Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мода как массовое подражание




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы определяем моду как особый феномен психологии масс, основанный на категории «модности», противостоящей «немодности», и на действии парного социально-пси­хологического механизма заражения-подражания. Данный феномен иногда прояв­ляется в виде стандартизированного массового поведения, а иногда и в совершенно иных формах, причем совсем не обязательно стихийных. С точки зрения психологии масс, мода — это яркое стремление к внешнему разнообразию, парадоксально обора­чивающееся своей прямой противоположностью — как внешним, так и, особенно, внутренним, психологическим единоообразием.

Именно такая суть данного явления была блестяще раскрыта еще английским фи­лософом конца XVII — начала XVIII веков Энтони Эшли Купером, лордом Шефтс-бери. В своем знаменитом сочинении «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» он весьма саркастически, хотя и совершен­но точно писал: «...Со временем люди стали считать Приличным для себя переиначи­вать свой внешний вид, а свое умственное сложение приводить к единообразию»1. На наш взгляд, в этой фразе содержится ключ к пониманию моды именно как феномена психологии масс. Погоня за внешним разнообразием, постепенно охватившая людей по мере развития их человеческой индивидуальности и индивидуального сознания (контрсуггестивных механизмов, развивавшихся после первобытного однообразия), парадоксальным, но вполне естественным образом обернулась своим контрконтр-суггестивным следствием — развитием нового механизма, ведущего к единообразию, т. е. к массовизации сознания и поведения2.

1 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 8.

2 Далее, по Шефтсбери, все развивалось еще более интересно: «Таким образом, власти сделались порт­
ными, и их, когда они передавали свои полномочия новым портным, в свою очередь, наряжали так, как
они того заслуживали в глазах других. Однако, хотя при таком чрезвычайном стечении обстоятельств
все пришли к соглашению, что существует только один определенный и истинный вид платья, одна-
единственная манера, к которой необходимым образом должен приспособиться весь народ, несчастье
заключалось в том, что ни власти, ни костюмеры не могли решить, какая же из многообразных мод была
подлинно верной... людей со всех сторон стали преследовать за их вид и характерные черты, они дол­
жны были приноравливать свою мину к своим рубашкам в соответствии с правильной модой, в обра­
щении находилась тысяча образцов и моделей одежды, и они менялись снова и снова, при каждом удоб­
ном случае, в соответствии с привычками и духом времени. Судите сами, разве человеческие лица
могли не сделаться стесненными и скованными, а естественный облик людей — трудно узнаваемым,
беспорядочным, искаженным судорогами». — Там же.


262 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

Затем, правда, мода очень быстро начинает играть прямо противоположную роль. Вначале заражая людей единообразием, она быстро порождает и предлагает потре­бителю новое весьма значительное многообразие того, что может считаться модным теперь уже вместо старого, модного ранее. Если поначалу мода, безусловно, вы­полняет выраженные суггестивные функции, то с течением времени она начинает осуществлять свои же, но теперь уже прямо противоположные, контрсуггестивные функции. Они и порождают сложнейшую для человека проблему индивидуального выбора. Хотя это все-таки вторично — главная функция моды как социально-психо­логического явления состоит прежде всего в массовизации человеческой психики. Но происходит это как бы обманным путем — через внешнюю видимость индивидуали­зации человека.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 439. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия