Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Компонентная структура сознания






Ощущения Понятия Воля Чувства
  Суждения Внимание Эмоции
Восприя- Размышле- Память Пережива-
тия ние   ния
Представ- Проектирова- Воображе- Ценностные
ления ние ние установки
Впечатле­ния Разум Интуиция Желания

 

 


 

Известно.что мозг является приемником и центром пере­работки поступающей информации, а также инстанцией, при­нимающей решения и выдающей соответствующие " команды". Отсюда возникает важная, имеющая большое практическое значение проблема: как сознание управляет нашим телом?


 


111


-------------------------------------- Основной курс _____ _—----------------------------.

Безусловно, что диалектика " тело — мозг" многострук­турна и все еще мало изучена. По существу на примере челове­ка мы могли бы детельно, шаг за шагом, проследить, как идея, мысль трансформируется в материальный — физиологический, биохимический, механический процесс. Кибернетические ма­шины уже моделируют, и успешно, многие функции мозга. Будущее, по-видимому, за " сращиванием" компьютера и человека.

Новый оттенок в понимание связи мозга и тела добавила возникшая совсем недавно валеология. Дух, тело и разум, счи­тает она, — это три ипостаси единого. Здоровье — суммарный итог гармонии трех основных составляющих человеческой ин-двивидуальности, причем ведущаяроль здесь принадлежит доб­родетели, т. е. определенным нравственным, аксиологическим ориентациям, духовной компоненте, принятой разумом и ока­зывающей решающее влияние на формирование тела. Особен­ностью валеологии является то, что конкретные специальные медицинские вопросы в ней постоянно связаны с глубинными философскими аксиомами; таким образом, мы наблюдаем то возвращение к синтезу философии, психологии и медицины, что было столь естественно в доньютонианский период.

Гносеологи- И все же: как соотносится сознание, данное нам
ческий ин- изнутри, с внешним миром? Как возможен пе-
тервал реход от чувственно данного, от наших образ-

ов — к самому объекту? Чтобы ответить на во­просы такого рода, мы должны посмотреть на проблему созна­ния как бы " со стороны". В этом случае у нас возникает новая интеллектуальная перспектива видения. Мы обнаружим, напри­мер, что наше сознание — в конечном счете — не противоре­чит внешнему миру, а, напротив, выступает в широком смысле слова как его отражение. Об этом свидетельствует, в частно­сти, современная теория информации, позволяющая понять ме­ханизм передачи информации от вещей к нашим органам чувств.


Феномен сознания

Праксиологи- В реальной жизнедеятельности людей сознание
ческий ин- не отгорожено от мира, не противостоит ему, а
тервал вплетено во все сферы предметно-практиче-

ской активности человека. С этой точки зрения сознание предстает перед нами как постоянный переход мате­риального в идеальное и идеального в материальное. Внутрен­нее, субъективное содержание сознания постоянно опредмечи­вается вовне.

Наш творческий дух оставался бы чем-то эфемерным, мимолетным как для других, так и для нас самих, если бы мы не стремились реализовать его озарения, его толчки, его поры­вы в словах и жестах, в звуках и красках, в камне и металле, в новых моделях средств передвижения и новых типах средств связи. Только опредмечивая свое состояние, сознание стано­вится реальностью культуры.

Однако сознание тогда функционирует полноценно, когда оно включено и в другой процесс — распредмечивание мира культуры и всего планетарного " тела" цивилизации. Процесс распредмечивания смыслов и ценностей в мире культуры, в отличие от технократического мира современной цивилизации, носит принципиально иной характер: распредмечиваются не только утилитарные свойства вещей, но и их многомерные ду­ховно-сущностные характеристики. Способность к такому спо­собу освоения культуры предполагает однако специфическую работу сознания. Каждый индивид должен заново открыть для себя, творчески воспроизвести систему " произведений культу­ры". В этом процессе его активность носит вопрошающий ха­рактер. Она позволяет человеку раскрыть, расшифровать смыс­ловые отложения культуры и благодаря этому самому раскрыть­ся как лично для себя, так и для других.

Само сознание постепенно формируется прежде всего в контексте практических устремлений и материально-предмет­ной деятельности. В отличие от животного, человек в процес-


-------------------------------------- Основной курс ---------------------------- _____

се труда " не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, кото­рая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю" (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч., т. 23, с. 189). Труд завершается получением ре­зультата, который уже в начале этого процесса имелся у чело­века в идеальной форме — в форме замысла, модели, проекта и т. п. Целесообразная деятельность невозможна без наличия сознания, а сознание исторически не могло бы сформировать­ся без целесообразной, практикой понуждаемой деятельности.

Социокуль- Вплоть до середины XIX в. философская мысль
турный настаивала на автономном бытии сознания в

интервал отношении " социальной материи", на независи­мости его от материальных, экономических фак­торов. Больше того, Декарт, Кант, Гегель рассматривали созна­ние как творчество; именно деятельность сознания конструи­ровала мир явлений. В этом смысле философы не сомневались в первичности сознания, в его самодостаточности, в его спо­собности прояснять свое содержание в актах самосознания.

Принципиально новый взгляд на природу сознания был сформулирован в работах К. Маркса. Анализируя современное ему общество, он открывает новую социокультурную реаль­ность — " общественное бытие людей", т. е. реальную, матери­ально выраженную совокупность общественных отношений и институтов, связанных с материальным производством, обме­ном и потреблением. В результате он приходит к выводу, что не сознание определяет бытие, а наоборот, бытие определеяет сознание; сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Сознание по своей сути может возникнуть и существовать толь­ко тогда, когда человек как носитель сознания включен в осо­бую систему — социум. Сознание вне общества также невоз можно, как невозможна жизнь вне кислородной среды. Други­ми словами, сознание есть " системное качество".


К--------------------------- Феномен сознания -------------------------------

Маркс был убежден в том, что социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроиз­водстве такого содержания сознания, которое было бы адек­ватно содержанию системы. Другими словами, к важнейшим условиям существования социального организма относятся не только материальные, экономические, производственные и иные связи и отношения, но и содержание сознания людей. Бы­тие сознания является необходимым моментом функциониро­вания общественного бытия.

С конца XIX в. в философском творчестве постепенно вызревает мысль о принципиальном значении контекста куль­туры для понимания сущности сознания. Сознание как специ­фический феномен немыслимо не только вне социума, но и вне культуры, культурных традиций, символов, архетипов. В этом смысле можно говорить о культурно-исторических основани­ях сознания. Мир сознания — это мир культурных смыслов, ценностей, установок.

§ 4. Свойства и структура сознания

Сознание как философская категория может быть рассмот­рено на двух уровнях. На первом уровне цель анализа заключа­ется в том, чтобы выявить те способы, какими вещи даны в сознании, каким образом весь открывающийся нам мир пред­метности получает в сознании свое существование. В резуль­тате решения такой познавательной задачи мы имеем различ­ные описания феномена сознания. На втором уровне анализа ставится иная цель: объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен.

При рассмотрении феномена сознания можно выделить несколько его наиболее характерных свойств. Если исследовать сознание с точки зрения внешнего наблюдателя, то мы обнару-


-------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

живаем такое его удивительное и загадочное свойство, как иде­альность. Представим себе, что нейрохирург проводит опера­цию на мозге. Очевидно, что, какими бы совершенными при­борами он ни пользовался, он никогда не сможет обнаружить какие бы то ни было материальные свойства сознания — та­кие, как цвет, запах, вес, объем и т. п. Так как у сознания нет ни одного материального свойства! Поэтому-то мы и говорим об идеальности сознания. Это необычное свойство сознания за­ставляло некоторых философов либо усомниться в его суще­ствовании вообще, либо рассматривать его по аналогии с дея­тельностью других органов тела. Так, " вульгарные материали­сты" утверждали, что мозг так же выделяет сознание, как пе­чень выделяет желчь.

Но если прямое отождествление идеального с материаль­ными нервно-физиологическими структурами мозга и их от­правлениями ошибочно, то как же следует понимать природу идеального как такового? Идеальное ни в коем случае несво­димо к состоянию той материи, которая находится под череп­ной крышкой индивида, т. е. мозга. Мыслит, т. е. действует в идеальном плане, не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, притом человек в единстве с системой (природной, социальной и культурной), в которую он включен как активно действующий элемент. Идеальное здесь выступает как " норма вещи" в виде " формы деятельности", и существует оно только в процессе живой человеческой деятельности, а не в ее опред-меченных разультатах.

Однако на сознание можно посмотреть не только извне, но и изнутри. В этом случае мы вынуждены констатировать еще одно удивительное свойство, которое можно было бы оп­ределить как прозрачность. Пытаясь понаблюдать за своим сознанием изнутри нашего " Я", мы сталкиваемся с любопыт­ным обстоятельством: в сознании нам даны вещи окружающе­го мира, через сознание мы переживаем и свои внутренние


,.----------------------------------- Феномен сознания ------------------------------------------

состояния, но при этом мы не замечаем самого сознания, по­добно тому, как мы не замечаем стекла очков, сквозь которые мы смотрим на мир. Сознание выступает как посредник между нами и внешней средой. Но природа любого посредника за­ключается в том, что в процессе своего функционирования он элиминируется из самой системы. Известно, что требуются особые усилия и специальное переключение внимания, чтобы " увидеть" стекла своих собственных очков. Аналогично этому, чтобы обнаружить свое сознание, требуется особая техника или, по крайней мере, специальная наблюдательность. Практиче­ски с сознанием мы сталкиваемся только косвенно, например, через факт сновидений, галлюцинаций и т. п.

Ещё одно свойство сознания получило название интенци-ональность (предметная отнесенность). Любая наша мысль есть всегда мысль о чем-то предметном, содержательном. Из всей совокупности наших переживаний сознательно фиксируемы­ми будут только те, существенной чертой которых является то, что они суть переживания объекта. Эти переживания называ­ются «интенциональными переживаниями», и потому, что они являются осознанием (любовью, оцениванием, истолкованием) чего-то, они представляются " интенционально соотнесенны­ми" с ним. Свойство интенциональности позволяет увидеть феномен сознания в новом ракурсе: данный феномен выступа­ет как некое соотношение субъекта и объекта. С одной сторо­ны, сознание выступает как чисто соотносительная точка для интенциональности (" чистое сознание"), которой дан интен-циональный объект. С другой стороны, объект в результате так называемой феноменологической редукции получает лишь один статус своего существования, а именно: быть интенционально данным субъекту.

Философы прошлых веков воспринимали сознание как нечто целостное, единое и однородное, сегодня мы должны признать, что сознание по своей структуре есть многоярусное,


-------------------------------------- Основной курс-------------- 1------------------------ —

многоуровневое и разнополюсное образование. В этой связи достаточно вспомнить о крупнейшем открытии XX века в на­уке о мозге — об открытии функциональной асимметрии ле­вого и правого мозга.

Что касается уровней сознания, то наиболее известной моделью является фрейдистская схема, включающая в себя три основных пласта: " Я, " " Сверх-Я" и " Оно". В сущности, можно выделить, несколько конкретизируя вопрос, четыре уровня. Первый уровень — это «осознаваемое», т. е. та сфера нашей психической жизни, которая выступает как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание. Для описания этого пласта удобно использовать метафору «луча сознания»: ведь в каждую конкретную минуту мы размышляем или переживаем нечто конкретное, то, на что направлено наше внимание. Из всего многообразия " данных" нашего психичес­кого опыта мы как бы высвечиваем какой-то конкретный учас­ток. Однако мы при желании можем сфокусировать луч созна­ния на другой проблеме, другом объекте и т. д.

Второй уровень — " подсознательное", это та часть про­странства нашей души, которая как бы пребывает за порогом актуализации. Она характеризуется тем, что мы не можем уси­лием воли в любой момент вызвать в поле сознания те или иные элементы этого гигантского мира подсознательного — забытые переживания, мысли, тревоги и другие духовные со­стояния. Однако элементы этой сферы обладают способностью внезапно и чисто спонтанно, самопроизвольно " всплывать в нашем сознании".

Третий уровень — " бессознательное". Речь идет об осо­бых феноменах, структурах и механизмах жизни сознания. Глав­ная их особенность — то, что они никогда не появляются в поле сознания ни по нашей воле, ни спонтанно. Может воз­никнуть вопрос: если элементы этой сферы в принципе не вхо­дят в мир осознаваемого, то имеет ли смысл относить " бес-


—--------------------------------- Феномен сознания -----------------------------------------

сознательное" к сфере сознания! Может быть, это всего лишь физиологические корреляты психических процессов, наподо­бие павловских " условных рефлексов"? Вся суть проблемы од­нако заключается и том, что многообразный мир феноменов бессознательного играет роль скрытых детерминант нашего сознания. Во многих и многих случаях, когда мы принимаем какие-то жизненно важные решения, осуществляем тот или иной нравственный выбор, мы руководствуемся ценностными, мировоззренческими установками, содержание которых отно­сится к сфере неявного знания, инстинктивных верований, лож­ных страхов, неосознаваемых комплексов.

Наконец, к четвертому уровню следует отнести как бы вер­хний этаж функционирования сознания — " надсознательное", или " Сверх-Я". Это та часть сознания, которая представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта — со­циокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе нормы поведения и реагирования.

Одним из важнейших научных достижений Фрейда был постулат о наличии строгой детерминированности в протека­нии психических процессов. Каждое психологическое собы­тие рассматривалось как результат и, вместе с тем, причина других событий. В рамках психоанализа поведение индивида объясняется с точки зрения предшествуйших онтогенетичес­ких стадий и способов адаптации. Полное представление о поведении в настоящем требует изучения прошлого, в особен­ности психосексуальных аспектов раннего детства. Иной под­ход к анализу человеческой психики предложил А. Адлер. В отличие от фрейдистских представлений о человеке как су­ществе, поведение которого предопределено его прошлым, ин­дивидуальная психология Адлера рисует органичную, сильную личность, цель которой состоит в самореализации и выжива­нии рода:


-------------------------------------- Основной курс ----------------------------------------.

Адлер полагал, что сознательные и бессознательные про­цессы не находятся в противоречии, а образуют два аспекта единого целого, служащих единой цели. Вопрос не в том, что люди являются заложниками бунтующих инстинктов и сил сво­его бессознательного, а в том, что они не осознают цели и цен­ности, которые приняли или создали сами. Крупнейший вклад в разработку психологических основ сознания принадлежит К. Юнгу. Радикально новый подход к природе бессознательно­го заключался в том, что для Юнга бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных об­разований, вытесненных воспоминаний и подсознательно ас­симилированных запретов. Он считал его творческим, разум­ным началом, связывающим индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Исследуя природу комплексов как осо­бого рода констелляций психических элементов, объединяю­щихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующих­ся с определенными чувствами, Юнг вывел определенную ти­пологию их от биологически детерминированных областей ин­дивидуального бессознательного до изначальных мифопорож-дающих паттернов, которые он назвал архетипами. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением творческой силы. Мифологию по­этому можно рассматривать как уникальный источник инфор­мации о коллективных аспектах бессознательного.

Для того, чтобы понять правомерность существования различных, часто несовместимых, психологических и философ­ских концепций сознания, следует иметь в виду одно важное методологическое обстоятельство. Как отмечает Станислав Гроф, существуют разные сферы психики и различные уровни сознания, каждый из которых обладает конкретными характе­ристиками и подчиняется определенным законам. Феномены психики невозможно свести к простому общему знаменателю. Сфера сознания имеет не только много уровней, но и много


------------------------------------- Феномен сознания ----------------------------------------

измерений. По этой причине любая теория неизбежно будет отображать лишь какой-то один уровень и поэтому будет на­ходиться в противоречии с другими теориями, охватывающи­ми другие уровни. Это касается и таких теорий, как классиче­ский психоанализ, индивидуальная психология, гуманистиче­ская и трансперсональная психология, и др.

Рассматривая природу сознания, следует специально ос­тановиться на понятии общественного сознания. Глубокий анализ общественного сознания был дан в работах К. Маркса. Он показал, что в обществе каждый класс, каждая социальная группа имеет свои материальные интересы и побуждения, об­щие для всех членов этого класса или группы. Осознание этой общности порождает и общность социальных целей, мотивов поведения, идеологических установок, нравственных принци­пов. В рамках того или иного способа производства возникно­вение и функционирование общественного сознания регули­руется всеобщими механизмами социальной деятельности лю­дей. Маркс выделяет такой интервал рассмотрения, и рамках которого общественное сознание воспроизводится социумом как момент его функционирования и потому может изучаться в абстракции от процедуры и специфики отображения объекта в отдельных головах людей и выводиться из содержания соци­ального положения тех или иных классов и групп, их места в способе производства и распределения, их отношения к соб­ственности.

Материалистическое понимание сознания не исключает, но лишь дополняет другие, появившиеся позднее концепции сознания, ибо материалистический подход однозначно приме­ним лишь к одному интервалу, срезу бытия сознания как мно­гомерного феномена. Маркс впервые выделил и исследовал сознание, его генезис и содержание через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности, через обраще­ние к реальным материально-экономическим интересам раз-


Основной курс

личных групп людей, включенных в ту или иную исторически конкретную систему материального производства. Такой под­ход позволяет дать развернутый анализ и самих форм обще­ственного сознания — морали, искусства, религии, политиче­ского сознания и пр., показать их относительную зависимость от общестненного бытия людей.

В широком смысле слова сознание как духовная жизнь вообще включает в себя такие составля­ ющие, как переживания, ценности, нормы, зна­ния, проекты, мировоззренческие установки и т. п. Однако в некоторых контекстах сознание может пониматься и в более узком смысле, когда целесообразно отличать сознание как один из феноменов от других проявлений духовной жизни. В дан­ном случае мы займемся соотношением сознания и знания.

Обращаясь к этой проблеме, Гегель писал: " Наше обыч­ное знание представляет себе лишь предмет, который оно зна­ет, но в то же время не представляет себе себя, т. е. самого зна­ния. Целое же, которое налицо в знании, это не только пред­мет, но и " Я", которое знает, а также взаимоотношение между мной и предметом — сознание". (Гегель. Работы разных лет. М., 1973, т. 2, с. 79). В этом смысле для понимания природы сознания важную роль играет рефлексия, т. е. такого рода пси­хическая активность, при которой мы переключаем внимание с внешнего предметного мира на внутренний мир нашего " Я", на наши чувства, душевные состояния, знания. Сделав предме­том размышления наши знания, мотивы, переживания, мы по­лучаем возможность дать им определенную оценку, например, в отношении их очевидности, надежности, убедительности, полезности и т. п. В результате такой оценивающей самореф­лексии человек смотрит как бы со стороны на все то, что име­ется в его внутреннем мире. Этот взгляд на самого себя иной раз может быть достаточно критичным, приводящим, напри­мер, к тому, что индивид может разочароваться в одних своих 188


Феномен сознания

енностях и идеалах и, напротив, может принять другие. Вот этот активный процесс самоосмысления вместе с его резуль­татами и образует сферу сознаниямир оценок, интуиции, замыслов и жизненных проектов.

Знание представляет собой материализованную в языке и отлитую в логические формы " продукцию" постигающей ак­тивности человека. Что касается сознания, то оно, с одной сто­роны, выступает как " знающее себя знание", с другой стороны, оно включает в себя некий неосознаваемый, неотрефлектиро-ванный и нерефлектируемый компонент. Таким образом, со­знание как целое представляет собой нечто противоречивое: как рефлектирующее начало оно производит знания, выступа­ющие как продукт, в котором рефлексия угасла; в то же время в процессе производства знания всегда остается нечто, что не­посредственно не вошло в предметность знания, оставаясь как бы за кадром. В этом отношении особый интерес предствляют те пласты так называемого " неявного знания", которые в про­цессе выработки знания охватывают исходные элементы, раз­личного рода подсознательные установки, неявные, неогово­ренные допущения той или иной теории и т. п. Применительно к науке Т. Кун предложил понятие " парадигмы" как системы принимаемых научным сообществом, но нигде в явном виде не зафиксированных образцов и норм научной деятельности, исследовательских традиций и ориентации.

Различие между знанием и сознанием относительно. Оно обусловливается степенью активности нашего " Я", степенью вовлеченности субъективного мира, воли, жизненных целей в работу с тем материалом, который представлен знанием как таковым. Полярность знания и сознания — это предельный случай; например " чистым знанием" можно назвать информа­цию, записанную в компьютере, а " чистым сознанием" — по­ток переживаний. В реальности психической деятельности зна­ние и сознание всегда соотносительны: сознание так или ина-


Основной курс

че имеет предметную, содержательную нагруженность, а зна­ние, ставшее объектом рефлексии, входит в сферу сознания как его сторона.

В каждой области духовного производства (религия, мораль, искусство, наука, право и др.) имеет место свое специ­фическое соотношение этих категорий. Так, в науке главная цель — производство информации, в то время как научное со­знание выполняет функцию своеобразных " строительных ле­сов", которые должны быть разобраны, как только здание той или иной научной теории практически завершено. Классиче­ская механика остается в наше время важной частью арсенала физических знаний, но что касается механической картины мира и соответствующей классической " парадигмы" XVII — XVIII вв., то большая часть этих элементов научного сознания интересует сегодня лишь историков науки, методологов и фи­лософов.

В свое время алхимики искали способы искусственного получения золота. Получить драгоценный металл в лаборатор­ных условиях так и не удалось, но зато был сделан важный шаг в формировании химической науки. Цели, которые ставили перед собой алхимики, равно как и вопросы, которые их вол­новали (как элементы научного сознания той эпохи), ныне по­теряли смысл, но полученные эмпирические знания не пропа­ли даром. Совсем иную картину мы наблюдаем в философии. Вопросы, которые обсуждали философы с древнейших времен, в большинстве случаев продолжают интересовать человече­ство и по сей день, напротив, ответы, которые давали мысли­тели прошлых веков, нередко кажутся сегодняшнему человеку наивными или попросту неверными.

Иными словами, в отличие от науки, соотношение между философским сознанием и философским знанием существен­но другое. В развитии культуры философское сознание играет не меньшую, а подчас и большую роль, чем знание. Более того,


------------------------------------- Феномен сознания ------------------------------------------

сами по себе философские знания в отрыве от тоскующего по истине человеческого духа не так уж много значат. Если науч­ные знания (и в особенности научно-технические) в конечном счете оцениваются по их прикладной эффективности в отно­шении объекта проективной и преобразовательной деятельно­сти людей, то " прикладная ценность" философских знаний прежде всего связана с их воздействием на мировоззренческие установки нашего сознания, на методологию и дух науки.

Любопытно, что для религии религиозное сознание зани­мает главенствующее место, в то время как религиозные зна­ния выполняют скорее всего роль " строительных лесов" в ду­ховном самостроительстве человека.

Таким образом, в различных формах духовной культуры отношение между сознанием и знанием не только различно, но и имеет разные механизмы взаимодействия. Обратимся, на­пример, к праву. Правовое сознание — это отношение граждан государства к закону (законопослушность или, напротив, склон­ность к противоправному поведению), понимание важности правопорядка, осознание своих прав и обязанностей и т. п. Правовые знания — это знание законов, подзаконных актов, судебной практики и т. д. Очевидно, что оба момента взаимо­зависимы. Но это не исключает не только их определенной ав­тономности, но и взаимопротиворечивости. Нередко " буква" и " дух" закона расходятся между собой. Разлад между знанием и сознанием может проявляться в самых неожиданных формах. В юридической практике, например, отмечается такой парадок­сальный факт. Казалось бы, правовое просвещение подрост­ков служит одной из форм профилактики правонарушений, однако замечено, что нередко среди подростков лучше знают статьи уголовного права как раз те, кто склонен к правонару­шениям: они хотят знать, чем они рискуют, нарушая закон.

 


-------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------

Расхождения между знанием и сознанием в правовой, ре­лигиозной или моральной сфере наблюдалось во все эпохи. Если этот разлад охватывал широкие массы людей, то это фак­тически означало, что налицо признаки распада данной формы духовной культуры. Полноценное существование по­следней возможно лишь как целостность, как " синтагма", в ко­торой знание и сознание образуют системное единство. Про­дуктами распада той или иной синтагмы в основном являются знания, которые переживают свою эпоху и в новом качестве ассимилируются новыми формами культуры. Так, мифологи­ческие знания, потеряв эзотерический смысл, органически вош­ли в качестве чисто эстетической ценности в позднейшие фор­мы искусства. Нечто аналогичное произошло с астрологиче­скими, алхимическими, первобытно-религиозными и прочи­ми знаниями. Для оценки и понимания данностей культуры та­кого рода важно иметь в виду, что их функционирование в по­зднейших формах культуры существенно меняет их изначальный смысл. Для восстановления последнего необходимо в том или ином виде воссоздать соответствующий контекст " синтагмального" со­знания.

По проблеме сознания написаны тысячи книг и существу­ют сотни различных точек зрения. Вместе с тем идущий из древности вопрос о природе сознания и по сей день остается интригующей загадкой и насущной научной проблемой насту­пающего столетия.

Важно, размышляя над этой проблемой, определить для себя некий общий, характерный для современной интеллекту­альной культуры принципиальный подход, способ видения, ибо нет ничего бесперспективнее эклектики, бездумного смешения элементов различных философских систем и мировоззренче­ских позиций. В последнее время стало особенно модным эк­лектически соединять образы и метаформы древних восточ­ных учений с новейшими достижениями физиологии мозга, в результате " чакры" и " тонкие энергии" соседствуют с " синап­сами", " нейронами" и " молекулами РНК".


Феномен сознания

Выработка собственного взгляда на природу сознания предполагает, в частности, умение разбираться в основных те­зисах наиболее известных философских течений, а также по­нимание того, почему в определенные эпохи доминирующей оказывается та или иная концепция.

Касаясь современной конфронтации философских течений по проблеме сознания, американский философ Дж. Марголис писал, что в наше время материализм стал наиболее популяр­ным, и причины этого нетрудно понять. " Традиционный идеа­лизм либо утверждает, что интерсубъективный физический мир, который мы познаем, является системой идей в разуме Бога..., либо предлагает эвристические, фиктивные или инструменталь­ные построения... Материализм же, напротив, имеет на своей стороне не только великолепные достижения и перспективы физических наук, но и убедительные свидетельства сравнитель­но позднего зарождения на нашей планете ощущения и интеллек­та" (Марголис Дж. Личность и сознание. — М., 1986, с. 77 — 78).


?


 

1. Почему сознание можно отнести к категории " мировой загадки".

2. Какие следствия вытекают из того факта, что наследственные про­граммы всех организмов на Земле записаны одним и тем же кодом?

3. Как можно определить жизнь с философской точки зрения? 4. Пе­речислите основные интервалы рассмотрения феномена сознания. 5. Каковы основные свойства сознания? 6. Чем отличаются друг от друга уровни сознания? 7. В чем выражается диалектика " знания" и " сознания"?



 



             
               
      ' '.» '        

Глава 7. Теория познания (эпистемология)

Эпистемоло- Философскую дисциплину, занимающуюся ис-
гия как фило- следованием условий и общих предпосылок по-
софская знавательной деятельности человека, природы

дисциплина познания, его форм и уровней, принято назы­вать теорией познания (гносеологией). Данный термин был введен в научный обиход в 1854 г. Дж. Феррьером. Но как самостоятельный раздел философского знания гносео­логия по существу выделяется еще в конце XVIII в. благодаря фундаментальным исследованиям И. Канта. Впрочем, в евро­пейской философии гносеологическая проблематика выдвига­ется на видное место, начиная с XVII в., в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Юма и др. Наряду с терминами " тео­рии познания" и " гносеология" в философской литературе широко употребляется также слово " эпистемология". В рам­ках данного учебника все три выражения используются как синонимы.

Следует отметить, что не существет и не может существо­вать гносеологии как единой, общепризнанной, тем более " единственно верной" дисциплины; каждое философское на­правление, каждый классик разрабатывает свою систему эпис­темологических представлений и принципов. Поэтому-то и говорят о " гносеологии Канта", о теоретико-познавательных концепциях Рассела, Сантаяны, Джемса, Лосского и др. Все сказанное не означает, что гносеология представляет собой лишь некую сумму органически не связанных между собой " то-


------------------------------------ Теория познания ---------------------------------------

чек зрения". Существует своего рода " общая почва", которая объединяет различные концепции в нечто связное. Речь в пер­вую очередь идет об общности самих эпистемологических про­блем и категорий. К важнейшим понятиям данной дисципли­ны относятся такие, как субъект, объект, знание, опыт, ощуще­ние, истина, яз







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 726. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия