Студопедия — Вводные определения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вводные определения






Сознание как Сознание представляет собой типичную и вме­
нил ософская сте с тем фундаментальную философскую про-
проблема блему, интерес к которой с годами не угасает, а

напротив, усиливается. Это обусловлено преж­де всего тем, что сознание неотрывно связано с такой ключе­вой категорией любого мировоззрения, как человек. Само че­ловеческое бытие, все многообразие его сущностных опреде­лений, таких, как деятельность, творчество, экзистенция и др., с необходимостью включает в себя различные феномены сфе­ры сознания — восприятия, эмоции, волю, целеполагание, мышление и т. п.

Хотя созание является некой повседневной данностью каж­дого индивида и в этом смысле чем-то знакомым и самооче­видным, оно на сущностном уровне представляет собой одну из самых глубоких " мировых загадок". Загадочная природа это­го являения проистекает из такого удивительного свойства сознания, как идеальность. Выше мы видели, что вопрос о со­отношении материального и идеального, материи и сознания относят к " основному вопросу" философии. Материалисты рас­сматривают сознание как высший продукт деятельности мате­риального органа мысли — мозга, как функцию мозга, направ­ленную на отражение окружающей действительности. Созна­ние вторично по отношению к материи, во-первых, потому, что


------------------------------------- Феномен сознания -----------------------------------------

оно возникает лишь на определенном этапе эволюции живой материи, во-вторых, оно является лишь свойством высокоор­ганизованной материи, в-третьих, оно вторично по содержа­нию, ибо является лишь отражением действительности в го­лове человека.

С материалистической точки зрения сознание есть выс­шая форма отражения объективного мира, а также способ ре­гуляции и управления отношением людей к окружающей ре­альности, к самим себе и миру культуры, которые возникают и функционируют на основе предметно-практической деятель­ности.

Совершенно иначе трактуют природу сознания идеалис­ты. Так, для объективного идеализма сознание выступает как исходная, высшая реальность, в то время как материальный мир есть нечто производное, скажем, отчуждение или нисхож­дение духа. Согласно дуализму, материя и сознание представя-лют собой две самостоятельные реальности. В философии Но­вого времени Р. Декарт был первым, кто истолковал сознание как самодостаточную непространственную духовную субстанцию, су­ществующую наряду с телесной.

То или иное толкование природы сознания предопределя­ет стратегию исследования субъективной сферы. Так, для ма­териалистов главным является анализ физиологических основ психики и социально-исторических предпосылок возникнове­ния и развития сознания. Для идеалистов исследовательский интерес фокусируется на вопросах феноменологического описа­ния всего многообразия явлений сознания, как они открываются " изнутри" субъективной сферы.

Согласно философу-экзистенциалисту Ж.-П. Сартру, со­знание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия; оно не имеет собственного содержа­ния и состоит в утверждении внешнего, трансцендентного


------------------------------ Основной курс ------ ------------------

объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансцендирует, 3. Фрейд был одним из первых, кто выдвинул идею многоуровневой структуры сознания, включа­ющей наряду с уровнем осознаваемого также уровень бессоз­нательного.

В философии принято различать индивидуальное и обще­ственное сознание, при этом как то, так и другое формируются в общественной среде и в этом смысле изначально обладают общественной природой.

Общественное сознание связано с наличием общего в ду­ховной жизни людей той или иной эпохи, того или иного соци­ального слоя. Сознание же отдельного человека, взятое с точ­ки зрения его неповторимого своеобразия, называется инди­видуальным сознанием.

Понятие Феноменология (от греч. " являющееся") — уче-

феномено- ние ° явлениях, которое анализирует феномены
логии любого типа, вскрывает иллюзии и ошибки чув-

ственного познания; при помощи определенных методологических средств (редукции, рефлексии, самонаблю­дения) рассматривает изначальные основы культуры. Следует различать феноменологию как философскую дисциплину и как одно из направлений методологической мысли XX в., связан­ное прежде всего с именем Э. Гуссерля.

В философии под " феноменом" понимают некую " простую данность", которую принято противопоставлять миру " транс­феноменального" — чему-то более сложному, глубоко скрыто­му, сокровенному, сущностному. В гносеологии Канта фено­мен — объект чувственного созерцания (эмпирическое явле­ние) в отличие от его сущностной основы — ноумена (" вещи в себе"). У неоплатоников феномен — проявление абсолютной идеи, у Беркли — комбинации ощущений, к которым сводится опыт, у материалистов — опытно наблюдаемое являение объек­тивного мира.


■ ---------------------------------- Феномен сознания -----------------------------------------

В системе Гегеля феноменология (см. его работу " Фено­менология духа") выступает как учение о становлении знания, как описание сознания в его поступательном развитии от чув­ственной непосредственности — через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии — к абсолютному знанию. Именно Гегель напрямую связал поня­тие феноменологии с учением о духе, с сознанием, хотя заро­дыш такого подхода намечен уже у Канта: ведь у него мир фе­номенального абсолютно противостоит миру ноуменального (объективного).

В XIX в. феноменологию в основном трактовали как опи­сательную психологию. Методологическое осмысление спосо­бов описания психических феноменов мы находим в работах Ф. Брентано и К. Штумпфа. Наиболее оригинальный вклад в разработку очерченного круга проблем принадлежит Гуссер­лю, создавшему феноменологический метод как особый спо­соб прояснения значений и смыслов. Феномен выступает здесь не как явление чего-то иного (например, более глубокого и су­щественного), а как нечто, что само себя обнаруживает, как предмет, непосредственно явленый сознанию. В этом смыс­ле предметность и сознание коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание включает в себя как сами познавательные акты — ноэзис, так и предметное содержание — ноэмы, кото­рые выступают как чистые сущности, идеальные значения, " эс­сенции" в противоположность " экзистенциям" (реальным ве­щам, фактам). Феноменология, по Гуссерлю, это метод описа­ния сознания, созерцающего сущность, это интуитивное усмот­рение идеальных сущностей, обладающее непосредственной до­стоверностью. Гуссерль стремился к тому, чтобы избежать при исследовании сферы сознания " психологизма", выделяя инва­риантные, объективированные структуры сознания.


-------------------------------------- Основной курс -----------------------------------------







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 601. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия