Памятники древности говорят, что египетская цивилизация со времен первых династий фараонов (3200 г. до н.э.), т.е. с самого своего возникновения, была сложившейся цивилизацией высокой культуры и зрелости, воспринявшей чьи-то знания «в готовом виде». Отсюда следует, что в глубокой древности, задолго до древних египтян, существовал народ, имевший эти знания и передавший египтянам свой богатейший опыт. Значительные познания в точных науках не только египтян, но и шумеров, персов, индусов, китайцев могли быть получены лишь путем накопления опыта исследований в течение многих веков. В частности, затмения, появление комет, метеоритный дождь, которые умели предсказывать шумерские жрецы, могли быть вычислены только в том случае, если постоянные и точные наблюдения за небом велись на протяжении не менее 10 тысяч лет. Из этого следует, что все эти цивилизации опирались на знания и опыт иной, более древней культуры[11]. Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски, вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки Египтология и возникновению некоторых тенденций в моде.
Одним из первых иноземных исследователей Египта, вероятно, был милетский философ и математик Фалес, совершивший своё полулегендарное путешествие в эту страну на рубеже VII—VI веков до н. э. По преданию он изучал древнеегипетскую геометрию и измерял высоту пирамид по их тени. Первое описание Египта, сделанное не египтянином и дошедшее до наших дней, принадлежит Галикарнасскому историку Геродоту. Известно, что в V веке до н. э. он сам путешествовал в долину Нила, но в рассказах о Египте, в созданной им «Истории», имел заимствования из Гекатея Милетского, который посетил Египет ранее — в VI веке до н. э. Впоследствии различные древнегреческие исследователи попадали в Египет на волне общей экспансии эллинов, а с установлением здесь власти македонской династии Птолемеев, а затем римлян, страна вошла в сферу эллинистического и, позднее, римского культурного влияния. Для античного мира Египет стал открытым и в этот период было создано множество древнегреческих и латинских текстов по его исследованиям. Посетивший берега Нила в I веке до н. э. Диодор Сицилийский, написал о первобытной жизни египтян, их космогонии, теологии и зоогонии, им рассматривался вопрос о Египте, как прародине человечества. Также он оставил сообщения об архитектурных сооружениях, и, в частности, о пирамидах — которые так поразили воображение греков, что они отнесли их к одному из «семи чудес света». Античные авторы ссылающиеся на Манефона (IV—III вв. до н. э.). Помимо известных науке трудов о Египте, множество работ не сохранилось и пересказаны фрагментами у других античных авторов — «Египтиака» Гекатея Абдерского, труд о Египте в 3 книгах Александра Полиистора и другие[12].