Купцы, записанные в гильдии, получали ряд весьма серьезных льгот, положивших начало их выделению в новое привилегированное сословие. Помимо разрешения покупать крестьян (но с припиской их к предприятию), они освобождались от личной рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 руб. с человека.
Предпринимательская деятельность жестко регламентировалась и зависела от царских указов. Это проявлялось прежде всего в сохранении государственной монополии на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, сало, икра, хлеб, воск, щетина, вино). Необходимость крупных капиталов для развития промышленности приводит к появлению новых форм предпринимательства – складничества, по отношению к которому государство проводило попечительную политику, связанную с контролем за деятельностью, ограничением вступления новых членов, обязательной регистрацией, определением размера уставного капитала, требованием предоставления образцов в мануфактур-коллегию, а также установлением цены, вида и формы товаров, закупаемых казной, вплоть до запрета их продажи в розницу.
Несмотря на значительные успехи, петровская модернизация, основанная на форсированной индустриализации, обрекла Россию на экономическую отсталость в будущем, т. к., распространив крепостное право на промышленный сектор экономики, Петр I закрепил ту косную социальную структуру, что стала препятствием при дальнейшем развитии. Кроме того, проведение модернизации сопровождалось массовым уничтожением населения (около 12, 5 % тогдашнего населения России). Если в Западной Европе XVII–XVIII вв. быстро развивалась представительная власть, укреплялись основы парламентаризма, то в нашей стране, напротив, усиливалась жесткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, присущего Московской Руси.