НЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА XV—XVII ВВ
Период XV—XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV— начале XVI в. образовалось единое Российское государство В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления — приказы Укреплялось поместное землевладение и дворянство, ставшее опорой оформлявшегося со второй половины XVII в. абсолютизма. Получили разработку законодательные нормы крепостного права. Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности а целом. Поскольку нити управления всем государством сосредоточивались в приказах, именно там в XV—XVII вв. отложилось наибольшее число деловых документов. Приказная система и ее делопроизводство в центре породили подобную организацию управления и делопроизводства на местах — в воеводских избах (канцеляриях), в монастырских и церковных учреждениях, в боярских вотчинах и дворянских поместьях. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие. Дьяки возглавляли при казные канцелярии, отвечали за делопроизводство. Подьячие составляли наиболее многочисленный рядовой штат канцеляристов — исполнителей переписки бумаг. В XVII в. не только в Москве, но и на периферии все шире стала прослеживаться практика наследственного замещения подьячих должностей. Поэтому обучение письму начинающих подьячих могло быть домашним, а навыками делопроизводства они овладевали непосредственно в приказах. Большое значение для выработки делового письма имела работа так называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги на городских площадях по заказу. Из-под пера площадных подьячих вышла громадная масса актов частного характера: вкладных, данных, купчих, порядных, закладных и т. д. Несмотря на то что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы. Переписчиками книг были монастырские и церковные писцы, представители посадского населения, служилые люди и даже крестьяне. Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Чудов монастыри и Посольский приказ. Многие писцы переписывали книги в одиночку. Учителями книжных переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков. Но в XVI и особенно в XVII в. книгу можно было купить в торговых рядах либо у самих переписчиков, либо у продавцов-скупщиков. В XV—XVII вв. объектом палеографического изучения являются источники делового характера, вышедшие из центральных и местных учреждений: акты, судебно-следственные дела, документы финансовой и хозяйственной отчетности и т. д. Среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347, 5 м. Свиток состоял из 959 «сставов». На лицевой стороне листов был написан текст статей Уложения, на оборотной 315 подписей участников Земского собора. Основной текст написан пятью почерками. По склейкам — «сставам» лицевой стороны стоит «скрепа» думного дьяка. Ивана Гавренева. На оборотной стороне свитка по склейкам — «скрепа» думных дьяков Федора Елизарова и Михаила Волошенинова и дьяков Гаврилы Леонтьева и Федора Грибоедова. Из памятников церковной и светской литературы особый интерес представляют «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.), т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, включающие произведения житийной литературы, проповеди и поучения; «Лицевой летописный свод» (60—70-е гг. XVl в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр; «Временник дьяка Ивана Тимофеева», сохранившийся в единственной рукописи 30-х гг. XVII в., написанный несколькими скорописными почерками, украшенный старопечатным орнаментом. «Временник» содержит описание Смутного времени; «Титулярник» 1672 г., составленный в Посольском приказе, содержащий портретные миниатюры великих князей и царей и образцы великолепного полууставного письма подьячих этого приказа. Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол»— великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг. ^ Материал для письма. Основным материалом для письма в XVI— XVII вв. становится бумага. Поскольку первые попытки завести отечественное производство бумаги в XVl в. окончились неудачей, аоснованные в XVII в. мануфактуры (бумажные мельницы) не могли обеспечить потребности страны в писчем материале, Россия вплоть до первого десятилетия XVIII в. пользовалась преимущественно привозной бумагой. До середины XVI в. это была главным образом итальянская бумага с водяными знаками в виде перчатки, кувшина и др. С конца XVI— в XVII в. распространилась бумага французских фабрик, показателем которой были филиграни «виноградная кисть», «кувшин», гербы французских городов. Среди последних часто встречалась филигрань с гербом города Базеля, более 500 вариантов которой было дано в работах Ш. Брике, П. Хейца, А. А. Гераклитова и др. В XVII в. стала использоваться голландская бумага, потеснившая во второй половине XVII в. французскую. Наиболее распространенной для этой бумаги с 1650 г. была филигрань «герб Амстердама», максимальное использование которой относится к 1701 —1725 гг. Такой же распространенной филигранью голландской бумаги был знак «шут». Появившись впервые на бумаге немецкого происхождения в XVI в., филигрань «шут» стала использоваться в XVII в. в несколько усложненном варианте и голландскими мастерами. Следует отметить, что, поскольку отечественные мануфактуры в XVII в. находились в руках голландских мастеров, филиграни русской бумаги сначала подражали голландским знакам. Поэтому голландские филиграни «герб Амстердама» и «шут» появились и на бумаге отечественного производства. Для датировки с помощью филиграней бумаги XVI—XVII вв. рекомендуется использовать таблицы водяных знаков К. Я. Тромонина, И. П. Лихачева, Ш. Брике, о которых упомянуто выше, а также работы Е. А. Клепикова, В. Черчиля, Е. Хивуда, Г. Эйнедера, в которых дано изображение водяных знаков XVII—XVIII вв. Специально филиграням XVII в. посвящена работа А. А. Гераклитова «Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения» (М., 1963), в которой дается изображение более 1500 знаков. Залежность бумаги XV—XVI вв. определяется в 6—7 лет, в XVII в.— в среднем в 5 лет. В XVI—XVII вв. в качестве материала для письма продолжали использовать и бересту. Правда, на бересте в этот период писали уже на окраинах и притом в тех случаях, когда долгое время не было привоза бумаги. Графика письма. Большой объем работы в государственных учреждениях, связанный с написанием деловых бумаг, заставил писцов искать варианты более убыстренного написания букв и отойти от полууставных начерков. Внешним выражением этого процесса явился переход в XV в. полуустава в скоропись. В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг. Скоропись — это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове. Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв. Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове. Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага — два сопутствующих друг другу палеографических признака. Графика каждой из букв скорописи прошла длительный путь развития. Она имела в определенные отрезки времени свои особенности, которые могут служить датирующими показателями. В XVI в. буква «В» могла писаться с одной петлей, положенной на строчку. В таком начерке ее трудно отличить от буквы «Д». Иногда «В» похожа на четырехугольник. Буква «Д» имела треугольную или в виде буквы «О» верхнюю часть, лежащую на длинной прямой или дугообразной перекладине; буква «Ж» могла писаться в виде лежащей петли и небольшой черточки посредине или сбоку петли; буква «К» получила начерк в виде двух палочек; у буквы «Л» правая сторона стала писаться с большим нажимом и выше левой стороны. Трудно читалась буква «Ю», ставшая похожей на «е» с приписанным снизу кружком. Еще более сложными и разнообразными становятся скорописные начерки в XVII в. Особенным многообразием отличался начерк букв «В» и «Д». Буква «Е» стала похожей на современную заглавную букву, но ее верхняя часть могла быть больше нижней. Новым вариантом буквы «К» наряду с ее изображением в виде двух палочек явился начерк, напоминающий латинскуюили близкое к нему изображение. Большее распространение, чем в XVI в., получило «П» с навесом. В XVII в. появилось написание «Р», напоминаю восьмерку с маленькой нижней петлей; буква «Ы» приобрела вид закорючки, буква «Ю» в XVII в. стала более похожей на заглавное «Е» с закорючкой внизу или писалась почти как современная. Ускоренное написание скорописного текста достигалось большим, чем в полууставе, числом выносных букв. Особенно много выносных буки в текстах XVII в., который считается временем расцвета скорописи в период единого Русского государства. Иногда в одном слоне выносилось сразу несколько букв. Как правило, выносились согласные: В, Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, Р, С, Т, X, Ч. Некоторые писцы практиковали вынос и отдельных гласных. В XV в. графика выносных букв была такой же, как и графика строчных букв. В первой половине XV в. над выносными буквами ставилось титло. Во второй половине XV в. титло стало исчезать. В скорописи XVI—XVII вв. Оно не ставилось уже над большинством выносных букв, поскольку их начерки в какой-то степени стали напоминать форму титла. Наблюдения за наличием или отсутствием титла могут также оказать помощь в датировке. Некоторые выносные буквы стали читаться с большим трудом. Например, буква «Н», - которая в выносе писалась двумя палочками без отрыва руки и напоминала либо небрежно написанную букву «П», либо «Л» с округлым верхом. Начерк выносной буквы «М» упростился до изображения ее в виде прямой и изогнутой вверх черточки, даже запятой. Похожей на выносную «М» стал начерк выносной «3». Но в отличие от «М» выносная «3» раскрывалась концом вниз. В XVI в. в скорописи начали появляться скорописные лигатуры. Прослеживается слитное написание двух рядов стоящих строчных букв, двух рядом стоящих выносных букв (надстрочных). Разновидностью лигатур стали взметы, характеризующиеся слитным написанием строчной буквы с надстрочной. Причем взметом писались преимущественно буквы, стоящие последними в слове: 3, М, Т, Р, X. Иногда с использованием взмета слитно писались целые выражения. В целом в XVII в. насчитывается около 70 лигатур в строке и около 20 - над строкой. В скорописи еще больше, чем в полууставе, слов, сокращение которых достигалось путем пропуска гласных букв. Это слова духовного, социально-экономического и бытового содержания, которые обычно часто встречались в тексте. Сокращение слов практиковалось через их усечение до нескольких букв. Усечение слов особенно часто стало практиковаться в документах экономико-статистического характера: писцовых, переписных, дозорных книгах. Причем часто повторяемые в практике письма слова могли условно заменяться их начальной буквой, которую обводили кружком. Практика сокращать слова, разнообразить взметы, писать те или иные выносные буквы у каждого из писцов-профессионалов была индивидуальной и как бы отражающей их стремление к украшению деловых бумаг с помощью графических приемов и. форм. Особенно ярко скорописные элементы украшения делового письма проявились в личных подписях подьячих. Благодаря разнообразию графики отдельных букв, приемов написания и раскованности письма скорописи свойственно уже более четкое проявление почерков отдельных писцов. Почерк — это индивидуальная особенность письма." Кроме того, следует иметь в виду, что в скорописи графика одних и тех же текстов приобретает большую зависимость от назначения документов. Чистовики писались с большим старанием и тщательностью и поэтому были более четкими и понятными, чем черновики этих же документов. Документы центральных учреждений (приказов) в своей основе отличались более современными начерками букв и грамотностью, чем документы местных воеводских изб. Из числа подьячих московских приказов были наиболее грамотными и имеющими особенно хороший почерк / подьячие Посольского приказа. Не случайно именно им поручалась переписка книг по заказу царя и обучение грамоте царских детей. ГВ качестве орудия письма продолжали использоваться гусиные перья. Вероятно, в конце XVII в. появился карандаш. Для раскраски инициалов, орнамента, вязи, миниатюр использовались кисти. В качестве краски, широко вошедшей в обиход со второй половины XVII в стал употребляться сурик — краска розово-оранжевого цвета свинцового происхождения. В XVI—XVII вв. все шире, употребляется в письменности твореное золото и серебро. Украшения рукописей. ^Появившийся в книгах одновременно с балканским нововизантийский, или растительный, орнамент вытеснил балканский в XVI в. В нововизантийском орнаменте была восстановлена византийская заставка в виде рамы геометрической формы. Ее снова заполнили цветочные мотивы с обязательным цветком «крин». Но в отличие от старовизантийского, нововизантийский орнамент был стилизованным, имел иную цветовую гамму и более сложное членение заставки. Цветовая гамма нововизантийского орнамента включала синий (преобладающий), вишневый, зеленый цвета, которые нередко давались на золотом фоне. Так же как и балканский, нововизантийский орнамент по времени совпал с распространением бумаги. Большинство книг, украшенных нововизантийским орнаментом, написано полууставом. С XVI в. в украшениях рукописных книг стал использоваться старопечатный орнамент. Главными элементами этого стиля были изображения трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод, шишек. Для раскраски использовались главным образом черный и белый цвета. Первоначально считалось, что старопечатный орнамент появился впервые в печатных книгах, а затем перешел в орнаментику рукописей. Этим и объяснялось его название. В настоящее время доказано, что старопечатный орнамент использовался для украшения рукописных книг еще в первой половине XVI в. и именно из них перешел в книги, изданные типографским способом. Первые старопечатные мотивы в рукописных книгах появились в виде черно-белых клейм, которые стали вписывать в нововизантийские заставки, концовки, инициалы. Сюжеты этих клейм черпались из «Большого прописного алфавита», созданного в 80-х гг. XV в. гравером из Вестфалии Израэлем ван Мекенемом, хорошо известным в России. Русские книжники не просто копировали буквы и украшения алфавита Мекенема, а весьма остроумно использовали их детали, создав оригинальные композиции нового стиля. Этому стилю были свойственны растительные мотивы (сочетания листьев, трав, плодов), заполнявшие все поле заставки, концовки и каркаса инициалов. Оригинальным в этом стиле было использование контрастной штриховки, придающей черно-белому орнаменту объемность формы. Переплет. Книги состояли из сшитых между собой тетрадей. Доски и переплет книг обтягивались кожей, бархатом, атласом и камкой1. С конца XVII в. стали употреблять и более дешевый бумажный переплет. В XVII в. кожаный переплет стал украшаться золотым тиснением. В XVI—XVII вв. корешок книг имел поперечные выпуклые валики, внутри которых прятались нитяные узлы переплета. Срез листов книг раскрашивался красками или золотился. До середины XVII в. обрез рукописных книг совпадал с досками переплета, затем в целях сохранения краев страниц переплет стал выдвигаться над обрезом. Роскошные книги имели позолоченные оклады, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Переплеты делопроизводственных книг были проще. Они делались из досок, обтягивались грубым холстом или кожей. Иногда в XVII в. приказные книги вкладывались в сумки-футляры. Внешне сумка напоминала портфель. Сумку связывали посредством тесемки или ремешка-завязки.
|