А. Линдгреи. Малыш и Карлсон
'
такой один! Это девиз и стержень жизни Казака. Он твердо знает, что весь мир создан для того, чтобы отражать его великолепие, глаза окружающих - главное поле его самореализации. Самая характерная черта в поведении Казака — максимальное утверждение себя в ситуации конфликта. Недаром казаки были авангардом русской армии. Лихачество, удаль, безрассудство - все это следствие страстного желания быть в центре внимания, впереди, на белом коне. Ради этого он готов на все. Казак страдает, если вдруг выясняется, что кто-то может быть лучше, и старается уйти от этой ситуации. Самое большое счастье для него - жить по следующей схеме: сначала ты объявил войну всему миру, потом ты с ним воюешь, дальше ты его завоевал и он принадлежит тебе. Казак живет по полной программе. Если говорить о патриотичности, свойственной Казакам, то ярче всего это проявляется не в потреблении, а в политике и идеологии. Например, типично казачьи лозунги: «Мы - самая образованная нация в мире!», «У нас самая сильная экономика!», «Покажем всем кузькину мать!» На самом деле Казаки не только декларируют это, но искренне верят, что так и есть: у нас действительно сильная экономика, и мы покажем всем ту самую мать. Таким образом, Казак - не совсем взрослое существо, и русское он выбирает не потому, что любит Россию, а потому что ОН в ней живет. Для Казака самое главное, чтобы все человечный маркетинг
Глаоа VII Казак вокруг понимали, что там, где он, - самое лучшее место и просто не может быть по-другому. Очень характерный пример казачьего типа в политике - Владимир Жириновский. Вечная провокация, если нет конфликта — сделаем! И на этой волне — поиск и обличение виноватых, а потом - предложение себя в качестве идеальной альтернативы. Яркий образ, он всегда идеально одет, его костюмы элегантны и изысканы, его галстуки безупречны, но... они отнюдь не являются продуктами массового отечественного производства. Однако же большего ура-патриота за русскую землю в политике у нас нет. Главная задача - сделать так, чтобы все взгляды были направлены исключительно на него. Только не нужно относиться слишком серьезно к этой казачьей потребности в громком самоутверждении, немного иронии не повредит. Надо понимать, что это художественные натуры. Особенно характерно казачество для творческих лю-1 дей, они просто обязаны быть Казаками, иначе не смогут удовлетворить жажду самовыражения. Если им будет все равно, что о них скажут, то им не хватит энергии создать произведение искусства и выставить его на всеобщее обозрение. Что изменилось в представлениях о качестве? Для Казака просто внешний блеск стал более глубоким и более понимаемым - это имидж в самом глубоком смысле этого слова. Вещи с имиджем он подбирает под свой индивидуальный образ, который ему бесконечно дорог. Отношения с людьми Казалось бы, Казак исключительный индивидуалист: он просто идеален, он единственный в своем роде, другого такого не может быть. Тем не менее ему нужны люди вокруг, которые могут и должны быть зрителями в этом театре одного актера. Без аудитории, которая созерцает, восхищается и любуется им, смысл жизни Казака пропадает. Ему важна не столько суть, сколько - оценка, поэтому все его действия направлены на то, чтобы вызвать реакцию окружающих, обратить их внимание на себя. Это вовсе не значит, что Казак - поверхностное существо, мало того, если это действительно талантливый человек, он может даже осветить свою эпоху. Просто подтверждение правильности своих действий он всегда ищет вовне. Внутренний конфликт Казака в том, что, с одной стороны, он осознает собственную уникальность, с другой - он заложник вечной потребности во внешнем подтверждении этого. Важно понимать, что для Казака люди - это вовсе не среда, внутри которой ему нужно быть, ему не требуется «группа поддержки». Он вне любой группы, он всегда над. Но в пределах видимости. Люди ему нужны, просто чтобы иметь возможность над кем-то быть и отражаться в зеркале всеобщего восхищения его персоной. Аплодисменты. Казак на работе - это героическая личность, он все время это подчеркивает и хвастается. Без него дело не делается. При этом он готов брать ответственность на себя, ему не нужен начальник. Он может работать днями и ночами, только нужно оценить его героические усилия, отметить его. Если Глава VII Казак на работе у него нет шансов быть оцененным и заслужить аплодисменты, то он теряет интерес и будет всех «курощать и низводить». Все плохо, этот начальник ничего не умеет, меня бы назначили, я бы порядок навел быстренько. Главная мотивация для них - карьера, им важно получить более престижную позицию. Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Казак способен свернуть горы и сделать много полезного и приятного для окружающих, если они его любят, ценят и хвалят. Когда этого нет, он будет брюзжать или активно протестовать. Казак обязательно всегда рассказывает, где он был. Сходил на модную премьеру - и тут же окружающие об этом знают. При этом если все хвалят спектакль, то от Казака положительной реакции не дождешься, но зато если всем не понравилось, то он обязательно скажет, что это гениально, а никто ничего не понимает в искусстве. Главное - быть в противостоянии массе, толпе, а отнюдь не качество фильма или спектакля. При выборе партнера, Казаку важно, чтобы, с одной стороны, это был предмет зависти окружающих, но с другой Что нравится сейчас? Казак стал доволен тем, что он как потребитель стал признан. Весь мир живет для него - в Россию едут лучшие производители, лучшие супербренды пытаются доказать ему свою привлекательность. Казак теперь может капризничать и выбирать, демонстрировать свою ценность как потребителя. Но самое главное - ему есть что купить для того, чтобы ■ быть единственным и неповторимым. - он сам должен быть центром вселенной для жены (мужа). j " ■ 9" °в ? ч н ы" м 3 р *е г '* н г Ребенок Казака, разумеется, должен быть вундеркиндом. «Я хочу, чтобы у него все было хорошо», - уверяет Казак. Но при этом он почему-то забывает задаться вопросом, что для ребенка хорошо, а что - плохо. Реальная история из жизни: 12-летний мальчик занимается теннисом, входит в сборную России, также играет в футбол, тоже входит в сборную России и переживает, что мама расстроилась, потому что он не очень хорошо учится - одна четверка за полугодие, остальные - пятерки. Когда же он ничего не выигрывает на очередном чемпионате, то родители страшно недовольны. Ведь их гениальный ребенок не подтвердил свои способности, у них теперь нет повода рассказать всем о его успехах. Правда, сами они искренне уверены, что делают все для его блага. Отношения с вещами Да, так и есть, мы имеем дело с законченным эгоцентри-ком. Поэтому Казаку важно выбирать вещи, подчеркивающие его уникальность, отстраивающие его от остальных: «Я выбираю то, что соответствует моему индивидуальному стилю». Казак очень сильно проявляется при выборе продукта. Он покупает то, чего мало. Его девиз при покупке: «Ни у кого нет, а у меня есть». Точнее, Казак покупает тот продукт, который больше всего соответствует его неповторимой индивидуальности. Например, возьмем автомобили. Казак всегда купит самый редкий автомобиль в своем классе. В свое время Пежо выпустил серию разноцвет- Глава VI! Казак ных автомобилей. Желтых было всего несколько штук, можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что все они были куплены Казаками. Парадокс еще и в том, что продукт может быть плохой, но качество для Казака - не главное. Возьмем типично казачьи бренды - всевозможные Харлеи, Феррари, Альфа-Ромео и так далее. На самом деле это далеко не самые лучшие продукты с точки зрения качества в своей категории. Но Казак, зная это, все равно подтверждает свой выбор. Он приносит в жертву качество и платит больше, чем за другой продукт, более добротный, но не такой экзотический. Купец покупает вещь, а Казак покупает свое зеркало. Ему по большому счету все равно, как оно там ездит, главное, что такого больше ни у кого нет. Он полагает, что раз оно столько стоит, то, наверное, будет как-то ездить. Казаку нужно привлечь внимание других к себе, а не получить удовольствие от езды. Нет, конечно, он только будет рад, если это окажется еще и удобным, но для Казака принципиален отнюдь не комфорт. Главное для него - обладание. Он целиком и полностью находится на поверхности: я - это мой автомобиль, я - это моя одежда, я - это мои сигареты, я - это мой дом... Все, чем я себя окружаю, - это я. Логика мышления Казака построена на категорическом отрицании того, что его структура иерархии потребностей совпадает с иерархией потребностей других людей. Покупая что-то, Казак сформулирует критерий выбора как нечто отличное от всех остальных. Он против то- ГО, ЧТОбы баНаЛЬНО уДОВЛеТВОрЯЛИСЬ еГО быТОВЫе ПОТреб- | Человечный маркетинг ности, потому что в нем ведь нет этих мещанских привычек. Купить желтый Пежо, чтобы быть в гордом одиночестве, да еще и у всех на виду — это, конечно, казачий шаг. Но не все Казаки могут себе это позволить. Как быть, если у него нет денег? Очень просто. Ведь главное - доказать свою индивидуальность. Если у Казака нет денег на дорогие вещи, то он подведет целую идеологическую платформу, чтобы найти этому оправдание. Например, на вопрос: «Как тебе джинсы Ливайс?» Казак может разразиться целой тирадой, что это игрушки для богатых идиотов, это вообще моветон, но зато он покупает Коллинз. Вовсе не потому, что это модно, дешево и есть во всех местах, а исключительно из чувства протеста. Он принципиально против того, чтобы выкладывать кучу денег за какую-то хлопчатобумажную тряпку потому, что она называется Ливайс. Но, конечно же, он знает такие места, где можно купить не просто Коллинз, а особенный Коллинз, которого больше ни у кого нет. Казак еще может мотивировать покупку тем, что он знает про продукт что-то, что скрыто от других. Он может купить даже и Опель (ах, это же почти Запорожец) только потому, что он будет знать, что именно у этой модели Опеля дизайн для сиденья разрабатывал крутой дизайнер из Феррари. Казак непременно всем расскажет об этом. Если говорить о проявлениях патриотизма в потреблении, то совершенно точно из российских продуктов Казак купит очень дорогой премиальный бренд. Таких продук- Глава VII к а з г к тов у нас единицы, но он будет покупать их. Кстати, не для того, чтобы выделиться. Мотивация здесь другая: вот, могут же наши! Он будет страшно гордиться продуктом, в этом его патриотизм. Как рассуждает Казак? Мы можем делать все лучше всех, просто обстоятельства иногда складываются против нас, нам не хватает объективных причин что-то сделать. Да если бы мы тут, в России, захотели бы производить хорошее вино, то у нас бы получилось ого-го! Но зачем нам этой мелочью заниматься? Правда, если бы у нас были такие климатические условия, чтобы рос такой виноград, как во Франции, тогда не проблема, мы сделали бы вино лучше французов. Отношения с брендами Неудовлетворенность от отсутствия внимания компенсируется Казаками с помощью брендов. Собственно, выбор брендов обусловлен, во-первых, желанием протесто-вать, которое прочно сидит в каждом Казаке, и, во-вторых, необходимостью подчеркивать свою индивидуальность. Казаки ценят в брендах упрямство в продукте. Очень характерный пример - Макинтош. Все страшно неудобно, с PC-файлами не стыкуется, русский Интернет не скачивает... и совершенно не пытается что-то изменить, чтобы стать удобнее. Но это именно то, что нужно Казаку. Think different! Эта кампания исключительно казачья только потому, что с ее помощью Макинтош не стал брендом номер один и широкая публика его не приняла. Ай-би-эм - просто компьютер, зато Ма- кинтош - это идеология, и даже хорошо, что всем неудобно. Еще одна интересная и характерная черта, свойственная только Казакам. Есть бренды, которые он выбрасывает из круга своего рассмотрения. Вот история, которая хорошо иллюстрирует такое казачье потребительское поведение. Одному из нас, тех, кто имеет отношение к этой книге, подарили на день рождения домашний кинотеатр. Просто сказали, что можно приезжать домой (дело было на работе) и распаковывать коробки. Счастливчик долго терзался мыслью о том, что техника может оказаться корейской, и уже морально приготовился к тому, что если это так, то он ее продаст или передарит... Вот он, Казак! Он лучше откажется от такой игрушки, как домашний кинотеатр, чем поставит у себя дома корейский бренд. Как же так, если это стоит у меня дома, значит, имеет ко мне непосредственное отношение. Но все обошлось благополучно, дома его ждал Филипс. Другая характерная история из этой же серии связана с операторами сотовой связи. Удивительное дело, но многие люди после очередной рекламной кампании одного из ведущих московских операторов стали стараться не говорить, что они пользуются услугами этой компании. Но настоящие, стопроцентные Казаки перешли к другому оператору, закрыв глаза на то, что качество связи там заметно хуже. Существует много вещей, которые Казак не купит, потому что он не хочет ассоциироваться с этим брендом. Но особенно синдром отторжения проявляется в его ежедневных покупках. Самая трудная задача - Человечный маркетинг Глава VII Казак выбрать продукт из категории, где нет брендов. В этой сит ации Казак попадает в тупик: где гречка, достойная меня? Как с ним разговаривать Казаку нужно продавать иррациональное. Но ни в коем случае с ним нельзя разговаривать в лоб. Если прямо сказать ему, что с помощью этого бренда он будет не таким, как все, то это не произведет на него никакого впечатления. К нему надо заходить осторожно и аккуратно, как бы между прочим, его надо незаметно подталкивать к выбору. Возвращаясь к показательной теме корейских брендов, можно задать вопрос - что нужно сделать, чтобы Казак их принял и впустил в свой мир? Казаку нужно доказать, что корейский бренд является альтернативным. Вот есть Сони, Пионер, а есть я, Самсунг, и я принципиально другой! Или чтобы с его помощью можно было бы против чего-то протестовать. На самом деле именно Казаки создают предпосылки для появления новых брендов, а также не дают умирать тем, которые проваливаются. Ведь они не покупают то же, что и все. Только будучи в глубоком авангарде или очевидном арьергарде, бренды ментально становятся интересными Казакам. Если вещь стала модной и тиражируется, Казак моментально отворачивается и ищет очередную диковинку. Зато когда массы начинают что-то отвергать, то Казак - тут как тут. Главная мысль, которую нужно донести до Казака, -j это отнюдь не история про новую вещь, которой вы достойны, а то, что есть, наконец, вещь, достойная вас.
|