Проблема существования
Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Что такое существование? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Что из существующего зависит и что не зависит от человека? Найти удовлетворительные ответы на поставленные вопросы довольно непросто. 4 Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу; я вижу Солнце, значит, оно есть, существует. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Нам кажется, что оно об ращается вокруг Земли, в действительности же Земля обращается вокруг него. Из физики известно, что на Солнце происхо-дят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь отнюдь не благодаря нашим глазам. Почему вопрос о существовании выглядит проблематичным? Прежде всего потому, что наши знания относительны изменчивы. Вместе с развитием знания изменяются наши представления о существующем. Человек не способен рассуждать о чем-либо иначе как на основе своих знаний, выработанных им концепций те орий. Отсюда, разумеется, не следует вывод, что все существующее есть всего лишь производная от нашего знания. Правильное высказывание гласит: о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos — сущее + logos — учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий. Наивное желание судить о существующем вне теорий абсолютно несостоятельно, его никому не дано реализовать. Каждый человек независимо от того, идет ли речь о школьнике или профессоре, формулируя свои высказывания, некоторым образом интерпретирует природу тех явлений, о которых он рассуждает, следовательно, он использует теорию. Совсем не обязательно соотносить слово «теория» с рафинированным научным знанием, доступным только докторам наук. Первые философы, рассуждая весьма мудро, называли теорией всякий способ интерпретации. Разумеется, развитое научное знание обладает многими преимуществами по сравнению с любым другим знанием. Это обстоятельство учитывается в дальнейших рассуждениях. Высказываясь о существующем, всегда желательно использовать развитую научную теорию и тем самым избегать ловушек расхожих, грубых мнений.
|