НЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РУКОПИСЕЙ XVIII И XIX ВВ
На содержание и структуру деловых бумаг XVIII и XIX вв. большое влияние оказала новая форма делопроизводства, основные принципы которой сложились при Петре I. В связи с реформой системы центрального управления и заменой приказов коллегиями, в 1720 г. был издан «Генеральный регламент». Он установил порядок канцелярского делопроизводства, общий для всех коллегий. Согласно «Генеральному регламенту» в центральных государственных учреждениях* устанавливался канцелярский штат, состоящий из секретарей, нотариусов, актуариусов, канцеляристов, копиистов, регистраторов, переводчиков. Коллежский секретарь отвечал за правильность делопроизводства и подготов: ку дел к докладу. Специалистом по составлению протоколов заседания коллегии был нотариус. Актуариус ведал хранением коллежских документов. Копиисты размножали документы. Строго регламентированное коллежское делопроизводство усложнилось по сравнению с приказным. В коллегиях велась тщательная регистрация входящих и исходящих бумаг, делались подшивки их копий и черновиков, появились новые разновидности документов, носящих иностранные названия: рапорт, регламент, манифест и т.д. Правилам составления различных бумаг уделялось большое внимание. После «Генерального регламента» они нашли соответствующую разработку в указе «О должности Сената» (1722 г.), в «Учреждении для управления губерний» (1775 г.) и др. Очень важным условием для сохранности документов было создание в первой четверти XVIII в. архивов. Архив — специальное учреждение для хранения старых документов, отделенное от канцелярий как места составления документов. Указом 1724 г. был образован Генеральный архив Старых государственных дел, сосредоточивший материалы Посольского приказа. Сформировались архивы Военной коллегии, Сената и Синода, а в 1780 и 1782 г.— Государственные архивы Старых дел в Петербурге и Москве. В 1811 г. создаются архивы министерств и их департаментов. В 1852 г. крупным архивом становится Московский архив Министерства юстиции, объединивший фонды архивов Разрядного, Вотчинного и Старых дел. В дальнейшем этот архив стал основой Российского государственного архива древних актов. В XVIII—XIX вв. расширяется и еще больше детализируется круг документов, обслуживающих нужды монархии, развивающейся промышленности, внутренней и внешней торговли. Введение гражданского шрифта внесло коренные изменения в развитие русского книгопечатания. Расширилась тематика и возросли темпы книгопечатания. Однако рукописная книга стала выходить из употребления только со второй половины XVIII в. Причина этого заключалась в наличии пробелов в тематике книгопечатания, в дороговизне книжных изданий. В XIX в. практика переписки книг от руки сохранилась как одно из средств распространения нелегальной литературы. Например, известны рукописные экземпляры «Путешествия in Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Наряду с деловыми бумагами и рукописными книгами в качестве объекта палеографического изучения возрастает роль источников, составивших рукописное наследие выдающихся политических и государственных деятелей, а также деятелей культуры и искусства. Материал для письма. В XVIII—XIX вв. материалом для пись-Ма была бумага. В начале XVIII в. употреблялась преимущественно иностранная бумага. С организацией и развитием в первой четверти XVIII в. отечественного бумажного производства потребность в писчем материале все больше стала удовлетворяться за его счет.; При ■ лом не исключалась возможность использования и импортной бумаги. В XVIII в.-sse была преимущественно французская и голландская бумага. Среди филиграней голландской бумаги наиболее распространенными были «герб Амстердама», «шут», знак «pro Patria» («з, а Родину»), изображающий аллегорическую сценку. Т*Филиграни бумаги отечественного производства часто имели изображения гербов: государственного герба Российской империи в виде двуглавого орла, гербов городов, в которых находились бумажные фабрики.' Например, на бумаге ярославских фабрикантов давалось изображение ярославского герба — медведя с протазаном. Чтобы отличить бумагу разных ярославских фабрик, на ней давались, помимо ярославского герба, литеры, изображающие начальные буквы названия мануфактуры или инициалы ее владельца. Например, литеры 1760 г. «ЯМСЯФ» следует расшифровывать как «Ярославская мануфактура Саввы Яковлева фабриканта»! литеры 1789 г. «ЯМВСЯ» как «Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева». Такие же особенности были характерны и для бумаги, выпускаемой в других городах. J.Отличительной чертой русских филиграней XVIII—XIX вв. от западных является более частое указание на русских филигранях года отлива бумаги. [ Датирующим признаком бумаги стало гербовое клеймо, которое появилось после издания в 1699 г. указа об обязательном написании актов на гербовой бумаге. Клеймо в виде российского герба (отсюда и происхождение названия бумаги — гербовая) ставилось в правом верхнем углу листа бумаги. Оно отличалось размером: меньшее, среднее, большое. В соответствии с величиной клейма бумага различалась по стоимости. \ В основе датировки бумаги с гербовым клеймом лежит принцип соответствия разных форм клейма определенному отрезку времени. Причем показателем датировки являются две крайние даты, связанные с появлением и заменой клейма. Например, клеймо образца 1724 г. соответствовало периоду 1724—1726 гг., клеймо образца 1727 г.—периоду о 1727 по 1764 г. Дополнительным датирующим признаком бумаги с клеймом может быть водяной знак. С 1723 г. гербовую бумагу стали делать с филигранью, изображавшей государственный герб\ Усложнение этой филиграни добавлением в 60-х гг. указания года изготовления бумаги, а с 70-х гг.— стоимости бумаги оказывает помощь в уточнении (сужении) датировки клейменой бумаги в данный период. Гербовой бумагой широко пользовались и в XIX в. Датировать бумагу помогает и фабричный знак слепого тиснения — штемпель. Самый ранний штемпель на бумаге отечественного производства С. А. Клепиков относит к 1828 г." Значение штемпеля как способа датировки бумаги особенно увеличивается в 1840— 1880 гг., когда из-за стремления фабрикантов удешевить производство бумаги филиграни стали встречаться реже. Форма штемпеля отличалась разнообразием: овальная, прямоугольная, со срезанными углами, круглая, фигурная, гнутая, в виде гербового щита или вписанного в овал круга, В связи с разнообразием форм штемпелей их размеры не могли быть стандартными. Штемпель в виде круга имел в диаметре 12—19 мм, овальная форма штемпеля могла составить в длину от 13 до-24 мм, прямоугольная форма со срезанными углами —13—17 мм. В начале XIX в. в среде дворянства и купечества стало модным писать письма на почтовой бумаге, выполненной по личному заказу. В этом случае штемпели могли изображаться в виде сложных монограмм или начальных литер заказчиков. Поскольку штемпель был средством товарной маркировки бумажного производства, в нем указывались название фирмы и стоимость бумаги. Изменение имени владельца предприятия приводило к изменению информативного содержания штемпеля. Основываясь на этом, можно датировать штемпель, а вместе с ним и бумагу. Датировка штемпеля будет более точной, если она сопоставляется с датировкой филиграни. Штемпель и филиграни удержались на почтовой и писчей бумаге вплоть до первой четверти XX в. Справочный материал, помогающий их датировать, содержится.в работах С. А. Клепикова1. С конца XVIII в. бумагу стали подкрашивать преимущественно в синие тона. Плотные сорта синеватой бумаги датируются концом XVIII— началом XIX в. Бумага более густого синего цвета характерна для второй четверти XIX в. Н С введением во втором десятилетии XIX в. машинного способа производства бумага стала более гладкой, плотной, могла иметь штампованные водяные знаки и машинный обрез. Во второй половине XIX в. Россия приступила к производству" бумаги из тряпья с примесью механической древесной массы и целлюлозы. Качество бумаги зависело от состава бумажной массы. Бумага, изготовленная 13 чистого льняного тряпья, имела высокую прочность, плотность, эластичность, хорошую звучность. Применение хлопчатобумажного тряпья делало бумагу рыхлой и поэтому малозвучной. Включение в состав бумажной массы примеси целлюлозы улучшало внешний вид бумаги, но снижало ее прочность. Механическая древесная масса ускоряла пожелтение бумаги, увеличивала ее шероховатость и ломкость. В конце XIX— начале XX в. писчая бумага подразделялась на несколько сортов, обозначенных особой нумерацией, помещаемой на штемпеле. Под первым номером выпускалась бумага высшего сорта, сделанная из тряпичного сырья. По мере увеличения примесей к тряпью и ухудшения качества бумаги номера понижались от второго до девятого. Производственная практика выдвигала определенные требования к качеству бумаги в соответствии с ее назначением. Например, с 1904 г. военные ведомства стали использовать для документов печного хранения бумагу под первым номером, для документов, подлежащих хранению 15 лет и более, — бумагу под вторым номером. Па бумаге под четвертым номером в военных ведомствах писались документы, не требующие хранения. В годы гражданской и Великой Отечественной войны бумажная промышленность испытала большие трудности. Ухудшение качества бумаги может служить важным палеографическим признаком, помогающим в датировке источников военных лет. ^ Графика письма. (Трафика скорописи XVIII в. испытала на себе влияние нескольких факторов. Главнейши.м из них было введение гражданского шрифта [JДо 1708 г. книги печатались церковнославянским шрифтом, изобретенным еще в XVI в. первопечатником Иваном Федоровым. В основе этого шрифта лежал рукописный полуустав с замысловатым начерком букв, с написанными под титлом сокращенными словами, с буквами греческого алфавита типа «кси», «пси»; «ижица». ^Гражданский шрифт был более простым. Некоторые буквы — дубли, обозначавшие цифры, были из него выброшены. Форма литер (букв) гражданского алфавита была упрощена. Существует мнение, что первооснову гражданского шрифта составило скорописное письмо начала XVIII в., переработанное на основе латинской антиквы — шрифта. Новая азбука вызвала к жизни и новую, ориентированную на е скоропись. Кроме введения гражданского шрифта, графике ко-рого стали подражать в рукописях, на скоропись XVIII в. Оказало влияние коренное изменение делопроизводства, выработка приемов особого «писарского почерка». В XVI—XVII вв. развитие делопроизводства в городах находилось в руках подьячих, в сельской местности — церковных дьячков. Систематического обучения не было. При Петре I под контроль государственных органов было поставлено написание деловых бумаг. Будущих канцелярских служащих стали обучать порядку делопроизводства, стандартному рукописному письму, началам грамматики и арифметики. .! Громадное влияние на графику второй половины XVIII в. оказало издание в 1755 г. «Российской грамматики» М.В.Ломоносова, Создание в 1780-х гг. общеобразовательных школ (главных и малых народных училищ) вызвало к жизни издание пособий по чистописанию. В 1787 г. вышло «Руководство к чистописанию для юношества в народных училищах». В 1789 г. появилась «Азбука российского чистописания, расположенная на французский манер». Развитие скорописи XVIII в. традиционно принято делить на два этапа: скоропись первой половины XVIII в., которая характеризовалась многообразием начерков, и скоропись второй половины XVIII в., отличающаяся стандартизацией графики. Однако скоропись первой четверти XVIII в. значительно отличается от скорописи не только конца столетия, но и второй четверти XVIII в. Основываясь на этих наблюдениях, А. Т. Николаева предложила выделить в развитии скорописи XVIII в. три этапа: скоропись первой четверти, скоропись второй четверти, скоропись второй половины XVIII в. (примерно со времени выхода в свет «Российской грамматики» М. В. Ломоносова). Скоропись первой четверти XVIII в. характеризовалась сочетанием ярко выраженных рукописных традиций XVII в. с элементами графики XVIII в. Традиции предшествующего периода, более заметные в провинциальных учреждениях, сказались в использовании старых орфографических приемов, начерках отдельных букв, в манере написания взметов и выносных букв, в беспорядочном использовании загдавных букв и знаков препинания. /Элементы нового были видны прежде всего в отходе от размашистого написания отдельных букв к их четкому написанию, как бы подражающему графике гражданского шрифта.1 Скоропись второй четверти XVIII в. обнаруживала уже меньшее влияние традиций XVII в. В ней ярче проявились элементы нового, чем старого. Она характеризовалась уменьшением размашистости начерков, сокращением разновидностей выносных букв, из числа которых в первую очередь стали исчезать «б», «к», «л», «р». Во второй четверти XVIII в. продолжала развиваться тенденция к уменьшению вариантных особенностей букв и к упрощению их начерков. Частым стало использование лигатур, в основе написания которых лежала более упрощенная графика двух рядом стоящих букв. Для второй половины XVIII в. характерны упрощение графики, стандартизация и приближение к современному написанию подавляющего большинства строчных букв: а, б, д, е, з, к, л, м, р, т, у, ф, х, ы, ь, ю, я. Одновременно с этим продолжало сохраняться графическое разнообразие букв: в, ж, с, ч, ъ. Буквы «в», «к», «и» могли сохранять графику XVII в. Резко сократилось число выносных букв. Их начертания упрости-лип, и приблизились к начертанию строчных букв. В конце XVIII в. Выносные буквы почти вышли из употребления. Разнообразятся Варианты скорописных лигатур. Письмо развивается в сторону Ивзного написания букв в слове. Слова в строке пишутся раздельно. . [Анализ почерка требует проведения наблюдения над: 1) степенью рОмш изма письма, т. е. над его выработанностью; 2) графикой Идой буквы, манерой написания лигатур, переноса слов; 3) стенай сжатости и размахом написания букв, их высотой и шириной; углом наклона букв, нажимом пера. llmccTHoe значение в выявлении почерка имеют наблюдения 1 i илистическими и орфографическими особенностями письма. Ъходимо также помнить, что почерк у одного и того же лица, in и в основе свою индивидуальность, может иметь варианты, рнности, которые зависят от возраста, состояния здоровья пишу-), условий написания (позы), характера записи (черновых, чис-IX). (аблюдения за особенностями отдельных почерков важны при подготовке публикаций авторских материалов и широко практикуются историками и филологами. Украшения рукописей.* Распространившийся со второй половины XVII в. орнамент «московское барокко» удерживался в рукописях и в XVIII в. На его базе складывается так называемый «поморский» стиль, который находит широкое применение в XVIII—XIX вв. в кни-гописании старообрядцев Русского Севера. Этот стиль характеризовался рельефным изображением трав и цветов, даваемых на золотом фоне. В середине XVIII в. в рукописях светского характера (например, в модных в высшем свете альбомах стихов), некоторых памятниках церковного характера распространился орнамент рококо. Для заставок этого стиля было характерным отсутствие рамы, наличие украшений в виде медальонов, раковин, виньеток.1 Во второй половине XVIII в. появились™7крашения рукописей, выполненные в стиле Людовика XVI. Их содержание составляли цветы, преимущественно розы, вазы с цветами, корзины с фруктами, рога изобилия. В первой половине XIX в. в рукописях встречается художественный стиль ампир, в основу которого были положены символические изображения государственной й военной жизни поздней Римской империи. Заставки этого стиля наполнены изображениями симметрично расположенных по отношению к центру доспехов, оружия, знамен, лавровых и дубовых венков. Художественные стили рококо, Людовика XVI и ампир нашли воплощение в архитектуре дворцов, дворцовых интерьеров, мебели. Миниатюра. Миниатюра XVIII в. отличалась большим разнообразием. Влияние станковой живописи сказалось в более реалистическом изображении людей, пейзажей, зданий. Новые художественные стили — рококо, Людовика XVI нашли отражение и в изображении некоторых деталей на миниатюрах (например, мебели, зданий). Цветовая гамма миниатюр обогатилась новыми красками: ярко-лиловой и кармином. В XVIII в. появилась книжная гравюра, вытеснившая миниатюру. В XIX в. практика украшения рукописей миниатюрами сохранилась у старообрядцев. В источниках светского характера большой интерес представляют рисунки, сделанные на полях авторских рукописей известными писателями и поэтами. Изучение манеры, стилевых особенностей этих рисунков помогает в определении подлинности и авторства рукописей, особенностей творческого процесса автора. ^ Формат рукописей. С начала XVIII в. столбцовая форма делопроизводства изживается. По указу Петра I делопроизводство переходит к использованию больших листов бумаги, связанных в «дестевые» тетради. В целях экономии бумаги записи нередко делаются с обеих сторон документа. В XVIII— первой половине XIX в. наиболее распространенный формат рукописей был представлен книгами, тетрадями и полными (четырехстраничными) листами. Формат документов более позднего периода характеризовался еще большим разнообразием: от книг и тетрадей до отдельных листов различной величины.* В конце XIX начале XX в. особым разнообразием отличались форматы бланков государственных ведомств и учреждений, которые делались на заказ. В начале XX- в. наиболее распространенным для нужд письма считался формат писчей бумаги размером 220X350 мм. ^ Орудия письма. До. первой половины XIX в. главным орудием письма было птичье перо. В 1830-х гг. в России появляются привозные металлические перья. Переход от гусиных перьев к металлическим был постепенным и первоначально захватил Москву и Петербург, затем крупные города и в последнюю очередь сельские местности. В школьной практике стальное перо стало утверждаться только с 1880-х гг. Переход к стальным перьям имел итогом убыстрение и большую индивидуализацию письма. Кроме стальных перьев, в XIX в. употреблялись карандаши. В XVIИ—XIX вв. изменился химический состав чернил. Уже в XVII в. для их изготовления вместо ржавых металлических предметов стали использовать купорос. Чернила имели коричневый и бурый оттенок. В 1880-х гг. появились ализариновые чернила фиолетового оттенка. ^ Краткие выводы. От XVIII—XIX вв. осталось громадное количество источников. Палеографические наблюдения производятся наддело-выми бумагами, книгами, рукописным наследием выдающихся государственных и политических деятелей науки и культуры. В XVIII—XIX вв. палеографическими приметами бумаги, кроме водяных знаков, становятся гербовое клеймо, цвет, а также различные свидетельства машинного производства бумаги: машинный срез, штамповка водяных знаков, штемпели. На протяжении XVIII в. графика проходит длительную эволюцию в сторону упрощения и стандартизации начерков большинства букв. В конце XVIII— начале XIX в. вырабатываются и получают распространение несколько почерковых вариантов скорописного письма. В XVIII и особенно
9 Общие методические рекомендации по изучению курса метрологии как вспомогательной исторической дисциплины
Характеризуя метрологию как вспомогательную историческую дисциплину, которая изучает историю сложения и развития различных систем измерения (длины, площади, объема, веса) и денежного счета, студент должен не только дать ей определение, но и обратить внимание на особенности объекта, предмета, задач и методов ее изучения, уметь раскрыть взаимосвязь между этими понятиями. Важно усвоить, что без выделения их специфики невозможно говорить о метрологии как особой дисциплине. Не следует смешивать понятие объекта и предмета исторической метрологии. Если под объектом изучения в современной науке понимается то, на что направлена познавательная деятельность человека, то предметом изучения являются стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Студент должен усвоить, что объектом изучения исторической метрологии являются все вещественные и письменные исторические источники, донесшие до нас названия единиц измерения и счета, дающие представление о соотношении этих единиц и их реальных размерах. К числу вещественных источников такого рода относятся: образцовые меры – эталоны; их копии, употреблявшиеся в быту (линейки, гири, емкости); памятники, имеющие стандартные размеры (архитектурные сооружения, строительные материалы, некоторые предметы быта, монеты и т.п.). Письменные метрологические источники включают: законодательные акты, касающиеся введения новых или унификации существующих единиц измерения; справочники и словари, упоминающие различные меры; всевозможные описания, сопровождающиеся указаниями размеров; случайные упоминания мер и размеров в различных повествовательных источниках. Предметом же изучения исторической метрологии являются единицы измерения и денежного счета и их соотношения. Необходимо обратить внимание на то, что задачи всякой дисциплины, в том числе метрологии, и методы их решения определяются спецификой объекта и предмета ее изучения. Задачи, решаемые исторической метрологией, можно разделить на теоретические (изучение систем мер в историческом развитии), прикладные (перевод мер, встречающихся в источниках, в метрическую систему) и информативные (решение с помощью данных и методов метрологии источниковедческих и исторических проблем). К числу теоретических задач относятся: установление названий единиц измерения и их соотношения, а также выяснение размеров этих единиц в метрических мерах. На основании полученных результатов разрабатываются методы пересчета из одной системы мер в другую, с помощью которых на практике осуществляется перевод метрологических данных источников в ныне общепринятые метрические единицы, что составляет комплекс задач прикладного характера. В число информативных задач метрологии входит установление подлинности исторических источников, выяснение вопросов их происхождения и состава, степени достоверности их информации, решение отдельных проблем экономической, политической, социальной и культурной истории общества. Методы решения этих задач определяются особенностями объекта и предмета изучения исторической метрологии. К числу важнейших методов, используемых этой дисциплиной, относятся: лингвистический анализ названий мер; сравнение результатов измерения одного и того же объекта, выраженных в различных системах измерения, в том числе сопоставление результатов обмеров, произведенных в прошлом, с данными современных измерений; выявление сходных величин на основе сопоставления размеров объемов и веса однотипных вещественных источников, относящихся приблизительно к одному времени; измерение в метрических единицах сохранившихся эталонов мер и их копий.
|