Литургия Преждеосвященных Даров
Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами, т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустого. Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Тайн, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста, когда совершается память преп. Марии Египетской; иногда 9-го марта — в праздник сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед., Вел. Вт. и Вел. Среду). Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных, но только без важнейшей ее части — освящения Даров. Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы. По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед царскими вратами читает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь. В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас. В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи. В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти. В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина: " Господи и Владыко живота моего… На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии. По девятом часе — " изобразительные": поются девять Евангельских заповедей блаженств, с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: " помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твое ", затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина, и отпуст. После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом: " Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков ". Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: " Свете тихий…", чтец посреди храма читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: " Премудрость прости! " благословляет ими верующих и возглашает: " свет Христов просвещает всех". В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли. После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма:
|