История деревянных срубов в России
Редактор Г.А. Кяебче Корректор Л.И. Танина Оформление художника А. В. Лебедева Оригинал-макет изготовлен в издательском объединении " ЮНИТИ" О.В. Белынской Лицензия № 071252 от 04.01.96 Подписано в печать 15.06.98. Формат 60х88 1/16 Усл. печ. л. 26, 5. Тираж 10000 экз. (1-й завод — 5000) Заказ 916 Издательство «Банки и биржи» Издательское объединение «ЮНИТИ» Генеральный директор В.Н. Закайдзе 123298, Москва, Тепличный пер., 6 Тел. (095) 194-00-15. Тел./факс (095) 194-00-14 Е.mail: unity@orc.ru Отпечатано в ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
История деревянных срубов в России Деревянные срубы имеют богатейшую историю в России и не только. Они появились еще до возникновения письменности на Руси. Так, например, в старорусских народных сказках и преданиях нередко встречаются упоминания о рубленых избах и банях. Выражение «сруб» пошло c того, что главным инструментом для постройки был топор, поэтому говорили не «построить дом», а «срубить дом». Популярность использования топора по отношению к пиле была обусловлена тем, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и гниению. Основу деревянной постройки на Руси составлял " сруб ". Это скрепленные (" связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли " венцом ". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - " ряж ", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше. По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб " в режь " (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен " в лапу " концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен " в обло ", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова " оболонь" (" облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. " облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: " рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - " выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин " обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. Сами ряды бревен " венцы" связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой. В плане срубы делали в виде четырехугольника " четверик ", либо в виде восьмиугольника " восьмерик ". Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы. Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался " клетью". " Клеть клетью, поветь поветью", - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на " подклете" - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - " повал". Это интересное слово, происходящее от глагола " повалиться", часто использовалось на Руси. Так, например, " повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы. Суздальский Музей деревянного зодчества. Церковь Воскресения. 1776 год.
|