Студопедия — Конкретно-методологические принципы педагогических исследований 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований 2 страница






Идея гуманизации образования, являющаяся следствием при­менения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое зна­чение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и Цивилизации, либо способствовать ему. Современная система об­разования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нрав­ственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманисти­

ческая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

§3. Понятие о педагогических ценностях

Категория ценности стала предметом философского осмысле­ния в отечественной науке начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая зна­чимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполня­ет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только поло­жительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным собы­тиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятель­ности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и чело­века, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания зна­чимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принци­пиально важно понять разницу между понятиями ценности и оцен­ки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она склады­вается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. Именно бла­годаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Рассмотренный категориальный аппарат обшей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой

определяется спецификой педагогической деятельности, ее соци­альной ролью и личностно-образующими возможностями. Аксио­логические характеристики педагогической деятельности отража­ют ее гуманистический смысл.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной прак­тики. Причем эта зависимость немеханическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоре­чие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу сво­его мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламен­тирующие педагогическую деятельность и выступающие как позна­вательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззре­нием в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. форми­руются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуще­ствляется в процессе педагогической деятельности, в ходе кото­рой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем лйчностно-профес-сионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потреб­ностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяс­нительно-иллюстративные и позже на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию не­традиционных форм и методов обучения. Субъективные же вос­приятие и присвоение педагогических ценностей определяются богатством личности учителя, направленностью его профессио­нальной деятельности.

§ 4. Классификация педагогических ценностей

Педагогические ценности различаются по уровню своего су­ществования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности функционируют в различ­ных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, тради­

ций, регламентирующих деятельность общества в сфере образо­вания.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педа­гогическую деятельность в рамках определенных образователь­ных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемо­стью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мо­тивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характери­стики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое «Я» как система ценностных ориентации содержит не только когнитив­ные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педа­гогических ценностей. Эта система включает:

ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, при­знание профессии ближайшим личным окружением и др.);

ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расши­ряющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой инди­видуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие люби­мым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (твор­ческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально не­благополучным детям и др.);

ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государ­ственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послуж­ной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, разли­чающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценнос­ти — это ценности-цели, включающие творческий характер тру­да педагога, престижность, социальную значимость, ответствен­ность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием

развития личности и учителя и учащихся. Ценности-цели высту­пают в качестве доминирующей аксиологической функции в сис­теме других педагогических ценностей, поскольку в целях отра­жен основной смысл деятельности учителя.

Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализуют­ся в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся; потребность в саморазви­тии, самореализации, самосовершенствовании и развитии дру­гих. В сознании педагога понятия «личность ребенка» и «Я-про-фессионал» оказываются взаимосвязанными.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную страте­гию, содержание которой составляет развитие себя и других. Сле­довательно, ценности-цели отражают государственную образова­тельную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные цен­ности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства — это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих за­дач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные дей­ствия, позволяющие реализовать личностно- и профессиональ­но-ориентированные задачи (технологии общения); действия, от­ражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы дей­ствий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, цен­ности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешно­сти действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отно­шение к педагогической деятельности, задающее способ взаимо­действия педагога с учащимися, отличается гуманистической на­правленностью. В ценностных отношениях в равной мере значи­мыми является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалекти­ку «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов

определяет уровень личностно-профессионального развития пе­дагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их чис­лу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельност-ные качества. Данные качества оказываются производными от уров­ня развития целого ряда способностей: прогностических, комму­никативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллекту­альных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспе­чить необходимый уровень осуществления педагогической дея­тельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна под­система — подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятель­ности.

Ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундамен­тальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современ­ной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имею­щую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценно­сти-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может высту­пать критерием принятия или непринятия выработанных или со­здаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь со­здаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологиче­ское богатство педагога определяет эффективность и целенаправ­ленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительно­

стью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое самоопределение педагога.

§ 5. Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве общечеловеческой ценно­сти сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существую­щими в том или ином государстве системами образования, кото­рые отличаются по принципам организации. В них находит отра­жение мировоззренческая обусловленность исходных концепту­альных позиций.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функциониро­ванию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стрем­лением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жиз­недеятельности человека. Второй — основан на широкой культур­но-исторической ориентации. При таком типе образования пре­дусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реаль­ные возможности и способности человека, потребности произ­водства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образо­вания стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного разви­тия, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Подытоживая сказанное, можно выделить следующие культур­но-гуманистические функции образования:

• развитие духовных сил, способностей и умений, позволяю­щих человеку преодолевать жизненные препятствия;

• формирование характера и моральной ответственности в си­туациях адаптирования к социальной и природной сферам;

• обеспечение возможностей для личностного и профессио­нального роста и для осуществления самореализации;

• овладение средствами, необходимыми для достижения интел­лектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

» создание условий для саморазвития творческой индивиду­альности и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культуры, овла­девая которой человек не только адаптируется к условиям посто­янно изменяющегося социума, но и становится способным к не­адаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмыс­ления культурно-гуманистических функций образования, являет­ся его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его со­держания. Оно должно включать не только новейшую научно-тех­ническую информацию, но и гуманитарные личностно-развива-ющие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоцио­нально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его пове­дение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безлич-ностность образования, его отчуждение от реальной жизни. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения и воспитания недостаточно. Сущностная спе­цифика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формирова­нии соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, таким образом, обусловливает неограниченный в социокультур­ном пространстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Каче­ство и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы причины разработки новой методологии педагогики?

2. В чем суть гуманистической философии образования?

3. Какова специфика применения аксиологического подхода в изуче­нии педагогических явлений?

4. Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.

5. Дайте определение педагогических ценностей.

6. Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей» и дайте их характеристику.

7. Почему образование — это общечеловеческая ценность?

ГЛАВА 13 РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео­рии и практики является проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Она имеет различные аспек­ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи­зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться тре­бованиям общества и при этом постоянно подавлять естествен­ные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятель­ности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляют­ся у нее биологические черты, прежде всего инстинкты облада­ния, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что пси­хические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако ре­шающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах об­щения с другими людьми. Так, смелость может доходить до без­рассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внима­ние (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, мо­жет граничить с подхалимством, послушание — быть показате­лем пассивного исполнения требований, безразличия, а непо­седливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С.Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основ­ные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все сто­роны личности обнаруживаются только в деятельности и в отно­шениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая ха­рактеристика личности — социальный облик человека, всеми сво­ими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития лич­ности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количе­ственного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают разви­тие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и от­мирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой еди­ный биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса раз­вития. Более того, именно противоречия между новым и старым,

которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ми взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны об­щества, группы взрослых и наличным уровнем развития лично­сти (В. А. Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через фор­мирование более высоких уровней деятельности. В результате ре­бенок переходит на более высокую ступень своего развития. По­требность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлет­воренная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие про­должается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конк­ретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитатель­ными воздействиями и «сопротивлением материала» (А.С.Мака­ренко). В педагогическом процессе проявляются также противоре­чия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

§2. Сущность социализации и ее стадии

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация, которое имеет междисциплинарный статус и ши­роко используется в педагогике. Однако его содержание не явля­ется стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции лично­сти в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособ­ление, сложилось в структурно-функциональном направлении аме­риканской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптация, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психи­ческой адаптации, результатом которой является адаптированность

личности к различным социальным ситуациям, микро- и макро­группам.

С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее при­способления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

. Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистиче­ской психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация показана как про­цесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации лично­стью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее самораз­витию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как са­мостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт са­мовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя дву­сторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, со­хранения своих социальных структур стремится сформировать со­циальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этни­ческие, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тен­денцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следстви­ем действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пе­ресечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, само­развитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспе­чивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействий с окружающей средой.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в тече­ние всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без прора­ботки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она более про­дуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социа­

лизация, охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; юношеская социализация, включающая обуче­ние в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де­мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре­кращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами со­циального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональ­ных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализа­ции: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персо-нализации, в потребности быть личностью; юность — интегра­ция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собствен­ного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Че­рез роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхожде­ниях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует спо­собность человека входить в различные социальные группы орга­нично, без демонстративности и без самоуничижения.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1545. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия