Неоортодоксия
Первая мировая война стала свидетелем разочарования, хотя и не полного отрицания, в либеральном богословии, которое связывалось с Шлейермахером и его последователями. Ряд авторов утверждал, что Шлейермахер свел христианство к не более чем религиозному опыту, сместив, таким образом, акцент с Бога на человека. Утверждали, что война подорвала доверие к такому подходу. Казалось, что либеральное богословие рассматривает лишь человеческие ценности - а как можно принимать их всерьез, если они приводят к таким глобальным конфликтам? Подчеркивая " отличие" Бога, такие авторы, как Карл Барт (1886-1968 гг.) верили, что они смогут избежать обреченного, сосредоточенного на человеке богословия либерализма. Эти идеи получили систематическое изложение в произведении Барта " Церковная догматика" (1936-1969 гг.), вероятно наиболее значительном достижении XX века. Барт не успел закончить эту работу, и поэтому рассмотрение доктрины искупления не представлено в ней в полной мере. Основной темой, проходящей красной нитью через " Церковную догматику", является необходимость серьезного отношения к самооткровению Божьему во Иисусе Христе через Священное Писание. Хотя может показаться, что это немногим более, чем простое повторение взглядов Кальвина и Лютера, Барт привнес в свою работу значительный элемент творчества, который утвердил его как крупного самобытного мыслителя. Работа разделена на пять томов, каждый из которых подразделяется далее. Том первый рассматривает Слово Божье - для Барта это источник и точка отсчета как христианской веры, так и христианского богословия. Том второй рассматривает доктрину Бога, а том третий доктрину творения. Том четвертый рассматривает доктрину примирения, а незавершенный пятый том касается доктрины искупления. Наряду с термином " бартианство" (который вполне оправдан, однако несет в себе мало информации), еще два термина используются для обозначения подхода, связанного с Бартом. Термин " диалектическое богословие" происходит от идеи о " диалектической связи между временем и вечностью" или " диалектической связи между Богом и человечеством", особенно ясно выраженной в комментарии на Послание к Римлянам, написанном Бартом в 1919г. Этот термин привлекает внимание к характерному акценту Барта на том, что между Богом и человечеством существует противоречие или диалектическая связь. Второй термин, " неоортодоксия", привлекает внимание к сходству между Бартом и произведениями периода реформатской ортодоксии, особенно написанными в XVII веке. Во многом, Карла Барта можно считать вступившим в диалог с несколькими ведущими реформатскими авторами этого периода. Вероятно, наиболее характерной чертой подхода Барта можно назвать его " богословие Слова Божьего". По мнению Барта, богословие является дисциплиной, стремящейся сохранить соответствие официальных заявлений христианской Церкви ее основанию в Иисусе Христе, каким Он открывается нам в Священном Писании. Богословие нельзя считать ответом на человеческие вопросы или реакцией на мирскую ситуацию; оно - отклик на Слово Божье, требующее отклика по самой своей природе. В 1930-е годы неоортодоксия достигла значительного влияния в североамериканском богословии, особенно, благодаря работам Рейнхольда Нибура и других, которые критиковали оптимистические предпосылки большей части либерально-протестантской общественной мысли того времени. Неоортодоксия подвергалась критике по целому ряду вопросов. Наиболее значительными из них представляются следующие. 1. Ее акцент на трансцендентности и " отличии" Бога приводит к взгляду на Бога как на нечто отдаленное и потенциально малозначительное. Возможно, что это приводит к крайнему скептицизму. 2. Системе доказательств положений неоортодоксии свойственна замкнутость ее положения основываются только на божественном откровении, и в то же время их истинность можно проверить лишь обращением к этому же откровению. Иными словами, не существует признанных внешних исходных точек, по которым можно было бы проверить истинность утверждений неоортодоксии. Это привело многих критиков к предположению о том, что это определенная форма фидеизма - то есть системы верований, которая непроницаема для какой-либо критики извне. 3. Неоортодоксия не дает никакого ответа тем, кого привлекают другие религии, которые она игнорирует как искажения. Другие богословские подходы в состоянии объяснить существование таких религий и показать отношения между ними и христианской верой.
|