Приложение 1. Несколько предварительных замечаний
Несколько предварительных замечаний
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.
Аналогичная картина и с философскими направлениями — они также меняются, границы между ними условны, а гносеологические переклички и пересечения неизбежны.
Большую роль в усилении неопределенности играет и познавательная традиция: одного философа его комментаторы могут относить к разным направлениям, а одно и то же направление называть разными именами. Н. Бердяева относят и к русским религиозным: (философам, и к экзистенциалистам, и к персоналистам, а древнегреческую школу с наиболее известным представителем Фалесом называют то милетской, то ионийской. И это не какая-то небрежность. Тот же Бердяев занимался проблемами, входящими в круг всех трех указанных направлений.
Впрочем, сложности на этом не заканчиваются. Есть еще как минимум четыре:
• одна крупная школа может включать ряд более мелких (современная западная христианская философия включает десятки таких школ и направлений);
• исследователи могут спорить о содержании учения той или иной школы, о периодизации, вообще о ее существовании и т.п., т.е. в учебном материале всегда присутствует субъективный момент;
• философские школы могут пересекаться как в направлениях своих исканий, так и в результатах;
• есть отдельные фигуры в истории философии, которых трудно отнести к какой-либо школе. Они сами — школы, правда, без «учителей»-единомышленников, которые хотя бы близко подходили по уровню философствования к «директору» такой «частной школы». Такие гиганты входят в историю философии не по названию созданного ими философского направления, а по хронологии. Для примера можно назвать несколько фигур из разных эпох, таких как Сократ, Мейстер Экхарт, Спиноза, все немецкие классики, Фейербах. Их идеи не умирали, использовались, но не на том уровне, не в той системе, гораздо позже и для других целей.
В утешение любителям строгой однозначности можно напомнить, что правилами русского языка, преподанными нам в школе, мы успешно пользуемся до конца наших дней, хотя иногда и попадаем впросак. То же касается и философских направлений. В основном они довольно устоявшиеся и общепринятые. Но если вы увидите, например, герменевтика Шлейермахера среди немецких романтиков, а философского антрополога Тейяра де Шардена среди неотомистов — не удивляйтесь, а вспомните, о чем мы вас здесь предупредили.
Наконец, в помощь всем предлагаем следующую сравнительно-историческую таблицу (конечно, весьма условную):
Направления, школы, направленность философствования
|
Примерная хронология
|
Представители
| ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (до VII в. до н.э.)
| МИФОЛОГИЯ —Гомер, Гесиод (VII-VI вв. до н.э.)
| АНТИЧНОСТЬ (VII в. до н.э. — III в. н.э.)
| ДОСОКРАТИКИ
| До IV в. до н.э.
| Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протагор и др.
| Ранний эллинизм (IV в. до н.э. — I в. н.э.)
| КИНИЗМ
| IV — III вв. до н.э.
| Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.)
| ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ)
| III — II вв. до н.э.
| Эпикур (341—270 до н.э.)
| СКЕПТИЦИЗМ
| III — II вв. до н.э.
| Пиррон (360—270 до н.э.)
| СТОИЦИЗМ
| III в. до н.э. — III в. н.э.
| Зенон Китионский (333—262 до н.э.), Клеанф, Хрисипп;
Панеций, Посидоний (ок. 135—51 до н.э.);
Цицерон (106—43 до н.э.),
Сенека (5 до н.э. — 65 н.э.),
Эпиктет (50—140),
Марк Аврелий (121—180)
| Поздний эллинизм (I— III вв. н.э.)
| НЕОПЛАТОНИЗМ
| II — III вв. н.э.
| Плотин (ок. 205 — ок. 270), Порфирий (ок. 233 —ок. 304)
| СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV—XIII вв.)
| ПАТРИСТИКА
| I — VIII вв.
| Августин Блаженный (354—430), Василий Великий (ок. 330—379), Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394),
Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753), Максим Исповедник (ок. 580—662), Петр Ивер и др.
| БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
| XI — XII вв.
| Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037),
Ибн Рушд (Аверроэс) (1126—1198), Маймонид (1135—1204)
| СХОЛАСТИКА
| IX — XV вв.
| Эриугена (ок. 810 — ок. 887),
Бонавентура (1221—1274),
Альберт Великий (1193—1280),
И. Росцеллин (1050—1125),
П. Абеляр (1079—1142),
Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
| Томизм
| XII — XV вв.
| Фома Аквинский (1225(6) —1274)
| Реализм
| IX — XIII вв.
| Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 887),
Фома Аквинский (1225(6)—1274),
Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
| Номинализм
| XI — XII вв.
| И. Росцеллин (1050—1125),
П. Абеляр (1079—1142)
| МИСТИЦИЗМ
| XIII — XIV вв.
| Мейстер Экхарт (1260—1327)
| ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV—XVII вв.)
| ГУМАНИЗМ
|
| Дж. Савонарола (1452—1498),
Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564),
Эразм Роттердамский (1469—1536),
Н. Макиавелли (1469—1527),
Т. Мор (1478—1535),
М. Монтень (1533—1592),
Николай Кузанский (1401—1464),
Пико делла Мирандола (1463—1494),
Я. Беме (1575—1624) и др.
| ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI—XVIII вв.)
| ЭМПИРИЗМ
(СЕНСУАЛИЗМ)
| XVI — XVII вв.
| Ф. Бэкон (1561—1626),
Т. Гоббс (1588—1679),
Дж. Локк (1632—1704),
Б. Паскаль (1623—1662)
| РАЦИОНАЛИЗМ
| XVI — XVIII вв.
| Р. Декарт (1596—1650),
Г. Лейбниц (1646—1716),
Б. Спиноза (1632—1677)
| СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
| XVII — XVIII вв.
| Дж. Беркли (1685—1753)
| АГНОСТИЦИЗМ
| XVIII в.
| Д. Юм (1711—1776)
| ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в.)
| КУЛЬТ РАЗУМА
|
| Вольтер (1694—1778),
Ж.Ж. Руссо (1712—1778),
Д. Дидро (1713—1784),
П. Гольбах (1723—1789),
III. Монтескье (1689—1755) и др.
| РОМАНТИЗМ (XVIII—XIX вв.)
| КУЛЬТ ЧУВСТВА
|
| Ф. Шлегель (1772—1829),
Ф. Шлейермахер (1768—1834),
Ф. Шиллер (1759—1805)
| НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII—XIX вв.)
| ОБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
|
| И. Кант (1724—1804),
Г.В.Ф. Гегель (1770—1831),
И.Г. Фихте (1762—1814),
Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854)
| ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в.
| МАТЕРИАЛИЗМ
|
| К. Маркс (1818—1883),
Ф. Энгельс (1820—1895)
| АНТРОПОЛОГИЯ
|
| Л. Фейербах (1804—1872)
| ИРРАЦИОНАЛИЗМ
|
| А. Шопенгауэр (1788—1860)
| ПОЗИТИВИЗМ
|
| О. Конт (1798—1857)
| ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
|
| Ф. Ницше (1844—1900),
С. Кьеркегор (1813—1855)
| ПРАГМАТИЗМ
|
| Ч. Пирс (1839—1914),
У. Джемс (1842—1910),
Дж. Дьюи (1859—1957)
| ФИЛОСОФИЯ XX в.
| НЕОКАНТИАНСТВО
|
| Э. Кассирер (1874—1945),
Г. Коген (1842—1918)
| ГЕРМЕНЕВТИКА
|
| Ф. Шлейермахер (1768—1834),
В. Дильтей (1833—1911),
Г.Х. Гадамер
| ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
|
| М. Шелер (1874—1928),
П. Тейяр де Шарден (1881—1955)
| АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
| Б. Рассел (1872—1970),
Л. Витгенштейн (1889—1951),
О. Нейрат (1882—1945),
Р. Карнап (1891—1970),
Дж. Мур (1873—1958)
| ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ)
|
| 3. Фрейд (1856—1939)
| НЕОФРЕЙДИЗМ
|
| К.Г Юнг (1857—1961),
Э. Фромм,
Ж.П. Сартр (1905—1980),
П. Рикер (р. 1913),
Ю. Хабермас (р. 1929)
| ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
|
| А. Бергсон (1859—1941),
В. Дильтей (1833—1911),
О. Шпенглер (1880—1936),
X. Ортега-и-Гассет (1883—1955)
| ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
|
| Э. Гуссерль (1859—1938)
| ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
|
| К. Ясперс (1883—1969),
М. Хайдеггер (1889—1976),
А. Камю (1913—1960),
Ж.П. Сартр (1905—1980),
С. де Бовуар,
Н. Бердяев (1874—1948),
Г. Марсель (1889—1973),
Л. Шестов (1866—1938),
М. Бубер (1878—1965)
| ПЕРСОНАЛИЗМ
|
| Н. Бердяев (1874—1948),
Л. Шестов (1866—1938),
Н. Лосский (1870—1965)
| ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
|
|
| Неотомизм
|
| П. Тейяр де Шарден (1881—1955),
А. Швейцер (1875—1965),
Э.А. Жильсон,
П. Маритен (1882—1973)
| Религиозный персонализм
|
| Н. Бердяев (1874—1948),
Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Рейс
| Протестантизм
|
| К. Барт (1886—1968),
Р. Нибур (1892—1971),
Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих (1886—1965), Ю. Мольтман, М. Шретер, Х.-Д. Вендланд, Р. Шолль и др.
| Религиозный экзистенциализм
|
| К. Ясперс (1883—1969),
Г. Марсель (1889—1973),
Н. Бердяев (1874—1948),
Л. Шестов (1866—1938),
М. Бубер (1878—1965)
| КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ
|
| К. Поппер (1902—1994),
И. Лакатос (1922—1974),
П. Фейерабенд
| СТРУКТУРАЛИЗМ
|
| К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко
| ПОСТМОДЕРНИЗМ
|
| Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари
|
Домифологическая стадия и мифология
Эти стадии закономерны для истории познания мира человеком. Они переходим между чисто чувственным, интуитивным осмыслением мира и его рациональным познанием. Мифология возникла из духовной потребности человека объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Характерная черта этого переходного мировоззрения — синкретичностъ мира, когда он не расчленяется на отдельные составляющие, а осмысливается как единое целое, в которое включен и человек.
Потребность представления мира как целого заставляла человека уподоблять богов людям, а людей — богам. Более того, человек антропоморфизирует и природу, олицетворяет ее, делая таким образом ее себе подобной, а потому более понятной. Кроме того, осознание мира как целого невозможно без решения вопроса о его происхождении.
Но эти желания не были подкреплены ни практическими, ни теоретическими знаниями. Исходя из ограниченного опыта и страха перед непонятными явлениями природы, человек домысливал то, что он не знал, и таким образом создавал понятный ему и даже в какой-то мере управляемый (молитвы, жертвоприношения) Космос. Естественно, этот домышленный мир был неадекватен реальному, а необъяснимое и то, что было тогда выше понимания, превращалось в божественное.
Надо отметить еще два момента. В качестве нерасчлененного единого целого мифология включала в себя зачатки всех будущих форм духовности человечества: религии, философии, политики, искусства, в том числе литературного — сказки, легенды, предания, эпос. Мифология — прародительница всех форм современной духовности. Но и сам мифологический тип мышления на протяжении всей человеческой истории порождается ими. Гносеологическая причина этого — в невозможности для конечного человека достичь полного познания мира, перманентное сохранение непознанного, которое мифологизируется и современным сознанием в принципе так же, как и мифологическим.
Мифологизация действительности — это не только негативное антинаучное явление. Во-первых, в нынешних условиях она противостоит чрезмерной рационализации духовного мира человека, во-вторых, дополняя личную картину мира до целостной и непротиворечивой, придает человеку уверенность в себе, абсолютно необходимую для полноценного существования.
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил...
|
Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов.
МОНО – крупнейший в Великобритании...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...
СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...
|
Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптационного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенциальная опасность появления патогенных преобразований...
ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...
Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...
|
|