От славянофильства к религиозно-этическому искательству
В 40—50-х годах XIX в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Западникам, ориентировавшимся на европейские модели, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Славянофилы, среди которых выделялись своим значительным философским потенциалом И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно A.C. Хомяков, стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию. В центр новой философии Иван Васильевич Киреевский ставил принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Религии, несмотря на достижения западноевропейского либерализма и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера. Алексей Степанович Хомяков считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу. Соборность, единство, свобода, любовь — вот ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова. Ранние славянофилы, выдвинув ряд новых идей, не сумели создать целостной философской системы. Не удалось добиться в этом деле успеха, уже в 70—80-е годы, также поздним славянофилам, в частности, Н.Я. Данилевскому и H.H. Страхову. Н.ЯДанилевский прославился своей книгой " Россия и Европа". Вслед за немецким историком Рюкертом, но ранее Шпенглера, автора книги " Закат Европы" и других получивших широкую европейскую известность работ, Данилевский развивал концепцию культурно-исторических типов: общечеловеческой цивилизации нет, а есть определенные типы цивилизаций, всего 10, среди которых выделяется своим будущим славянский историко-культурный тип. Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литературное движение 60-х годов XIX в. А.А.Григоръеву и Φ.Μ Достоевскому была близка идея приоритета искусства — с учетом его " органической" силы — над наукой. " Почва" для Достоевского — это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом месте стоит постижение последней правды человека, истоков действительно положительной личности. Вопрос о смысле жизни выходит на первый план, и решает он его не на путях рациональных рассуждений, а в лоне глубоких переживаний, экзистенций, сказал бы современный философ. Именно поэтому Достоевский — мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда экзистенциалистов XX в., но в отличие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная философская концепция. Последнее характерно и для гениального русского писателя Л..Н.Толстого. Толстой также занят религиоискательством. В отличие от Достоевского Христос для Толстого не Бог, а человек, научивший других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием — принципа, который восходит к конфуцианству, буддизму и даосизму. Для Толстого на первом месте стоит не философия, а этика в ее религиозной форме. Подытоживая, можно констатировать, что подлинный нерв философии славянофильства — это религиозно-этическое искательство, надежда, что на этом пути славянам повезет больше, чем другим.
|