Арнольфо ди Камбио
Был главным помощником Николо Пизано в работе над мраморной кафедрой собора в Сиене (1265—1268). Вскоре начал работать самостоятельно в жанре погребальной скульптуры. В 1266—1267 годах ди Камбио находился в Риме, на Капитолии сохранилась статуя короля Карла I Анжуйского его работы. Около 1282 года он закончил памятник кардинала де Брей в церкви Сан Доменико в Орвието. Изваяние Мадонны на гробнице кардинала ди Камбио создал из переделанной статуи римской богини Изобилия. Возможно, что и проект собора принадлежит ди Камбио. В Риме ди Камбио познакомился с косматеско — декоративном стилем, типичным для этого города. Влияние косматеско можно видеть в работах скульптора для базилик Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (1285) и Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1293). Тогда же создал вертепы для Санта-Мария-Маджоре и Санта-Мария-ин-Арачели, памятник папе Бонифацию VIII (1300) и бронзовую статую святого Петра в базилике Святого Петра. В 1294—1295 годах он работал во Флоренции, в основном в качестве архитектора. По Джорджо Вазари, ди Камбио отвечал за строительство кафедрального собора города, для которого он выполнил статуи, украшавшие нижнюю часть фасада (утрачена в 1589 году). Уцелевшие скульптуры в настоящее время находятся в музее собора. Кроме того, ди Камбио проектировал церковь Санта-Кроче. Вазари также приписывал ему создание плана нового города Сан-Джованни-Вальдарно. Одна из лучших работ мастера, — созданный совместно с Никколо и Джованни Пизано фонтан Маджоре на площади в Перудже (1278). Фонтан украшали многочисленные статуи и рельефы. Из этого фонтана запрещалось поить животных и набирать воду в грязную посуду. Фигуры, выполненные для фонтана, сохранились во фрагментах. Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, около 1259—1344) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса. Жил и работал в Риме. Заложил основы нового направления в живописи. Автор мозаик (церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г.) и фресок (церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, ок.1293 г.). Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, присущих итальянской живописи XIII в., придавая изображениям объёмную пластичность. Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто и других молодых художников Италии. Помогал учителю при украшении мозаикой так называемой Навичеллы в преддверии церкви святого Петра. Ему приписываются и мозаика, и орнамент на гробнице Эдуарда Исповедника в Вестминстерском аббатстве. За благочестивую жизнь его считали святым; по преданию, распятие его работы в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, близ Рима в 1370 обратилось с речью к одной святой.
Мозаика Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере
Каваллини. Страшный Суд, деталь росписи в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе (итал. Cappella degli Scrovegni) — небольшая церковь в Италии, Венето, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто. Архитектура здания Архитектором церкви стал фра Джованни [5] или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане — прямоугольник размером 20х9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде — трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи — глухая.Очевидно, здание изначально планировалось под росписи — все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Фрески Джотто Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства[8]. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения[9]. Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода. стиль и новшества Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери). Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья. Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни. «Свадебная процессия Марии», деталь Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы[11]. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне[12]. Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто[3], хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства. «Страшный суд», деталь. Модель церкви в руках донатора чуть отличается от реальной постройки, поэтому считают, что фреска писалась прямо в процессе строительства
|