Учебно-методическое пособие. для подготовки к семинарским занятиям
для подготовки к семинарским занятиям Подписано в печать 28. 02.2012. Формат 60× 88/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 10, 8. Уч.-изд. л. 8, 9. Тираж 200 экз.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.С. Черномырдина КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ 1 Иероглиф — рисуночное символическое письмо - важнейшая составная часть культуры Древнего Египта.
1 Первым древнеегипетские надписи расшифровал французский ученый Ж.Ф. Шампольон (1790-1832), основатель египтологии. 1 Мусейон — от греч. nwseion — храм муз.
1 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Наука и религия, 1992. 1 Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны. Ее имя встречается в словах, связанных с детством: «ляля», «лялька», «лелеять». 2 Космогония — от греч. слов «космос» — мир, Вселенная, «гонеа» — рождение. 1 Русские Веды. — М.: Наука и религия, 1992. — С. 8—11. 1 Открытие Индии. — М., 1987. — С. 54—55; Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). — М.: Инсан, 1992. — С. 90. 2 Русские Веды. С. 8. 3 Упанишады. Т.Н. - М.: Наука, 1992. - С. 39. 1 Монотеизм — система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. 2 Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 110. 3 Манизм (от лат. Manes) – душа умерших предков. 1 Хрестоматия по истории России. В 4 т. Т 1. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. — С 17. 2 Сквозь века. — М.: Знание, 1986 — С. 15 — 24. 1 Хрестоматия по истории России. С. 20—22. 2 Древнерусская литература: Книга для чтения. — М.: Школа-Пресс, 1993. — С. 21-22. 1 Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями — ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и Северного Кавказа. 1 Васильев Л. С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае//Китай: традиции и современность. — М., 1976. — С. 68—70. 2 См.: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. — С. 148. 1 Ныне Стамбул 1 Колоны (лат. coloni) — одна из категорий зависимых крестьян. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С. 122. 1 Канон (греч. kanon — правило) — вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней». 1 Нынешний купол, реконструированный в 989 г. после землятрясения армянским архитектором Трдатом, меньше первоначального. 2 «Хвала Господу, который удостоил меня чести создать такое творение. О, Соломон, я победил тебя!» — воскликнул император Юстиниан, открывая 27 декабря 537 г. храм Софии. 1 Ныне Салоники 1 Мелос (греч. melos) — напев, мелодия, собственно музыкальная сторона песни. 1 Слово «Суда» до XX в. принималось за имя автора и читалось как Свида; теперь полагают, что Суда обозначает «оплот», «твердыню» (знаний). 1 Гардарика — скандинавское название Руси, означающее " страна городов". 1 См. Хрестоматия по истории России. В 4 т. — М.: МИРОС-МЮ, 1994. Т. I. — С. 39. 1 Игумен Иоанн Экономнее. Православие. Византия. Россия: Сб. ст. — М.: Христианская литература, 1992. - С. 37. 1 Триодь (от грвч. triodion) — православная богослужебная книга, содержащая песнопения и молитвы, приурочиваемые к определенным датам. 1 Апокриф (греч. apokiyphos — тайный, сокровенный) — произведение иудейской и раннехристианской литературы, не включенное в библейский канон. 2 Патерик (от греч. pater— отец) — в православии сборник жизнеописаний отцов церкви, монахов, признанных священными.
1 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М, 1982 — С 53. 1 Слово о полку Игореве и его время. – М.: Наука, 1985. – С.21. 2 Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 г. — М.: Просвещение, 1989. С. 93. 1 Потир (греч.ро1ег — чаша, кубок) — сосуд для освящения вина или принятия причастия. 2 Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. 1 Русское прикладное искусство XIII — начала XX в. Из собр. Государственного Владимире-Суздальского музея-заповедника. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 14—15. Илл. № 1—5. 1 Род многоствольной флейты. 1 Включен в список Всемирного наследия. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия.Ратифицировали Конвенцию 123 страны, в том числе и Россия. В списке Всемирного наследия 358 объектов из 80 стран. 1 Пилястра (от лат. pila — столб) — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части и пропорции, что и колонна. Служит для членения плоскости стены. 1 Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994. — С. 68. 2 Деисус — искаженное греческое слово " деисис" — моление. Известны деисусы оплечные (по плечи), поясные (по пояс) и во весь рост. Наиболее древними в иконописи являются оплечные деисусы из трех фигур. 1 Известняк, привозимый из подмосковного села Мячково. 1 В настоящее время в Андрониковом монастыре создан музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. 1 Уния (церк.) — объединение православной и католической церкви с признанием главенства папы римского при сохранении своих обрядов и богослужений. 1 Опасаясь опалы, Андрей Курбский в 1563 г. бежал в Литву. 2 Часослов — церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения. 3 Псалтырь — сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет. 1 «Апостол» — богослужебная книга, включающая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий. 2 Терракота — неглазурованное керамическое изделие, в основном красно-коричневого и кремового цвета. 1 Восьмерик — в русской архитектуре восьмиугольное в плане сооружение или его часть.
1 Акафист — хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых. 1 Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви. 2 Азбуковники — толковые словари или справочники учебного характера, в которых термины размещались в алфавитном порядке. 1 Церковный раскол возник в результате проведенной патриархом Никоном (1605—1681) церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому чину (образцу). У реформы оказалось много противников, требовавших возврата к старым традициям, названных старообрядцами. 1 Другие названия — «нарышкинское барокко», «русское барокко». Барокко (от итал. странный, причудливый) — направление в литературе и искусстве в XVI — начале XVII вв., которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. 1 Парсуна (искаженное слово «персона») — условное наименование портретной живописи XVI — XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого. 1 Знаменное пение — одноголосое пение. 2 Партесное пение — многоголосое пение. 1 Сентиментализм (от франц. чувство) — направление в литературе и искусстве в конце XVIII — начале XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы. 1 Дома расположены вдоль тротуаров, а не в глубине усадеб, как было прежде. 1 Эрмитаж (от франц. ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—1767, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771— 1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—1852, архитектор Л. фон Кденце), Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Дж. Кваренги).
|