Понятие организованной преступности
На основе криминологических исследований ученые разных стран выработали понятие организованной преступности. Выработка этой дефиниции имеет значительную научную и практическую ценность, поскольку невозможно разработать адекватные меры противодействия организованной преступности, не уяснив ее сущность и не зафиксировав ее в конкретном понятии. Определение организованной преступности крайне важно для законодателя, поскольку только на его основе можно проводить политику криминализации деятельности всех структур мафиозного типа. Наиболее остро эта проблема стоит в отношении высших эшелонов криминалитета, внешне не прикасаемых к преступлениям. Найти такие законодательные формы, которые смогли бы устранить правовую неуязвимость этих руководителей, - одна из ключевых проблем разработки эффективных мер воздействия на организованную преступность. В 1967 году после достаточно основательного изучения феномена организованной преступности в США президентская комиссия сформулировала одно из первых определений этого явления: «Организованная преступность -это сообщество, которое стремится действовать вне контроля американского народа и его правительства. Она включает тысячи преступников, действующих в рамках таких же сложных структур, как структуры крупных корпораций, и подчиняющихся своим законам, которые применяются с большей жестокостью, чем законы правительства. Ее действия не импульсивны, они являются результатом сложных соглашений, направленных к достижению контроля над целыми сферами деятельности для получения огромных прибылей».* * President's Commission on law enforcement and administration of Justice. Task Force report: Organized crime. Washington, 1967. P. 1. Цит. по: Никифоров А.С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. С. 23.
Различные ученые в качестве главных выделили самые разные признаки феномена организованной преступности. Их попытался обобщить и синтезировать немецкий криминолог Г. Шнайдер. К числу таких признаков он относит: - организованная преступность удовлетворяет потребности населения в нелегальных товарах и услугах; - она осуществляет свою деятельность рационально и планомерно. Преступные действия определяются исходя из соображений малого риска и крупной выручки; - мафиозная группа основывается на строгом распределении ролей; - все представители организованной преступности - профессионалы. Они развивают в своем кругу криминальную систему ценностей; - любой преступный синдикат находится в подчинении небольшой планирующей группы, которая ведет поиск возможностей для криминальных действий, взвешивает риск, стоимость и выгодность преступных проектов, контролирует их выполнение. Располагая огромными финансовыми возможностями, преступная конфедерация имеет возможность не торопиться в выборе целей и проведении операций. «Она лишь тогда нажимает курок, когда преступное действие связано с минимальным риском»; - преступная организация имеет свои руководящие принципы (безусловная лояльность всех членов, запрет на любые преступные действия без приказа руководства); - организованная преступность основывается на нейтрализации государственного уголовного преследования. Его отключение достигается путем изолированности руководящей и планирующей групп от исполнителей, а также за счет систематического подкупа властей.* * См.: Шнайдер Г. Криминология. М., 1994. С. 49-50.
В отечественной криминологии одно из наиболее объемных определений организованной преступности сформулировала А.И. Долгова: «Организованная преступность - это сложная система организованных преступных формирований с их широкомасштабной преступной деятельностью и созданием для такой деятельности наиболее благоприятных условий... В эту систему вовлечена немалая часть населения и по существу организованная преступность представляет собой альтернативное общество со своей экономикой, социальной и духовной сферами, своими системами управления, безопасности, формирования молодого поколения, судами, своей внутренней и внешней политикой».* * Долгова А.И. Организованная преступность, ее развитие и борьба с ней // Организованная преступность-3. М., 1996. С. 20.
|