеме инвариантности; эксперимент (I).............................................. 37 Защита «измов»............................................................................................... 39 «Измы» как секуляризованные школы.......................................................... 40 Осуществимость и случайность; современность и качество...................... 42 «Вторая рефлексия»........................................................................................ 43 Новое и длительность..................................................................................... — Диалектика интеграции и «субъективный пункт......................................... 46 Новое, утопия, негативность.......................................................................... 51 Современное искусство и индустриальное производство........................... 52 Эстетическая рациональность и критика...................................................... 54 Канон запретов................................................................................................. 55 Эксперимент (II). Серьезность и безответственность.................................. 58 Идеал «черноты»............................................................................................. 61 Отношение к традиции................................................................................... 63 Субъективность и коллектив.......................................................................... 64 Солипсизм, миметическое табу, совершеннолетие...................................... 65 Профессия........................................................................................................ 67 Выражение и конструкция.............................................................................. 68 О КАТЕГОРИЯХ БЕЗОБРАЗНОГО, ПРЕКРАСНОГО И ТЕХНИКИ О категории безобразного............................................................................... 71 Социальный аспект и философия истории безобразного............................ 74 О понятии прекрасного................................................................................... 78 Мимесис и рациональность............................................................................ 81 О принципе конструкции................................................................................ 86 Технология....................................................................................................... 88 Диалектика функционализма.......................................................................... 91 ПРИРОДНО-ПРЕКРАСНОЕ Приговор природно-прекрасному.................................................................. 93 Природно-прекрасное как «выход из рамок................................................. 94 О ландшафте культуры.................................................................................... 96 Прекрасное в природе и в искусстве неразрывно......................................... 98 Опыт природы исторически деформирован................................................ 101 Эстетическое восприятие, рассматриваемое аналитически...................... 103 Природно-прекрасное как прерванная история.......................................... 104 Определенная неопределенность................................................................. 106 Природа как шифр умиротворенного.......................................................... 108 Метакритика гегелевской критики природно-прекрасного........................110 Переход от прекрасного в природе к прекрасному в искусстве................. 114 ПРЕКРАСНОЕ В ИСКУССТВЕ: АППАРИЦИЯ, ОДУХОТВОРЕННОСТЬ, НАГЛЯДНОСТЬ «Больше» чем видимость............................................................................... 116 Эстетическая трансцендентность и расколдовывание................................117 Просвещение и священный трепет............................................................... 118 Искусство и то, что ему чуждо..................................................................... 120 Несуществующее........................................................................................... 122 Образный характер........................................................................................ 124 «Взрыв».......................................................................................................... 125 Коллективное содержание образа................................................................ 127 Искусство как духовное явление.................................................................. 129 Имманентность произведений и гетерогенность....................................... 132 Об эстетике духа у Гегеля............................................................................. 134 Диалектика одухотворения........................................................................... 136 Одухотворение и хаотичность...................................................................... 139 Апоретическая наглядность искусства........................................................ 140 Наглядность и понятийность; вещный характер........................................ 144 ВИДИМОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ Кризис видимости......................................................................................... 149 Видимость, смысл, tour de force................................................................... 155 О спасении видимости; гармония и диссонанс.......................................... 158 Выражение и диссонанс................................................................................ 162 Субъект — объект и выражение................................................................... 164 Выражение как характер языка.................................................................... 165 Господство и понятийное познание............................................................. 167 Выражение и мимесис................................................................................... 168 Диалектика внутреннего мира; апории выражения.................................... 170 ЗАГАДОЧНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, МЕТАФИЗИКА Критика и спасение мифа............................................................................. 174 Миметическое и нелепое.............................................................................. 175 Cui bono?......................................................................................................... 176 Загадочность и понимание............................................................................ 177 «Ничто не остается неизменным................................................................. 180 Загадка, письмо, интерпретация.................................................................. 183 Интерпретация как подражание................................................................... 184 «Блок»............................................................................................................. 185 Прерванная трансцендентность................................................................... 186 Загадочность, правдивость, абсолютность................................................. 187 Об истинности художественных произведений......................................... 188 Искусство и философия; коллективное содержание искусства................ 191 Истина как видимость очевидного.............................................................. 193 Мимесис смертельного и примирения........................................................ 195 Метексис мрачного........................................................................................ 198 ГАРМОНИЧНОСТЬ и смысл Логичность..................................................................................................... 200 Логика, причинность, время......................................................................... 202 Целесообразность без цели.......................................................................... 204 Форма.............................................................................................................. 206 Форма и содержание...................................................................................... 210 Понятие артикуляции (I)............................................................................... 214 К понятию материала.................................................................................... 216 К понятию материи; интенция и содержание............................................. 218 Интенция и смысл......................................................................................... 221 Кризис смысла............................................................................................... 223 Понятие гармонии и идеология замкнутости............................................. 229 Утверждение.................................................................................................. 232 Критика классицизма.................................................................................... 234 СУБЪЕКТ — ОБЪЕКТ Двойственное значение субъективного и объективного; об эстетическом чувстве....................................................................... 238 Критика кантовского понятия объективности............................................ 240 Трудное равновесие................................................................................ 242 Языковой характер и коллективный субъект.............................................. 243 К диалектике субъекта и объекта................................................................. 246 Гений............................................................................................................... 247 Оригинальность...................................................................... 250 Фантазия и рефлексия................................................................................... 251 Объективность и овеществление................................................................. 254 К ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Процесс эстетического опыта; произведение как процесс........................ 256 Преходящее.................................................................................................... 259 Артефакт и генезис........................................................................................ 260 Художественное произведение как монада и его имманентный анализ.. 262 Искусство и художественные произведения............................................... 264 История как структурообразующий момент произведений; что значит понятность....... 266 Принуждение к объективации и диссоциирование.................................... 267 Единство и множественность....................................................................... 271 Категория интенсивности............................................................................. 273 «Почему произведение по праву называют прекрасным?»....................... 274 Глубина........................................................................................................... 276 Понятие артикуляции (II).............................................................................. 277 К дифференциации понятия «прогресс»..................................................... 278 Развертывание производительных сил........................................................ 280 Изменение произведений.............................................................................. 281 Интерпретация, комментарий, критика....................................................... 282 Истинное содержание произведения с исторической точки зрения; возвышенное в природе и искусстве...... 283 Возвышенное и игра...................................................................................... 286 ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Номинализм и упадок жанров...................................................................... 290 К вопросу об эстетике жанров в античности.............................................. 294 К философии истории общепринятых норм и правил............................... 295 К понятию стиля............................................................................................ 298 Прогресс в искусстве..................................................................................... 301 История искусства как неоднородный процесс.......................................... 303 Прогресс и овладение материалом............................................................... 305 Техника........................................................................................................... 308 Искусство в индустриальную эпоху............................................................ 313 Номинализм и открытая форма.................................................................... 317 Конструкция; статика и динамика................................................................ 320 ОБЩЕСТВО Двойственный характер искусства: fait social и автономия; к вопросу о фетишизме............................................................................................ 325 Рецепция и производство.............................................................................. 329 Выбор материала; художественный субъект; отношение к науке............. 332 Искусство как образ поведения.................................................................... 335 Идеология и истина....................................................................................... 336 Вина................................................................................................................ 338 О рецепции нового искусства....................................................................... 339 Взаимосвязь искусства и общества.............................................................. 341 Критика катарсиса; китч и вульгарность..................................................... 343 Отношение к практике; воздействие, переживание, потрясение.............. 348 Ангажированность........................................................................................ 355 Эстетизм, натурализм, Беккет...................................................................... 358 Против управляемого искусства.................................................................. 361 Возможность искусства сегодня.................................................................. 362 Автономия и гетерономия............................................................................. 364 Политический выбор..................................................................................... 366 Прогресс и реакция....................................................................................... 369 Искусство и нищета философии.................................................................. 372 Первостепенное значение объекта и искусство.......................................... 373 Проблема солипсизма и ложное примирение............................................. 374
|