Выявленные особенности процесса политической социализации французских школьников показывают, что он представляет взаимодействие власти и личности. Последняя не пассивно, а активно и избирательно воспринимает декларируемые системой ценности. Активность личности обусловливается не только ее интересами, но и генезисом ее мышления. Закономерности становления мышления были сформулированы швейцарским психологом Ж. Пиаже в теории когнитивного развития. Он выделил четыре стадии генезиса мышления.
На первой стадии — сенсорно-моторной (от рождения до 2 лет) — у ребенка формируется способность воспринимать окружающий мир в образе предметов. Переход на вторую стадию — предоперациональную (от 2 до 7 лет) — связан с тем, что действия ребенка отражаются в форме мысли. На этом этапе преобладает мышление с позиций собственного «Я». Третья стадия — стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — характеризуется тем, что мышление ребенка освобождается от непосредственных восприятий. И, наконец, в возрасте от 12 до 15 лет мышление ребенка переходит в стадию формальных операций, когда подросток способен к дедуктивным умозаключениям, осмыслению нравственных проблем, размышлению о будущем.
Основываясь на идеях Ж. Пиаже, американский психолог Дж. Адельсон выявил тенденции развития политического мышления в результате анализа его динамики у молодежи Англии, США и ФРГ в возрасте от 11 до 18 лет. По мере умственного роста личности самым важным изменением в ее политическом мышлении становится усиление абстрактности и расширение временной перспективы. Годы отрочества отмечены быстрым ростом политического знания, включая усвоение традиционных политических взглядов, установок. В середине отроческого периода у индивида формируется автономная система этико-политических принципов. С возрастом укрепляется влияние этих принципов на политические суждения, которые оказываются сильнее сиюминутного интереса.
Политическая практика и результаты эмпирических исследований показывают: политическая социализация не ограничивается позициями, сформированными первичной социализацией (то есть приобретенными в детстве), а продолжается в течение всей жизни человека. На определенной стадии интеллектуального развития привычные политические стандарты и нормы начинают восприниматься по-новому. По этой причине вторичная социализация (социализация в отрочестве) играет значительную роль, хотя сформированные ею позиции также не остаются неизменными. Даже социализация в зрелом возрасте, когда индивид способен самостоятельно осуществлять политические роли и функции, не означает окончательной сформированности его политических пристрастий, хотя изменить их становится все труднее. Подвижность политических ориентаций и многообразие агентов политической социализации обусловлены сложностью и противоречивостью самой политической жизни, где неразрывно взаимосвязаны и причудливо переплетены сиюминутные и перспективные интересы, общественные и личные потребности.