Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Первое течение охватывает период от IV В. до н. э. до III В. до н.э





и затем от I в. до н. э. и до II в. н. э. Основным уче­нием античного скептицизма был постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу и, с точки зрения скептиков, равносильных суждений.

Скептицизм сложился на основе идей, выработанных предшествующим развитием философии. Уже представители наивной диалектики первых греческих школ говорили о текучести всех вещей и явлений, об относительности качеств, воспринимаемых посредством чувств, об отсутствии оснований, которые делали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями. Идеи подобного рода развивались в учениях элеатов, софистов, в учении Платона о чувственно воспринимаемом мире. Однако лишь в эллинизма, т. е. в условиях разложения рабовладельческого способа производства, эти идеи привели к возникновению скептицизма как особого философского течения.

Родоначальником скептицизма был Пирро н 365—275 до н. э.). По его учению, философ — человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять только в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья ответить на три вопроса: 1) из чего состоят 2) как мы должны к ним относиться; 3) какую получим мы из нашего к ним отношения. На вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный оно или ложный, так как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из невозможности однозначных утверждений метах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного чувственные восприятия, или впечатления, безусловно достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях — там, где высказывающий пытается от кажущегося и.являющегося заключать к тому, что существует по истине. Ответом на второй вопрос определяется, и Пиррну, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую ступень возможного для философа блаженства.

Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении его последователей Тимона, Энесидема и Секста Эмпирика, позднего представителя скептицизма, жившего во II в. н. э.

 

Эпикур

 

Философия Эпикура (341—270 н. э.)— высший этап развития древнегреческого атомистического материализма. Эпикур родился на острове Самос, учился у последователя Де­мокрита— Навсифана. После пятилетнего преподавания философии в Митилене и Лампсаке Эпикур переехал в Афины, где до конца своей жизни был главой осно­ванного им содружества, или школы («сад Эпикура»). Главной задачей философии Эпикур считал создание этики — учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика может быть построена только при условии, если определено место, которое человек — частица приро­ды— занимает в самой природе. Этика должна, поэтому опираться на физику, включающую в себя учение о че­ловеке. В свою очередь разработке физики должно предшествовать исследование познания и его критерия («каноника»).

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследст­вие неправильной оценки того, о чем свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и по­этому не могут ошибаться. Даже иллюзии, галлюцина­ции не доказывают ложности ощущений. В отличие от Демокрита Эпикур не считает чувственные восприятия чем-то второстепенным, существующим лишь для «мнения», а не для науки. Главная деятельность логического мышления — индукция, обобщение. Так как восприятие — единственный критерий истинности, то оно крите­рий и для заключений о таких вещах, которые непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заклю­чения эти не были в логическом противоречии с данными восприятия. Поэтому логическая последовательность - важное условие истины.

Принимая исходные положения атомистики Демо­крита, Эпикур стремится доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости всех яв­лений природы не должно вести к выводам о невозмож­ности для человека свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе. Руководимый этой мыслью, Эпикур перерабатывает атомистическую тео­рию Демокрита. Если у Демокрита движение атома в пустоте вызывается механической внешней необходимо­стью, то Эпикур полагает, что движение это обусловле­но внутренним свойством атома — его тяжестью, кото­рая, таким образом, наряду с формой, положением и порядком становится важным объективным внутренним определением атома. С этой мыслью связано утвержде­ние Эпикура, что бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью. При движении атомы способны самопроизвольно отклоняться на не­большой угол по отношению к первоначальному — пря­молинейному — пути движения и, таким образом, пере­ходить с прямолинейных путей на криволинейные. Эта идея о самодвижении атома — оригинальный вклад Эпи­кура в развитие материализма. Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходи­мое условие свободы человека.

Этика Эпикура сознательно направлена против ре­лигиозных суеверий, которые, согласно Эпикуру, прини­жают достоинство человека. Для Эпикура критерий счастья — в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло — то, что порождает стра­дание. Обоснованию учения о пути, ведущем человека к счастью, должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством бо­гов в человеческую жизнь, страха перед смертью и за­гробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способ­ны вмешиваться в человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как Душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью.

Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью. Мудрец различает три вида удовольст­вия: 1) природные и необходимые для жизни; 2) при­родные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания — полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье фи­лософа.

Учение Эпикура было последней великой мате­риалистической школой древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аске­тизмом образ жизни Эпикура, на которые не могла бро­сить тень даже резкая полемика, какую против учения Эпикура вели его противники. Христианские же писа­тели средневековья всячески чернили нравственный облик Эпикура — великого борца против религиозных суеверий.

Греческий стоицизм

 

Против учения Эпикура вела борьбу школа стоиков (конец IV- III в.до н. э.), основанная Зеноно м из Китиона на Кипре (ок. 366—264 до н. э.). Так же как и эпикурейцы, стои­ки главной задачей философии считали создание этики, опирающейся на физику и на учение о познании, кото­рое они называли логикой.

Физика стоиков возникла как синтез физики Аристо­теля, в частности учения о форме и материи, с некото­рыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стои­ков, напротив, мир есть единое тело — живое и расчле­ненное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Это учение имеет эклектический характер.

Единый телесный мир наделяется божественными свойствами, отождествляется с богом. Учение о стро­жайшей необходимости всего происходящего в мире сочетается с учением о совершенстве и целесообраз­ности мира, в котором все части, тела и существа зави­сят от целого, определяются целым и его совершенст­вом.

Положению Эпикура о бесконечном множестве атомов и пустоте стоики противопоставили учение о единстве мира и сплошной заполненности мирового ша­ра телами и «пневмой»; эпикурейскому учению о мно­жестве миров — тезис о существовании одного-единственного мира; отрицанию целесообразности в мире — убеж­дение в том, что все свидетельствует о существовании мирового плана и всеобщей целесообразности; атеизму эпикурейцев — учение о божественности мира и «пневмы», пронизывающей мир, и разума, обнаруживающего­ся в мире. От Гераклита стоики заимствовали учение о происхождении мира из огня, о периодически повто­ряющемся возвращении мира в огонь, а также учение о «логосе», или законе.

В этике противоположность между стоицизмом и эпи­куреизмом сказалась в вопросе о понимании свободы и высшего назначения человеческой жизни. Вся физика и этика эпикурейцев направлены к тому, чтобы вырвать человека из оков необходимости. Для стоиков же необ­ходимость («судьба», «рок») непреложна. Свобода, как ее понимает Эпикур, для стоиков невозможна. Действия людей отличаются не по тому, свободно или несвободно они совершаются — все они происходят только по необ­ходимости, — а лишь по тому, добровольно или по при­нуждению исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба согласного с ней ведет, противя­щегося тащит. Так как человек — существо обществен­ное и вместе с тем часть мира, то движущее его пове­дением естественное стремление к самосохранению, по мнению стоиков, возвышается до заботы о благе госу­дарства и даже до понимания обязанностей по отно­шению к мировому целому. Поэтому мудрец выше лич­ного блага ставит благо государства и при необходимо­сти не колеблется принести ему в жертву свою жизнь,







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия