Царство
ликолепными росписями и рельефами, с тысячами статуй и несметными сокровищами. Длина гробницы Сети I около 100 м. Жилища богов, храмы были другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими. Особенное внимание было уделено сооружению и отделке храмов главных богов. До нашего времени дошли развалины храмов в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Их строительство началось еще в Среднем царстве, но особого размаха достигло при фараонах XVIII—XIX династий. Их гигантские размеры, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Храмы в Луксоре и Карнаке — это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов. Лишь некоторое представление об их размерах могут дать отдельные цифры из Карнакского храма. Два обелиска, находящихся во дворе храма, имеют 30 м в высоту и весят 1000 т каждый. Большой колонный зал храма занимает 5, 5 тыс. кв. м, в нем 134 колонны. Они столь велики, что рядом с ними высокие тропические пальмы кажутся жалкими тростинками. 12 центральных колонн имеют высоту в 21 м и 10 м в обхвате, а капитель —15 м в обхвате. На верхней площадке такой колонны могло бы уместиться около 100 человек. В храме было огромное количество статуй, только в одном тайнике найдено 500 каменных и свыше 17 тыс. бронзовых статуй и статуэток. Из других известных храмов можно назвать расположенных на трех обширных террасах поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и колоссальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу (около Фив). Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще ска- лы, — скальные храмы. Одним из самых известных стал заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Северной Нубии. Фасад храма развернут к Нилу. По обе стороны узкого входа возвышаются четыре сидящих колосса фараона в 20 м высотой. Внутри скалы на глубину в 55 м вырублены многочисленные помещения, воссоздающие классический тип наземного храма. Первый зал соответствовал открытому храмовому двору, второй — колонному, главному залу, за ними находилось само святилище. Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности композиции, изысканности внутренней отделки, высокому уровню благоустройства не уступали прославленным храмам. Наглядное представление о царских дворцах дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона. Поражают его размеры: длина восточного фасада Главного дворца равнялась почти 700 м. Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени — простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др. Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь — в фас. Все фигуры обычно раскрашивались. Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. В целом египетская архитектура и изобразительное искусство по богатству художественных образов, высокому профессионализму, глубокой концептуальности являются весомым вкладом египтян в сокровищницу мирового искусства.
|