Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет… (Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…) Затем диакон возглашает малую ектению: " Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся… После малой ектении хор стихами из псалмов взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою… Услыши мя Господи… (Господи! к Тебе взываю: услышь меня… Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе… Услышь меня, Господи!..) Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма. Этот момент Богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: " Господи, помилуй! " Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу. К пению ветхозаветных стихов: " Господи воззвах: " присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника. Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника. При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: " премудрость пр о сти! " (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте. Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: " Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление. Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода. Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого. Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая. После песни: " Свете тихий" поется прокимен, т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: " Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся", а в другие дни поются иные стихи. По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем. После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную ектению: " Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем " … Затем читается молитва: " Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам" … После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: " Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)… В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов. Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника. Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного Богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся. После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются " стихиры на стиховне ". Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события. Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля ", затем чтением трисвятого и молитвою Господней: " Отче наш… ", пением Ангельского приветствия Богородице: " Богородице Дево, радуйся…" или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: " Буди имя Господне благословенно отныне и до века ", завершительным благословением священника: " Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием — всегда, ныне и присно, и во веки веков". Конец вечерни — молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице — указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе. Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.
УТРЕНЯ Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение. Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ". Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением. После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению. Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: " Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне! " т. е. Бог — Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа. После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть. По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: " многомилостие" или " многое освящение".
Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти. Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
|