Новые конфликты
В то время как Барт готовил первый том " Церковной догматики", в Германии происходили зловещие события: к власти рвались Гитлер и нацистская партия. В 1933 году Ватикан и Третий рейх подписали конкордат. У протестантских либералов не было никаких богословских инструментов для критического ответа на этот вызов. Более того, многие из них заявляли, что верят в способность человеческой расы совершенствоваться, а именно это и провозглашал Гитлер. Они также проявляли склонность вписывать Евангелие в контекст немецкой культуры, а заявления нацистов, что Германия призвана цивилизовать весь мир, находили отклик на многих протестантских кафедрах и в академических кругах. Программа Гитлера предусматривала объединение всех протестантских церквей в Германии и их использование для проповеди расового превосходства германской нации и полученной ею от Бога миссии. Так возникла партия " немецких христиан", соединявшая традиционные христианские верования в понимании либералов с пропагандой расового превосходства и германским национализмом. Их программа включала в себя также переосмысление христианства в категориях противоборства иудаизму, приводя его тем самым в соответствие с антисемитской политикой рейха. В 1933 году по указанию правительства была создана объединенная Германская евангельская церковь. Когда возглавлявший ее епископ выразил нежелание повиноваться рейху во всех делах, его сместили и вместо него поставили другого. В 1934 году несколько преподавателей богословия, в том числе Барт и Бультман, подписали декларацию протеста против политики, проводившейся объединенной церковью. Несколько дней спустя христианские лидеры со всей Германии, лютеране и реформаты, собрались в Бармене на совещание, которое они назвали " синодом свидетельства" и на котором приняли " Барменскую декларацию", ставшую уставным документом " Исповедальной церкви", организации, противостоявшей политике Гитлера во имя Евангелия. Барменская декларация отвергла " лжеучение, согласно которому церковь не только должна основывать свое послание на Слове Божьем, но и принимать во внимание другие события и силы, новых людей и новые обстоятельства, как будто бы имеющие отношение к Божьему откровению". Она призвала всех христиан в Германии сравнивать слова послания со Словом Божьим и принимать его только в том случае, если оно соответствует Слову. Реакция рейха не заставила себя ждать. Д-ра Мартина Нимеллера, берлинского пастора, в открытую критиковавшего власть, арестовали (он проведет в тюрьме восемь лет). Почти всех пасторов, критиковавших правительство, призвали в армию и отправили на фронт. Всех профессоров немецких университетов заставили подписать заявление о безоговорочной поддержке политики рейха (Барт отказался дать такую подписку и вернулся в Швейцарию, где преподавал в Базеле вплоть до отставки). Самой известной фигурой среди пострадавших при гитлеровском режиме был молодой богослов Дитрих Бонхеффер (1906-1945), работавший пастором в Лондоне, когда Исповедальная церковь пригласила его вернуться в Германию и возглавить неофициальную семинарию. Друзья в Англии пытались отговорить его. Но он счел это призывом, на который должен откликнуться, и вернулся в Германию, зная, что подвергает свою жизнь опасности. В 1937 году он опубликовал работу " Цена ученичества", в которой попытался показать значение Нагорной проповеди в современных условиях. В том же году его семинарию разогнали по прямому указанию руководства рейха. Несмотря на это, Бонхеффер вновь набрал две группы студентов и продолжил преподавать богословие. Опыт этой совместной жизни в смирении и опасности нашел отражение в книге " Общая жизнь", опубликованной в 1938 году. В то время мир стоял на пороге войны. Бонхеффер совершил краткую поездку в Лондон, где друзья из Англии и из Соединенных Штатов (где он когда-то учился) уговаривали его не возвращаться в Германию. Но он все-таки вернулся. Затем он решил принять приглашение провести год в Соединенных Штатах. Но фазу же по приезде он решил, что совершил ошибку, так как понимал, что его соотечественникам-немцам вскоре придется выбирать между патриотизмом и истиной. Он заявил: " Я знаю, какую из этих альтернатив должен выбрать, но не могу сделать выбор в безопасной обстановке". Жизнь Бонхеффера в Германии становилась все труднее. В 1938 году ему запретили жить в Берлине. Два года спустя его семинарию закрыли по приказу гестапо, а самому ему запретили печататься и выступать с публичными заявлениями. В течение следующих трех лет он принимал все более активное участие в подпольной деятельности против гитлеровского режима. До сих пор он был пацифистом. Но теперь он пришел к убеждению, что такой пацифизм, возлагающий на других обязанность принимать трудные политические и повседневные решения, означает по сути уклонение от ответственности. Встретившись с одним из друзей в Швеции, Бонхеффер сказал ему, что участвует в заговоре с целью убийства Гитлера. Он добавил, что ему это не очень нравится, но что другого выбора у него нет. В апреле 1943 года Бонхеффера арестовало гестапо. В тюрьме и затем в концентрационном лагере Бонхеффер пользовался уважением как охранников, так и заключенных, которым он служил священником. Он также поддерживал переписку с друзьями на свободе, причем одни письма проходили цензуру, а другие тайком передавались с помощью симпатизировавших ему охранников. В этих письмах и других оставленных им записях он излагал охватившие его новые идеи, которые он пытался разрешить и над рядом которых будут биться последующие поколения. Он говорил, например, что мир " достиг совершеннолетия" и что Божье присутствие в этом мире очень похоже на поведение мудрого родителя, который по мере роста ребенка все больше отступает на задний план. Именно в этой связи он критиковал Барта, которого глубоко уважал, за то, что тот, по его мнению, принял точку зрения, которую он называл " позитивистским отношением к откровению", как будто откровение позволяет нам узнать больше, чем оно на самом деле содержит. Но в других вопросах он придерживался линии Барта и пытался смело развивать его концепции. Например, Барт заявлял, что религия выражает стремление человека спрятаться от Бога, и на этом основании, пытаясь определить будущую форму христианства, Бонхеффер говорил о " безрелигиозном христианстве". Прочитав эти строки, последующие поколения почувствуют необходимость развить эту мысль Бонхеффера и будут делать это, двигаясь совершенно разными путями. С приближением американской армии и неминуемого поражения Третий рейх начал уничтожать тех, кого считал своими противниками. Среди них был и Бонхеффер. После короткого заседания военного суда его приговорили к смертной казни. Тюремный врач впоследствии рассказал, что видел, как он, стоя на коленях в своей камере, молился перед смертью. 9 апреля 1945 года, через два года и четыре дня после ареста, Дитрих Бонхеффер был повешен. Несколько дней спустя американская армия захватила тюрьму, в которой его казнили.
|