Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы
Перечисленные в названиивиды простого категорического силлогизма обусловлены потребностью нашего мышления в лаконичных формах выражения идей и оптимизации средств их достижения. Повседневное мышление отличается мудрой экономией в выборе логических средств, что объясняет столь высокую жизнеспособность сокращенных и сложносокращенных силлогизмов. Сокращенные силлогизмы образуются в результате пропуска одного из элементов умозаключения, сложные – состоят из нескольких взаимосвязанных умозаключений, а сложносокращенные обладают чертами первых и вторых. Энтимема – сокращенное умозаключение, в котором пропущена либо одна из посылок, либо само заключение. Схематически энтимемы можно представить так: ……. M – P M – P S – M …….. S – M S – P S – P …….. Пример энтимемы:
«Время непросто познать, так как знакомое каждому еще не означает простое для познания». В приведенном силлогизме, построенном по первой фигуре, пропущена меньшая посылка «Время знакомо каждому». Исходное умозаключение, послужившее фундаментом для выбранной энтимемы, выглядит следующим образом:
Знакомое каждому еще не означает простое для познания. Время знакомо каждому. Время непросто познать.
Эпихейрема – сложносокращенное умозаключение, в котором посылками выступают энтимемы. Пример эпихейремы, основанной на размышлениях Канта о сущности игры:
Любая творчески-созидательная активность воссоздает целостную природу человека, так как является свободной деятельностью. Игра воображения и рассудка является творчески-созидательной активностью, поскольку относится к игре душевных сил. Игра воображения и рассудка воссоздает целостную природу человека. Восстановим энтимемы, служащие посылками данного умозаключения: 1.Любая свободная деятельность воссоздает целостную природу человека. Любая творчески-созидательная активность является свободной деятельностью. Любая творчески-созидательная активность воссоздает целостную природу человека.
2. Любая игра душевных сил является творчески-созидательной активностью. Игра воображения и рассудка является игрой душевных сил. Игра воображения и рассудка является творчески-созидательной активностью.
Полисиллогизм (сложный силлогизм) – это цепочка силлогизмов, в которой заключение одного силлогизма является одновременно посылкой для следующего силлогизма. В полисиллогизме различают про силлогизм (предшествующий силлогизм) и эпи силлогизм (последующий силлогизм). Существуют два основных типа полисиллогизмов: прогрессивные и регрессивные. Раскроем их специфику при помощи схемы и примеров. В прогрессивном силлогизме осуществляется переход от общих понятий к менее общим за счет того, что заключение одного силлогизма становится большей посылкой другого. Иными словами, объем фигурирующих в силлогизме понятий все время уменьшается. Проиллюстрируем на примере: Искусство говорит на языке сердца. A – P Музыкальные произведения – произведения искусства. B – A Музыкальные произведения говорят на языке сердца. B – P Скрипичные пьесы – музыкальные произведения. C – B Скрипичные пьесы говорят на языке сердца. C – P Некоторые сонаты Баха – скрипичные пьесы. S – C Некоторые сонаты Баха говорят на языке сердца. S – P
Схема вышеприведенного полисиллогизма такова:
А – Р B – P C – P В – А C – B S – C В – Р C – P S – P Проанализируем выбранный нами прогрессивный полисиллогизм. Он образован тремя простыми категорическими силлогизмами. Заключение первого силлогизма В – Р становится большей посылкой для второго силлогизма, а заключение второго силлогизма С – Р, в свою очередь, превращается в большую посылку для третьего силлогизма. Причем объем понятия А («искусство»), с которого начинается умозаключение, постепенно уменьшается, достигая своего предела в субъекте заключения S («сонаты Баха»). Регрессивный полисиллогизм отличается от прогрессивного тем, что вывод просиллогизма становится меньшей посылкой эписиллогизма, а объем участвующих в умозаключении понятий все время увеличивается. Схема регрессивного полисиллогизма сложнее, чем прогрессивного, так как вывод-посылку требуется все время переставлять. Запись можно упростить, если ставить на первое место меньшую посылку, а большую записывать после меньшей. Рассмотрим оба варианта. Любое чувство есть способность души. М есть А Любовь – это чувство. S есть М S есть А(вывод-1) Каждая способность души развивает человека. А есть В Любовь – это способность души. S есть А(< я посылка) S есть B (вывод-2) То, что развивает человека, созидает мир. В есть Р Любовь развивает человека. S есть В (< я посылка) Любовь созидает мир. S есть Р Если поменять местами большую и меньшую посылки, то запись видоизменится и схема упростится; сам же силлогизм станет напоминать по структуре четвертую фигуру: Любовь – это чувство. S – M Любое чувство есть способность души. M – A Любовь – это способность души. S – A Каждая способность души развивает человека. A – B Любовь развивает человека. S – B То, что развивает человека, созидает мир. B – P Любовь созидает мир. S – P
Сорит – это сокращенный полисиллогизм, в котором пропущены промежуточные выводы. В зависимости от роли промежуточных выводов в контексте полисиллогизма (вывод просиллогизма может стать как большей, так и меньшей посылкой для эписиллогизма) различают два типа соритов: гоклениевский и аристотелевский. Гоклениевский (прогрессивный) сорит, названный в честь марбургского профессора Р.Гоклена (1547-1628), – это такой полисиллогизм, в котором пропущены выводы просиллогизмов, выступающие одновременно большими посылками эписиллогизмов. Пример: То, что участвует в повседневной жизни, формирует человека. А – Р СМИ участвуют в повседневной жизни. В – А [B – P] Реклама относится к СМИ. С – В [ C – P] Слоган «Берегите удовольствие!» является рекламой. S – C Слоган «Берегите удовольствие!» формирует человека. S – P Аристотелевский сорит – это полисиллогизм, в котором пропущены выводы просиллогизмов, выполняющие функцию меньших посылок эписиллогизмов. Пример аристотелевского сорита: «Пир» – диалог Платона. S – M Диалоги Платона – произведения античной мысли. M – A [S – A] Произведения античной мысли – философские произведения. A – B [ S – B] Философские произведения возвращают человека к самому себе. B – P «Пир» возвращает человека к самому себе. S – P
|