Материалистическая концепция сознания. Теория отражения
Проблема сознания – одна из старейших в философии. Механизм его возникновения, внутренняя сущность, влияние на материю до сих пор остается большой загадкой, однозначного ответа на этот вопрос нет. В настоящее время философия лишь может утверждать, что: - сознание существует; - оно имеет особую, идеальную природу (сущность). В философии существует несколько подходов к пониманию сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм. Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи, и может быть объяснено с точки зрения естественных наук. Данная точка зрения якобы подтверждается рядом научных фактов: - головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; - сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган; - человечество получило возможность создать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект; - медикаментозное влияние на организм человека может отражаться в изменении сознания (например, психотропных веществ). Проблема, на которую наталкиваются (и разрушаются) логические доводы физикализма – это идеальность сознания: - образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров; - сознание может «господствовать» над образами – увеличить, - никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Ответвлениями физикализма (в рамках неопозитивизма) являются: - «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием и др.; - теория «элиминации» (Ф. Фейербент) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок; - теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет как печень желчь»). Солипсизм – крайне субъективно-идеалистическая точка зрения, согласно которой сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте) Объективный идеализм – признает наличие как сознания так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как «мировое сознание». Умеренный материализм – считает сознание особым порождением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя; признает за сознанием качество идеальности. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Три основных из них: - космическая (Божественная) – сознание существует само по себе, независимо от материальных носителей (живых организмов, человека). Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Теории, близкие космической (Божественной): - теория монад (монадология) (Лейбниц, Даниил Андреев) – в мире существует великое множество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождают материю. - теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи; - теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю; - теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом; - теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее порождения) имеют душу, одушевленность – свойство материи. - «Биологическая» - сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения считают, что: - жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; - инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; - животное в течение своей жизни накапливает и умело использует опыт; - многие действия, совершаемые животными (особенно высшими) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; -животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость. - «Человеческая» - сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения доминировала с середины 19-го до середины 20-го в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: - животные руководствуются не только инстинктами; - высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта; - животные обучаемы; - животные видят сны; - имеют склонность к высокой «социальной» организации с распределением ролей. Правильнее, вероятно считать, что сознание в различной мере присуще всей живой природе, а высший уровень сознания имеет человек. В настоящее время в философии достаточно широко распространена материалистическая точка зрения, выдвинутая В. И. Лениным и объясняющая природу сознания (теория отражения). Суть данной точки зрения в том, что сознание – свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Всей материи присуще свойство, родственное сознанию - свойство отражения. Отражение – способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними (след ног на песке, изменение формы предмета при соприкосновении с другим предметом и др.). Элементарными формами отражения являются: - механическое (механический контакт материальных объектов); - физическое (движение и взаимодействие атомов, электронов, элементарных частиц и т. п.) - химическое (изменения веществ при контакте друг с другом). Формы биологического отражения (присуще живым организмам): - раздражимость – реакция живых организмов на явления и предметы действительности (высыхание, сворачивание листьев на жаре и т. п.) -чувствительность – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений; - психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход; - сознание – высшая форма биологического отражения, присущая человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – т. е обращенность сознания на само себя), способностью к осознанной предметно-практической деятельности – труду, способностью к абстракции в т. ч. к оторванному от непосредственной реальности мышлению), возможностью передачи сознания (наличие особого механизма, продуцирующего отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах). Сознание человека отличается большей глубиной, способностью к труду, способностью к абстракции возможностью передачи сознания с помощью языка.
|