Тема 4.3. Феноменология
Круг вопросов. Феноменологическая философия как попытка анализа сознания как особого рода реальности. Основные идеи Э. Гуссерля: анализ феноменов как актов сознания, феноменологическая редукция, лозунг «назад к вещам», интенциональность. Обоснование феноменологии как метода философии. Феноменологические системы Г.Гадамера, Ж.-П. Сартра, А.Шютца, М.Мерло-Понти, понятие жизненного мира, анализ повседневности. Современная феноменология так или иначе связана с концепцией Эдмунда Гуссерля (1859- 1938), разработавшего основные принципы феноменологической философии. До него феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления. Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым, феноменологическим методом, являющимся фундаментом науки Главные цели феноменологии - построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного. Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через него. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии. Тогда закономерно встают следующие вопросы: 1) что есть сознание? и 2) чем оно отличается от того, что не является сознанием? Феноменологи стремятся выделить чистое, т.е. допредметное, досимволическое сознание, или " субъективный поток", и определить его особенности. Делают они это потому, что сознание - очень сложное образование с различными функциями. Выделив " чистое" сознание, мы поймем сущность сознания вообще. Главная характеристика последнего - это его постоянная направленность на предметы. Такая " наивная" направленность сознания на внешние предметы называется " интенциональностью". Сознание всегда ннтенционально, т.е. направлено на что-либо. В своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек " наивен", т.е. он не видит тех " смыслов", которые сам вносит в осознаваемые им предметы. Он считает, что познает объекты как нечто независящее от сознания, своего и других людей, но на самом деле это не объекты, а " предметы" (то, что предо мной), иными словами, объекты, в которые я вношу определенные смыслы - или " очеловеченные объекты", т.е. данные в сознании. Важно различать эти " смыслы сознания" (" чистое сознание") и то, что вне его, т.е. собственно объекты. До всех наук и теорий существует жизненный мир - наивная повседневная жизнь, которая и есть источник всех теорий и понятий науки. Жизненный мир - фундаментальная предпосылка культуры и цивилизации Он наполнен " смыслами" сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Но трагедия в том и состоит, что мы этого не понимаем. Мы думаем, что исследуем первичное бытие вне сознания, а на самом деле исследуем вторичные образования " жизненного мира" и из них черпаем понятия науки. Задача феноменологии - показать, как родились вторичные образования этого мира. Чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истинного, " чистого сознания", надо провести редукцию сознания, т.е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого мы прибегаем к способу " Эпохе" - такой операции мысли, когда внимание ученого направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания. Сфера, где осознается предмет - " чистое сознание", т е. очищенное от догм, схем и стереотипов мышления, а главное - от попыток найти основу сознания в том, что им не является. " Чистое сознание", освобожденное от всех человеческих установок, доопытное, становится доступным пониманию при помощи " редукции" (сведения) - мыслительной операции, которая позволяет сначала перейти от рассмотрения предметов к осмыслению их чистой сущности способом " Эпохе", а затем перейти к постижению фундамента всего существующего - " абсолютного Я". Оказывается, что сознание в чистом виде - " абсолютное Я" (которое одновременно есть центр потока сознания человека) - как бы конструирует мир, внося в него " смыслы". Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания. Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. А сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен. Гуссерль, Брентано, Хайдеггер, Мерло-Понти и другие основоположники феноменологии понимали, что это новая наука о сознании, новое начало в философии, которое отражает определенный рубеж: переход от конструктивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многообразных видов человеческого опыта. Методы феноменологии оказали большое влияние на развитие философии в XX в., в частности, на развитие экзистенциализма, герменевтики, аналитической философии.
|