Метафизика творчества
Пик интереса к философским проблемам творчества приходится на конец XIX – XX века. Именно в это время формируются наиболее оригинальные философские концепции творчества. Связано это с кризисом эссенциализма и активными поисками новых вариантов метафизического осмысления мира. Рационалистическая и панлогистическая установка философии Нового времени стала сменяться установкой на постижение иррациональных глубин мироздания и человеческого бытия (Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр). Мир перестал мыслиться как разумный в своем основании. Задача человека теперь состоит не в постижении некой разумной сущности, но в творческом преобразовании мира, в создании новых ценностей и смыслов бытия. Так вместо метафизики сущностей (эссенциализм) на передний план выходит метафизикой ценностей и смыслов, метафизикой творчества. Творчество – это не изготовление предметов и орудий для практического использования. Творчество – это создание ценностей и смыслов. Например, в сфере искусства подлинный художник не тот, кто пишет картины, но тот, кто создает новые ценности, придает существованию человека и мира новый смысл. Если в эссенциализме высшие ценности мыслились как заданные Богом или Высшим Разумом, то в метафизике творчества сам человек есть создатель ценностей.
Текст 6. Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить себя, – он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл! Поэтому называет он себя «человеком», т. е. оценивающим. Оценивать – значит созидать: слушайте, вы, созидающие! Оценивать – это драгоценность и жемчужина всех оцененных вещей. Через оценку впервые является ценность; и без оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие! Перемена ценностей – это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем. Созидающими были сперва народы и лишь позднее отдельные личности; поистине, сама отдельная личность есть еще самое юное из творений. Народы некогда наносили на себя скрижаль добра. Любовь, желающая господствовать, и любовь, желающая повиноваться, вместе создали себе эти скрижали. Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я; и покуда чистая совесть именуется стадом, лишь нечистая совесть говорит: Я. Поистине, лукавое Я, лишенное любви, ищущее своей пользы в пользе многих, – это не начало стада, а гибель его. Любящие были всегда и созидающими, они создали добро и зло. Огонь любви и огонь гнева горит на именах всех добродетелей (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра).
Задание к Тексту 6. Выявите в тексте черты метафизики творчества. Почему «постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем»?
В Средние века Творцом был только Бог. Человек мыслился как тварь, а не творец. В эпоху Возрождения осуществляется первая попытка поднять человека до уровня Бога, однако эта попытка потерпела неудачу: «Возрождения не произошло, хотя было в нем великое напряжение творческой энергии. Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно. Классическое, имманентное совершенство не может уже быть уделом христианской души, заболевшей трансцендентной тоской. Великий опыт чисто языческого Возрождения в мире христианском должен был кончиться проповедью Савонаролы, отречением Боттичелли. Упадок и вырождение, мертвый академизм – неизбежны в конце языческого Возрождения в христианском мире» (Бердяев, Н. Смысл творчества). Проект Возрождения возобновляется в учении Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Текст 7. Прочь от Бога и богов тянула меня эта воля; и что осталось бы созидать, если бы боги – существовали! Но всегда к человеку влечет меня сызнова пламенная воля моя к созиданию; так устремляется молот на камень. Ах, люди, в камне дремлет для меня образ, образ моих образов! Ах, он должен дремать в самом твердом, самом безобразном камне! Теперь дико устремляется мой молот на свою тюрьму. От камня летят куски; какое мне дело до этого? Завершить хочу я этот образ: ибо тень подошла ко мне – самая молчаливая, самая легкая приблизилась ко мне! Красота сверхчеловека приблизилась ко мне, как тень. Ах, братья мои! Что мне теперь – до богов! Могли бы вы создать Бога? – Так не говорите же мне о всяких богах! Но вы несомненно могли бы создать сверхчеловека (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра).
Задание к Тексту 7. Выявите в тексте установку анитиэссенциализма. Как связаны с точки зрения Ницше человек и творчество? Творчество, если рассматривать его не в психологическом или социологическом, но философском аспекте, есть определенный и специфический способ бытия человека и мира. Творчество – не разновидность деятельности, не род занятий, но позиция внутри бытия.
Текст 8. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы. Когда мы говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы. С точки зрения детерминизма свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из нее не вытекает из предшествующих причин, из " чего-то". Человеческое творчество из «ничего» не означает отсутствия сопротивляющегося материала, а означает лишь ничем не детерминированную абсолютную прибыль. < …> Творчество вполне принимает и блюдет евангельскую заповедь – не любить «мира», ни того, что в «мире». Творящий чувствует себя не от «мира сего». Творчество есть преодоление «мира» в евангельском смысле, преодоление иное, чем аскетизм, но равноценное ему. В творческом акте человек выходит из «мира сего» и переходит в мир иной. В творческом акте не устраивается «мир сей», а созидается мир иной, подлинный космос. Творчество не есть приспособление к этому миру, к необходимости этого мира – творчество есть переход за грани этого мира и преодоление его необходимости. … Творческий акт всегда есть уход из «мира», из этой жизни. Творчество по существу своему есть расковывание, разрывание цепей. (Бердяев, Н. Смысл творчества).
Задание к Тексту 8. Как связаны между собой творчество и свобода? Как творчество относится к налично данному миру? Задание 1. Как в приведённом ниже стихотворении представлено метафизическое понимание творчества?
|