Фрагменты оригинальных философских текстов. Корреспондент –Вас, мсье, считают последним философом западной традиции, который завершает ее и вместе с тем пытается открыть новый способ вопрошания
БЕСЕДА С ХАЙДЕГГЕРОМ * Корреспондент – Вас, мсье, считают последним философом западной традиции, который завершает ее и вместе с тем пытается открыть новый способ вопрошания. Сегодня кризис университетов сопровождается недоверием к самому смыслу философии. Для большинства она не имеет права на существование, она стала бесполезной. Хайдеггер – Это как раз то, о чем я всегда думал. В своем курсе 1935 года «Введение в метафизику» я уже это утверждал: философия всегда несвоевременна. Это безрассудство (сумасбродство). Кор. – Безрассудство? X. – Философия несвоевременна по своей сущности, ибо она принадлежит к тем редким явлениям, судьба которых в том и состоит, что они не могут встретить непосредственный отклик. Кор. – Итак, что представляет собой философия? X. – Это одна из редких возможностей автономного и творческого существования. Ее изначальная задача – делать вещи более тяжелыми (трудными), более сложными. Кор. – Может ли она, по Вашему мнению, играть роль в преобразовании мира, как этого хотел Карл Маркс? X. – Философия никогда не может непосредственно придавать силы или создавать формы действия и условия, которые вызывают историческое событие. Кор. – Но тогда каков ее смысл? X. – Она не есть «знание», которое можно достичь и сразу использовать. Она касается всегда только ограниченного числа людей и не может быть оценена с помощью общих критериев. С этим ничего нельзя поделать: ведь именно она делает из нас что-то, если мы ею занимаемся… Кор. – Правда ли, что начиная с 1907 года Вы не менее чем по часу в день читаете греческих мыслителей и поэтов: Гомера, Пиндара, Эмпедокла, Софокла, Фукидида? X. – Да, за исключением военных лет. Кор. – Думаете ли Вы, что нужно вернуться к источникам греческой мысли? X. – Вернуться? Современное возрождение Античности? Это было бы абсурдно, да и невозможно. Греческая мысль может быть только исходным пунктом. Однако, связь греческих мыслителей с нашим современным миром никогда не была столь очевидной. (…) Кор. – Правда ли, что Вы сказали однажды: «Меня начнут читать с охотой, не раньше, чем через триста лет»? X. – Вполне возможно. Но какой смысл имеет этот вопрос? (…) Кор. – Вы следили за всемирным университетским движением и дискуссией по поводу университетов? Х. – Эти проблемы университета я разбирал уже в 1929 году в работе «Что такое метафизика?». Сегодня студенты бунтуют. Это хорошо. Но понимают ли они реально, чего они хотят? Я знаю с давних пор, что университет стал обыкновенной школой (лицеем). Он не учит мыслить, он лишь дает накопление знаний. Старый университет умер, и это была, без сомнения, неизбежная смерть. (…) Кор. – Вы охотно говорите, что сегодня истинные вопросы остаются незамеченными, существенные проблемы еще не поставлены. Считаете ли Вы, что в будущем их поставят? Хайдеггер – Кто знает? Быть может, через два или три столетия...
|