Диалогический персонализм
В своей крупной работе " Я и Ты " (1927 г.) еврейский автор Мартин Бубер провел основополагающее разграничение между двумя категориями взаимоотношений: отношениями " Я-Ты ", которые носят " личный" характер, и отношениями " Я-Оно ", которые являются безличными Рассмотрим вначале это основополагающее разграничение подробнее, а затем перейдем к исследованию его богословского значения. 1. Отношения " Я-Оно ". Бубер использует эту категорию для обозначения отношений между субъектами и объектами - например, между человеком и карандашом. Человек активен, в то время как карандаш пассивен. На философском языке эта категория часто называется" субъектно-объектными отношениями, в которых активный субъект (в данном случае, человек) вступает в связь с неактивным объектом (в данном случае, карандашом). Согласно Буберу субъект действует как " Я", а объект - как " Оно". Таким образом, отношения между человеком и карандашом можно назвать отношениями типа " Я-Оно ". 2. Отношения " Я-Ты". Рассматривая эту категорию, мы подходим к самому сердцу философии Бубера. Отношения типа " Я-Ты" существуют между двумя активными субъектами - между двумя лицами. Это нечто взаимное и обоюдное. " Элемент " Я" отношений " Я-Ты" выступает как личность и начинает осознавать себя". Иными словами, Бубер высказывает предположение, что человеческие взаимоотношения могут послужить примером наиболее существенных черт отношений " Я-Ты".Именно эти отношения, эта неуловимая и невидимая связь между двумя лицами, лежат в центре идеи Бубера об отношениях " Я-Ты". Познание типа " Я-Оно" можно охарактеризовать как косвенное, опосредованное и имеющее особое содержание. В отличие от этого, познание " Я-Ты" является прямым, непосредственным и в нем отсутствует какое-либо особое содержание. " Оно" узнается по измеримым параметрам - высоте, весу, цвету. Мы можем дать ему хорошее физическое описание. Однако, " Ты" познается непосредственно. Язык позволяет нам сделать жизненно важное разграничение между " знанием о чем-либо" и " знанием кого-либо". Приблизительно это же разграничение стоит за буберовскими категориями отношений " Я-Оно" и " Я-Ты". Мы знаем про " Оно", однако, мы знаем и нас знает " Ты". " Знание о чем-либо" подразумевает способность выразить содержание знания. Однако, в строгом смысле слова, " знание кого-либо не имеет содержания". Это знание не может быть по-настоящему выражено. Таким образом, для Бубера отношения " Я-Ты" выступают как взаимные, обоюдные и бессодержательные. В них оба партнера сохраняют свою субъективность и воспринимают другое лицо как субъект, а не объект. В то время как отношения " Я-Оно" подразумевают активный субъект, изучающий пассивный объект, отношения " Я-Ты" предусматривают связь двух взаимно активных субъектов. Именно эти отношения - нечто, не имеющее реального содержания, но тем не менее существующее - находятся в центре личного взаимодействия. Используя слова Бубера " не особое содержание, но Присутствие, Присутствие как сила". Каковы же богословские следствия этого подхода? В чем философия Бубера помогает нам понять и исследовать идею о Боге как личности? Возникает целый ряд ключевых идей, каждая из которых имеет важное и полезное богословское применение. Кроме того, Бубер сам предвосхитил некоторые из них. В заключительных разделах книги " Я и Ты " он исследует приложение своего подхода к рассуждениям о Боге - или, используя предложенный им термин, " Абсолютном Ты". 1. Согласно Мартину Буберу, Бога нельзя свести к концепции или какой-то аккуратной концептуальной формулировке. Так можно относиться только к " Оно". Для Бубера Бог есть " Ты, который, по самой Своей природе, не может стать Оно. Иными словами, Он является существом, которое отвергает всякие попытки объективации и превосходит всякое описание. " Богословие должно научиться признавать реальность присутствия Божиего, осознавая, что это присутствие не может быть сведено к аккуратному набору тезисов. 2. Этот подход также дает нам ряд важных взглядов на идею об откровении (см. раздел " Модели откровения" в главе 6). С точки зрения христианского богословия, откровение Божье не просто открытие фактов о Боге, но Самооткровение Божье. Открытие идей о Боге должно дополняться откровением Бога как лица, присутствие должно сопровождать содержание. Мы могли бы сказать, что откровение включает знание Бога и как " Оно" и как " Ты". Мы узнаем что-то о Боге; однако, в тоже время мы узнаем Бога. Познание Бога, таким образом, оказывается не просто сбором информации о Боге, но и личными отношениями. 3. " Диалогический персонализм" Бубера также избегает идеи о Боге как объекте, которая, вероятно, выступает в роли наиболее слабого и сильно критикуемого аспекта определенной части либерального богословия девятнадцатого века. Характерная для девятнадцатого века фраза" поиски Бога человеком" выражала главное положение этого взгляда: Бог есть " Оно", пассивный объект, ждущий обнаружения богословами, которые выступают в роли активных субъектов. Авторы диалектической школы, особенно Эмиль Бруннер в своей работе " Истина как встреча", утверждали, что Бога следует рассматривать как Ты - активный субъект. Как Таковой, Бог может отнять у людей инициативу - через Самооткровение и готовность быть познанным в исторической и личной форме, а именно, в лице Иисуса Христа. Богословие, таким образом, становится не богоискательством, а человеческим откликом на Самооткровение Божье. Этот акцент на " Боге-личности" ставит ряд вопросов, один из которых касается степени, в которой Бог может разделять человеческие переживания. Если Бог личностей, то можно говорить о том, что Бог " любит" людей. Насколько далеко можно эту мысль довести? Можно ли, например, говорить о " страдающем" Боге?
|