СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Термины " Библия" и " Священное Писание" по существу взаимозаменяемы. Оба используются для обозначения собрания текстов, признаваемых авторитетными для христианского мышления (хотя природа и степень этого авторитета продолжает вызывать споры). Следует подчеркнуть, что в христианстве Библия является не просто предметом формального академического изучения; она также читается и толкуется в ходе богослужения, а также служит предметом размышлений и благочестивых чувств каждого христианина. По отношению к Священному Писанию часто используется определение " каноническое". Этот термин, происходящий от греческого слова " Kanon " (" правило" или " мерило"), используется для обозначения того, что с общего согласия христианского сообщества были наложены ограничения на тексты, которые могут считаться " Писанием" и следовательно, авторитетными для христианского богословия. Между римско-католическими и протестантскими богословами уже давно идет спор относительно статуса остальных текстов, которые часто называются " апокрифическими" или " второканоническими". Сравнение содержания Ветхого Завета в Иудейской Библии с одной стороны и греческого и латинского переводов (таких, как Септуагинта и Вульгата) с другой, показывает, что последние содержат ряд текстов, которые отсутствуют в первой. Вслед за Иеронимом, реформаторы шестнадцатого века утверждали, что лишь те ветхозаветные писания могут считаться каноническими, которые были первоначально включены в Иудейскую Библию. Таким образом, было проведено разграничение между " Ветхим Заветом" и " Апокрифами": первый состоял из книг, которые содержались в Иудейской Библии, в то время как последний включал книги, которые имелись в Греческой и Латинской Библиях, однако, отсутствовали в Иудейской Библии. Хотя некоторые реформаторы признавали, что апокрифические книги могут быть полезны для назидательного чтения, было общепризнанно, что они не могут служить основанием для христианского богословия. В 1546 г. Тридентский собор определил " Ветхий Завет" как " те ветхозаветные книги, которые содержатся в Греческой и Латинской Библиях", сняв таким образом всякие разграничения между " Ветхим Заветом" и " апокрифом". На практике, это разграничение не было таким важным, как это может показаться на первый взгляд. Исследование споров по этому вопросу в шестнадцатом веке показывает, что единственный богословский вопрос, действительно имевший значение был связан с тем, можно ли молится за усопших. (Апокрифическая) Книга Маккавеев поддержи- вала эту практику, которую протестантские богословы не были склонны признавать. ТАБЛИЦА 1. Сокращения названий библейских книг ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Вопрос, который продолжает иметь большое богословское значение в настоящее время, касается канона Священного Писания. Предполагает ли тот факт, что Церковь составила канон то, что она имеет авторитет над Писанием? Или Церковь лишь признала и дала свое формальное согласие с авторитетом, которым уже обладало каноническое Писание? Первое предположение особенно привлекательно для католиков, второе - для протестантов. На практике, все большее признание получает мнение, что вера и Писание, люди и книга сосуществуют друг с другом, и попытки провести четкое разграничение между ними представляются несколько произвольными. Можно считать, что канон Писания органически возникает в сообществе верующих, которое уже использует и чтит его. ТАБЛИЦА 2. Ссылки на библейские книги Стандартный метод ссылки на Библию включает в себя три элемента. Во-первых, называется книга (обратите внимание, что термин " книга" используется даже в тех случаях, когда речь идет о послании). Затем следует порядковый номер главы, а затем номер стиха. Книга может быть названа в полной или краткой форме. Номер главы может быть указан римскими или арабскими цифрами (в английском языке). Номера глав и стихов обычно разделяются двоеточием или точкой. Иногда, однако, номера стихов могут указываться в верхнем надстрочном ряду. Ниже приведены наиболее часто встречающиеся в англоязычной литературе способы обозначения одного и того же высказывания апостола Павла, которое широко известно как " благодать" (2 Кор. 13.13). 2 Corinthians 13.14 II Corinthians xiii, 14 2 Cor.1314 2 Со 13: 14 Обратите внимание на то, что: 1. Ссылаясь на библейские книги, не нужно проводить разграничение между Ветхим и Новым Заветом. 2. Ссылаясь на библейскую книгу, не нужно указывать ее автора. ТАБЛИЦА 3. Термины, часто используемые в отношении Библии
|