Студопедия — Научное познание и его особенности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научное познание и его особенности






Научное познание связано с функционированием особого социального института, называемого наукой. Наука — это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная про­изводству знаний. В общем виде она включает в себя суще­ствование определенных научных сообществ, их труд по со­зданию новых знаний и сами эти знания. Производство науч­ных знаний — особый вид познавательной деятельности, свя­занной с продуцированием научного метода и в соответствии с требованиями научной рациональности. Таким образом, что­бы понять специфику научного познания, надо разобраться, что из себя представляют научный метод и научная рациональность.

Исторически наука исходит из неспециализированного, по­вседневного знания. Последнее представлено в культуре в трех формах: 1) рецептивное, техническое знание (частично специ­ализированное, но донаучное, характерное для искусств, реме­сел, торговли, мелкого производства); 2) протонаука — подго­товительный этап становления науки (собрание данных с по­мощью научных методик, отдельные причинно-следственые констатации при наблюдении за явлением природы и т. п.); 3) псевдонаука — совокупность убеждений и действий, выда-


------------------------------------- Теория познания ---------------------------------------

ваемая за науку (при этом общий принцип подхода, методика исследования и признаваемые знания являются чуждыми гос­подствующей в данную эпоху научной рациональности). Дан­ный культурный феномен иногда называют паранаукой. Это такие виды специализированного знания, как алхимия и астрология, теология и спекулятивная натурфилософия, пара­психология. Сегодня для всех очевидно, что данные виды зна­ния невозможно вычеркнуть из общей духовной культуры людей не только в историческом прошлом, но и в наше время.

Хотя наука так или иначе исходит из различных пластов повседневного знания, в строгом смысле слова она не являет­ся его логическим, или концептуальным, продолжением. Напри­мер, понятие " сила" в механике не есть обобщение или уточне­ние повседневного понятия силы.

В науке даже знакомые с точки зрения обыденного опыта явления часто выглядят в совершенно новом свете, а научные истины нередко представляются неожиданными, нелепыми, пара­доксальными с точки зрения " очевидностей" здравого смысла.

Например, нечто может существовать одновременно и как волна, и как частица...; сидя спокойно в своем кресле, мы од­новременно путешествуем вокруг Солнца со скоростью 11, 2 км/ сек...; воздух (точнее, кислород, водород, азот и т. д.) может быть не только газообразным, но и жидким...; из одной-един-ственной живой клетки, не оплодотворенной и даже не поло­вой, можно вырастить растение, а в последнее время — и жи­вотное... и т. д., и т. д. Примеры можно приводить бесконечно.

Научная рациональность переосмысливает практику, опыт как базу эмпирического естествознания. Преобразование обы-


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

матически выраженную гипотезу с данными наблюдения, не­обходимо, чтобы сам опыт был метрически (количественно) организован; 3) опыт не является единственной основой, из которой извлекаются положения теории. Эмпирические дан­ные, с которыми имеет дело наука, образуются также в резуль­тате использования теоретических построений и предполагает определенные теоретические идеализации.

Принято считать, что главным критерием научности при­меняемого естественными науками метода является их экспе­риментальная база. Однако среди методологов существуют серьезные разногласия в понимании самой природы экспери­мента и экспериментальных фактов, а также их роли в меха­низме становления и развития научного знания. Известный за­падный методолог Т. Кун критерием научности считал наличие парадигмы, т. е. устойчивой системы взаимосвязанных между собой ключевых понятий, в рамках которой это знание выраба­тывается и транслируется. На основе парадигмы возникает так называемая нормальная наука, успешно решающая эксперимен­тальные и теоретические головоломки.

Парадигма Т. Кун в интереснейшей книге, ставшей бестсел­лером, " Структура научных революций" рассмат­ривает парадигму как интегральную характеристику той или иной научной дисциплины (например, физики или биологии) в определенную историческую эпоху. Такая характеристика, как правило, связана с существованием определенной научной школы, направления и т. п. В понятии парадигмы можно выде­лить следующие основные моменты:

1) " символические обобщения" — формальные или легко формализуемые компоненты теории, функционирующие как " законы природы" и определения соответствующих символов;

2) " метафизическая парадигма'''' (или картина ми­ра) — модельные представления, обобщенные образы исход­ных объектов науки (например, газ в классической физике рас­сматривается как совокупность молекул, напоминающих бил­лиардные шары в хаотическом движении);


------------------------------------ Теория познания ---------------------------------------

3) общепринятые в данном сообществе ученых методоло­гические требования и ценностные ориентации: теоретиче­ские концепции должны быть простыми, непротиворечивыми, проверяемыми и т. п., научные предсказания — точными, по возможности количественно выраженными и т. п.;.

4) общепринятые в сообществе формы, образцы, по кото­рым " изготавливаются" научные описания и объяснения, а так­же базисные примеры решения конкретных научных проблем.

Гипотеза С точки зрения методологии гипотеза — это не­которое универсальное предположение, утвер­ждение о реальности (и связанная с ней система теоретичес­ких построений), истинность или ложность которого должен показать эксперимент. Гипотеза становится научной теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям, выражающим ее объективный характер:


--------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

§ 7. Методы эмпирического и теоретического исследований

К основным методам эмпирического исследования мож­но отнести наблюдение, измерение, эксперимент и индукцию.

Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реальной научной практике наблюдение представляет собой активный по­знавательный процесс, опирающийся не только на работу ор­ганов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувственных данных, К научному наблюдению предъявляются жесткие требования:

• четкая постановка цели наблюдения;

• выбор методики и разработка плана;

• систематичность;

 

контроль за корректностью и надежностью результатов блюдения;

• обработка, осмысление и истолкование полученного мас­
сива данных.

Наблюдение — важнейший способ получения научных фактов.

Факты науки — эмпирическое звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средства­ми. Нечто существующее становится научным фактом лишь тог­да, когда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (протокольная запись в виде высказываний, формул; фотография, магнитофонная запись и т. п.).

Любой факт науки имеет многомерную (в гносеологиче­ском смысле) структуру. В этой структуре можно выделить че­тыре слоя:


------------------------------------- Теория познания ——---------------------------------

1) объективную составляющую (реальные процессы, события, структуры, которые служат исходной основой для фиксации познавательного результата, называемого фактом); 2) информационную составляющую (информационные по­средники, обеспечивающие передачу информации от источни­ка к приемнику — средству фиксации факта); 3) практическую детерминацию факта (обусловленность факта существующи­ми в данную эпоху качественными и количественными возмож­ностями наблюдения, измерения и эксперимента); 4) когнитив­ную детерминацию факта (зависимость способов фиксации и интерпретации фактов от системы исходных абстракций тео­рии, теоретических схем, психологических установок и т. п.).

Измерение — наблюдение, фиксирующее не только качест­венные характеристики объектов и явлений, но и количествен­ные аспекты. Оно предполагает наличие в средствах деятель­ности некоторого масштаба (единицы измерения), алгоритма (правил) процесса измерения, измерительного устройства. Из­мерение есть процедура установления одной величины с по­мощью другой, принятой за эталон. Первая из указанных вели­чин называется измеряемой величиной, вторая — единицей из­мерения. Отсюда под измерением можно понимать процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу.


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

нению измерений. Провозглашенный Галилеем принцип коли­чественного подхода, согласно которому описание физических явлений должно опираться только на величины, имеющие ко­личественную меру, является методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-техническо­го прогресса.

Эксперимент как средство получения нового знания о дей­ствительности используется в науке в связи с особого рода по­знавательными задачами, для решения которых ученый вынуж­ден обращаться к созданию особой ситуации или искусствен­ной среды и использованию наблюдаемого взаимодействия с целью получения полезной информации. Исследователь при­бегает к постановке эксперимента в тех случаях, когда необхо­димо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, ко­торое в естественных условиях далеко не всегда присуще объек­ту или доступное субъекту. Воздействуя на предмет в специаль­но подобранных условиях, исследователь целенаправленно вы­зывает к жизни нужное ему состояние, а затем изучает его. В сравнении с наблюдением структура эксперимента как бы уд­ваивается: один из его этапов представляет собой деятельность, цель которой — достижение нужного состояния предмета, дру­гой связан с собственно наблюдением.

Эксперимент — это такое вопрошание природы, когда уче­ный нечто знает о предполагаемом ответе. Благодаря чему экс­перимент становится средством получения нового знания? Для ответа на этот вопрос необходимо понять логику и условия перехода от прежнего знания к открытию, к новому научному утверждению. Чтобы превратить эксперимент в познаватель­ное средство, необходимы операции, позволяющие перевести логику вещей в логику понятий, материальную зависимость в логическую. Для этого нужно располагать следующим рядом'. 1) принципами теории и логически выводимыми из них след-


Теория познания --------------------------------------

ствиями; 2) идеализированной картиной поведения объектов; '3) практически отождествленной (в заданном интервале абст­ракции) идеализированной моделью материальной конструк­ции. При наличии этих факторов возникает совпадение логики понятий и логики вещей. Существуют два типа эксперимен­тальных задач: исследовательский эксперимент связан с поис­ком неизвестных зависимостей между несколькими парамет­рами объекта; проверочный эксперимент применяется в случа­ях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.

Научная Переходя к методам построения научной теории, т еория определим прежде само понятие теории. Исходным в анализе гносеологической природы научной те­ории служит понимание ее как высшей формы отражения дей­ствительности и организации научного знания. Специфика те­ории в том, что она в систематическом виде отражает законо­мерности, сущностные характеристики определенной области действительности. По своему строению научная теория пред­ставляет собой целостную и внутренне дифференцированную систему взаимосвязанных понятий, законов и высказываний об изучаемых объектах, систему, характеризующую выводимость содержания теории из некоторой основной совокупности ут­верждений и понятий — исходного базиса теории, — по опре­деленным логико-методологическим правилам.

Теория должна дать целостное представление о законо­мерностях и сущностных связях определенной области бытия. Теоретическое знание предполагает сложную систему абстрак­ций, идеализированных объектов, в том числе наличие опо­средствующих звеньев (в виде соответствующих схем и моде­лей). Таких звеньев может быть несколько, что свидетельству­ет о многоуровневом иерархическом строении фундаменталь­ных научных теорий.


--------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------

Для создания теории гипотетико-дедуктивного типа необ­ходимо, во-первых, определить аксиомы; во-вторых, обозна­чить совокупность законов логики, которые будут использова­ны в дальнейшем; в-третьих, вывести из аксиом с помощью правил вывода все остальные истинные утверждения данной теории.

Важнейшим способом построения любой научной теории служит абстракция. Она представляет собой способ формиро­вания образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, т. е. путем использова­ния (или фиксации в образе) лишь части из множества соот­ветствующих, данных и прибавления к этой части новой ин­формации, не вытекающей из этих данных. Так, первые гео­метрические понятия исторически формировались индуктив­ным путем, посредством отвлечения от всех свойств наблюда­емых тел, кроме их формы и размеров. Геометрический смысл этим понятиям (точка, прямая плоскость и т. п.) был придан за счет их логической реконструкции, пополнения выделенных эмпирических свойств теоретическими свойствами (непрерыв­ность, неограниченная протяженность, конгруэнтность, парал­лельность и др.) необходимыми для выражения чисто геомет­рических истин.

В отличие от обыденного познания научная абстракция при своем формировании подчиняется определенным требовани­ям. Во-первых, должно быть показано, что то, от чего отвлека­ются в процессе постижения объекта, является объективно посторонним для результата абстракции; во-вторых должно быть определено, до какого предела (в каком интервале абст­ракции) данный процесс отвлечения имеет законную силу; в-третьих, должно быть принято во внимание, что всякой вводи­мой в теорию (и имеющей объективный смысл) абстракции со­ответствует свой, от сознания субъекта не зависящий интер­вал. Обозначенный интервал есть понятие, определяющее пре-


------------------------------------- Теория познания ---------------------------------------

делы рациональной обоснованности той или иной абстракции, условия ее предметной истинности и границы однозначной применимости, устанавливаемые на основе информации, по­лученной эмпирическими или логическими средствами.

Методология и связанное с ней методологическое созна­ние представляют собой специальную форму рефлексии над научным познанием, особый тип осознания науки. Современ­ная методология не ограничивается изучением методов науч­ного познания, исследовательских приемов и процедур. Она подвергает исследованию также основания, структуру и свой­ства научного знания, его генезис и функционирование, зако­номерности развития и трансформации. Проведя концептуаль­ную обработку опыта науки, методолог строит теорию, спо­собную описать и объяснить особенности познавательной дея­тельности, предлагает принципы рациональной реконструкции познавательного процесса, систем научного знания. Именно на уровне методологической теории создаются необходимые ус­ловия определения адекватной аксиологии науки — системы критериев и оценок научной деятельности и ее результатов, таких, как истинность, объективность, рациональность, эффек­тивность, практичность и др. Научная методология может стать основой для эффективного прогнозирования развития науки.

1. " Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в дей­ствительности же существуют только атомы и пустота" (Демокрит). Как можно оценить высказывание философа? 2. " Нам даны вещи в качестве находящихся вне нас предметов наших чувств, но о том, ка­ковы они могут быть сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем толь­ко их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, дей­ствуя на наши чувства" (Кант И. Пролегомены.). Со всем ли можно согласиться в данном утверждении? Если нет, то что представляется вам неправильным? 3. " Обыкновенно мы называем истиной согла-


Основной курс


 

 


сие с нашим представлением... В философском смысле, напротив, ис­тина... означает согласие некоторого содержания с самим собой... Впрочем, более глубокое (философское) значение истины встречает­ся и в обычном словоупотреблении: мы говорим, например, об истин­ном друге и понимаем под этим такого друга, способ действия кото­рого соответствует понятию дружбы; точно так же мы говорим об ис­тинном произведении искусства" (Гегель.). Дайте критический ана­лиз такого понимания истины. 4. Назовите основные ступени позна­ния. Как они связаны между собой? 5. Дайте характеристику трем аспектам относительной истины. 6. Как Вы понимаете термин " по­знавательная позиция"? 7. Охарактеризуйте основные формы и ме­тоды научного познания.


 



 


Глава 8. Философская антропология § 1. Философская антропология: история формирования

Хотя слово " антропология" (имеющее два греческих кор­ня: " антропос" — человек и " логос" — учение) известно еще со стародавних времен, философская антропология как особая дисциплина появляется лишь в XX в. При этом следует разли­чать философскую антропологию как самостоятельное целост­ное направление и как лишь одну из частей философии.

В первом случае речь идет о специфическом " антрополо­гическом" подходе ко всей философской проблематике, о по­пытке представить все ключевые философские вопросы через призму учения о человеке. Антропологический поворот в со­временных духовных исканиях выражается в стремлении об­ратиться к проблеме человека во всей его многомерности и многоликости. Как течение современной мысли философская антропология возникла в 20-х гг. в русле общекультурного ин­тереса к " феномену человека", опираясь на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль). В 1928 г. од­новременно выходят две основополагающие работы — М. Шелера и X. Плеснера. В этих работах выдвигается задача создания основополагающей науки о человеке во всей полноте его бытия. Позднее к этому направлению примыкают А. Гелен, Э. Ротхаккер и др.

Проблемы сущности человека, смысла его жизни, внут­ренних и внешних детерминант его поведения широко обсуж­дались также в философии экзистенциализма, в трудах представителей глубинной психологии, последователей фило­софской герменевтики и др.


-------------------------------------- Основной курс ---------------------------------------.

По мнению Шелера и Плеснера, философский анализ дол­жен обнаружить " базисную структуру" человече-ского бытия. Конечная цель такого исследования — выявление специфиче­ских черт и сущностных характеристик человека. Экзистенци­алисты особое внимание уделили проблеме сущности и суще­ствования. Согласно их взглядам, в мире есть по крайней мере одно нечто, у которого существование предшествует сущнос­ти, и этим нечто является именно человек. Он сам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя. Человек — свой собственный замысел, свой собственный проект. Но проекти­руя и созидая себя в свое будущее, человек несет и всю полноту ответственности за него.

Маркс, размышляя о " человеческой сущности", приходит к выводу, что человек создает себя в процессе истории и что сущность человека можно усмотреть в той совокупности об­щественных отношений, в которой он реально живет. Э. Фромм пытается решить проблему сущности человека не на пуги по­иска родового свойства или основы, а в результате выявления противоречия, заключенного в человеческом существовании. Человек стоит выше всякой другой жизни, потому что он есть прежде всего жизнь, осознающая себя. Человек обитает в при­роде, подчинен ее законам и случайностям, однако он возвы­шается над ней, потому что у человека нет того неосознанного единства с природой, которое делает животных ее частью. Че­ловек стоит перед страшной опасностью превращения в узни­ка природы, оставаясь одновременно свободным внутри свое­го сознания; ему грозит быть частью природы и все же быть одновременно выделенным из нее, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало людей странниками в ми­ре — они отделены, объяты страхом. Однако конфликт в чело­веке требует разрешения. Что может он сделать, чтобы устано­вить гармонию и освободить себя от одиночества?


 


Философская антропология


От Аристотеля к нам пришло определение че­ловека как " разумного животного". Все фило­софские школы рассматривали это определение как классическое. Однако в этом определении совершенно отсутствует указание на экзистен- циональное измерение человека. Названное из­мерение охватывает все то, что относится к " метафизической стороне" бытия человека, что в качестве внутреннего и посто­янного условия, возможности и предела предшествует свобод­ной реализации личности. Поэтому следует более вниматель­но рассмотреть основные экзистенциальные характеристики личности.

1. Присматриваясь к особенностям нашего человеческого бытия и имея в виду именно персональное бытие каждого от­дельного индивида, пожалуй, первое, что можно заметить, — это уникальность, неповторимость каждого из нас как лич­ности, как индивидуального человеческого существа. Безуслов­но, между людьми существует сходство, похожесть отдельных черт внешности или характера, и все же, — у каждого есть не­что особенное, только ему присущее, что делает его интерес­ным для окружающих, какие-то особенные таланты, умения, манеры, чувства, мысли. Индивидуальность нашего " Я", бес­конечное разнообразие личностей — культурное богатство че­ловеческого рода. Это особенно наглядно проявляется в мире искусства, науки, политической деятельности. Уникальность ин­дивида не есть нечто абстрактное, она проявляется, практиче­ски, ежедневно — в быту, на работе, в общественных местах. Иногда окружающим от этого приходится испытывать неудоб­ства, иногда — радость, но во всех случаях с этим приходится считаться.

2. Следующая фундаментальная особенность нашего бы­тия как людей — это смертность, временная конечность каж­дого. К этому обстоятельству можно относиться по-разному, но оно мощно определяет всю нашу реальную жизнь. Экзис-


-------------------------------------- Основной курс ---------------------------------------.

тенциалисты придают данному факту принципиальное значе­ние с точки зрения становления подлинной человеческой лич­ности. Человек начинает по-настоящему понимать смысл и ценность жизни лишь в ситуации " лицом к смерти". Челове­ческая жизнь не только конечна, она по меркам жизнепережи-вания — мала и быстротечна. Все это налагает свой отпечаток на проблемы нравственности. Зачем создавать великое, бессмер­тное, если сам человек смертен?

3. Следующая черта — незавершенность, незапрограм­мированность, открытость человеческой сущности. Всякое жи­вотное рождается со строгим набором возможностей, функ­ций, способностей. Человек не предопределен, и он не знает во что и когда самоосуществится. Он творит не только окружа­ющий мир, но и самого себя.

4. Человек обладает великим и во многом необъяснимым даром — даром быть свободным; как утверждают экзистенциа­листы, его свобода абсолютна. Но свобода — это одновремен­но и абсолютная ответственность.

5. Человеческое бытие бессмысленно. Никто не может од­нозначно и строго объективно указать хоть какой-нибудь один момент, функцию, цель индивидуального бытия человека имен­но как личности (а не живого организма или носителя соци­альной роли).

Однако следует обратить внимание на то, что бытие чело­века антиномично: все перечисленные свойства справедливы лишь в интервале экзистенции, индивидуального существова­ния. Вместе с тем можно найти такие социальные интервалы, когда бытие человека стандартизировано и анонимно, в кото­ром люди взаимозаменяемы. Можно найти интервалы, в кото­рых люди как бы обретают бессмертие, а также являются за­программированными, отчужденными, лишенными свободы, приобретшими навязанный социумом смысл своего бытия.


—------------------------- Философская антропология -------------------------------

Экзистенциальные потребности человека заключаются в том, что он стремится:

к самоутверждению,

к осмысленному бытию,

продлить себя (во времени, в потомках, в предметах),

к оригинальности,

к свободе.

Как уже говорилось, духовно-практическое освоение мира человеком предполагает особую форму деятельности, жизнен­ной активности — деятельность по самоопределению. Эта дея­тельность связана с тем, что человек незавершен, он не столько сущность, сколько существование. Сущность людей — в от­сутствии изначально заданной сущности. Поэтому индивид " пробует себя", ищет себя, прокладывает свой путь в жизни, воюет с судьбой или покоряется ей. Однако так или иначе че­ловек стремится утвердить себя. Формы самоутверждения мо­гут быть самыми разными — как позитивными, так и негатив­ными. Самоутверждение связано с самоутратой. Человек не­редко пытается утверждать себя через пристрастие к алкоголю, наркотикам, бездуховному сексу, но тем самым он одновремен­но разрушает себя, теряет, он становится маргинальной лично­стью, неукорененной в жизни, в обществе, культуре.

Негативное самоутверждение ведет к самоутрате, позитив­ное — к самоосуществлению. Последнее включает в себя сле­дующие уровни:

1. Размышление, самоанализ, рефлексия над самим собой, поиск себя;

2. Самопроектирование;

3. Самостроительство;

4. Самореализация, достижение счастья, гармонии,
идеала.


-------------------------------------- Основной курс ------------------------------------------,

Почему необходимо и почему возможно самоосуществле­ние? Это вытекает из основных фундаментальных характерис­тик человека — его уникальности, открытости и др.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 705. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия