1. Общее понятие досократических философских школ.
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
- милетская школа:
- школа пифагорейцев;
- школа Гераклита Эфесского;
- элейская школа;
- атомысты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего все сущее;
- гилозоизм (одушевление неживой природы);
- доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
- выступали с материалистических позиций;
- занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
- пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
- искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
- первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
- допускал наличие множества богов;
- считал центром вселенной Землю;
- точно определил продолжительность года – 365 дней;
- сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
- первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).
Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
- первопричиной всего сущего считал воздух;
- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
- проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.