Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв





В XVI в. кризис китайского феодализма усугубляется новыми, все более частыми нападениями северных племен и нашествиями японцев. В середине XVII в. Китай был завоеван маньчжурами. В этот критический период, когда китайский народ за­щищал свою землю, правящие круги феодальной знати сотрудничали с иноземными завоевателями, борясь про­тив патриотов Китая. В это время основным идеологи­ческим оружием в руках господствующей знати было реакционное неоконфуцианство.

Начиная с первых десятилетий XVII в. развернулась борьба передовых китайских мыслителей против реак­ционных учений Чжу Си и Ван Янмина. Во главе этой борьбы стояли Хуан Цзунси (1610—1696), Г у Тинлин (1613—1682) и Ван Чуаншань (1619—1692). Все они принимали активное участие в вооруженной борьбе про­тив маньчжурских завоевателей, пропагандировали ан­тифеодальные идеи. В учениях этих трех выдающихся мыслителей материализм, патриотизм и гуманизм со­ставляли органическое единство и служили идеологиче­ским оружием патриотов Китая в борьбе против правя­щей знати. Они утверждали, что все несчастья в об­ществе происходят от того, что правитель страны не слуга народа, а душитель его. Они призывали государ­ственных чиновников и всех образованных людей слу­жить не императору, а народу. Выступая против нео­конфуцианской схоластики, философы-материалисты требовали, чтобы каждое теоретическое положение было основано на фактах и подтверждено опытом жизни. Особого внимания заслуживает теория Ван Чуанша о «единстве тела и движения». Он говорил, что природа находится в постоянном движении, что движение порождает новые вещи и явления. Ван Чуаншань создал материалистическую теорию познания. Он утверждал, что способность познания свойственна только человеку и что восприятие возникает лишь тогда, когда органы чувств соприкасаются с внешними вещами. Считая чувственное восприятие началом и основой по­знания, Ван Чуаншань отводит значительное место мышлению. Согласно его учению, явления воспринима­ются органами чувств, а их сущность познается мышлением.

В XVIII в., в период укрепления маньчжурской ди­настии, против господствующей идеологии так называе­мой ортодоксальной школы выступил ученый-энцикло­педист Дай Чжэнь (1723—1777). Кроме философских трудов («Доказательное толкование книги Мэн-цзы», «Изначальное добро» и др.) им были написаны «Тригонометрия», «Краткая астрономия», «Трактат о движе­нии Солнца». Во всех этих произведениях Дай Чжэнь придерживался материалистических взглядов на природу. Дай Чжэнь учил, что природа находится в движении, в результате чего постоянно рождаются новые ве­щи и явления. Жизнь — источник всякого изменения. Изменение происходит не само по себе, оно атрибут материальной субстанции ци. Изменение ци в природе есть беспрерывный процесс, оно постоянно рождает но­вую жизнь. Все эти изменения суть естественное проявление закона дао. Дай Чжэнь утверждал, что движение и развитие вещей не зависят от сознания людей. «Наи­более ясным и предельно определенным, — писал он, — является наивысший закон, что все во Вселенной — лю­ди, вещи, события, деяния — подчинено своей естествен­ной необходимости». Для познания этого закона требу­ется конкретный анализ вещей.

Согласно Дай Чжэню, «дух рождается из тончайшей материи», а его природа определяется свойствами «ма­терии живого тела». В противоположность неоконфу­цианскому априоризму он признает опытное знание, указывая, что ощущения — источник наших знаний.

Дай Чжэнь резко выступал против неоконфуциан­ского учения Чжу Си о двойственности человеческой природы. Он считал, что удовлетворение жизненных по­требностей человека диктуется законом самой природы и ничего общего не имеет с так называемым злым на­чалом. Учение о двойственности человеческой природы, по мнению Дай Чжэня, служит для защиты корыстных интересов влиятельных людей.

В решении общественных вопросов. Дай Чжэнь, как и его предшественники, материалисты XVII в., не вы­ходил за рамки идеалистических представлений. Так, он считал, что народ может избавиться от социального гнета, если займется самообразованием и отвернется от неоконфуцианских проповедников, «буддийских и даоских обманщиков, колдунов и кликуш». Тем не менее его социологическая концепция, направленная против феодального рабства и господства маньчжурских завоева­телей, сыграла положительную роль в пропаганде про­грессивных идей того времени.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 525. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия