Quot;Философия: Учебник" (Автор - Под ред. проф. В.Н. Лавриненко). 1 страница
< < < Предыдущая глава Вернуться к оглавлению
quot; Философия: Учебник" (Автор - Под ред. проф. В.Н. Лавриненко).
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов...................................................................8 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения....................................9 Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ......14 Философия и мировоззрение..............................................14 Вопросы философии.....................................................15 Философия как методология..............................................19 Функции философии.....................................................23 Философия и наука......................................................26 Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..............30 Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.....................................30 1.Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.....................30 2.Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике............... 37 Глава II.ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.....................................42 1.Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.....................42 2.Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.........43 3.Средневековая арабоязычная философия.................................48 Глава III.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.............................52 1.Основные черты философии эпохи Возрождения - антропоцентризм, гуманизм..................52 2.Натурфилософия эпохи Возрождения....................................59 Глава IV.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..................................62 1.Естественно-научные предпосылки философии Нового времени.............62 2.Основные проблемы (онтология и гносеология)...........................63 3.Социально-философские концепции.....................................72 Глава V.ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................73 1.Просветительский характер философии XVIII в............................73 2.Онтологические и гносеологические проблемы............................75 3.Социально-философские воззрения......................................79 Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................82 1.Общая характеристика................................................82 2.Философия Канта.....................................................85 3.Философия Фихте.................................................... 93 4.Философия Шеллинга................................................ 95 5.Философия Гегеля................................................... 98 6.Философия Фейербаха............................................... 107 Глава VII.ПОЗИТИВИЗМ.................................................. 113 Глава VIII.НЕОИДЕАЛИЗМ................................................ 119 Глава IX.МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 127 Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ............... 135 1.Развитие русской философии в XI-XVII вв............................. 135 2.Русская философия XVIII в........................................... 141 3.Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)................. 143 4.Русская философия конца XIX - первой половины XX вв................. 158 Глава XI.СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ......................... 169 1.Главные направления современной философии.......................... 169 2.Основные современные модели философского мышления................. 180 3.Ведущие философские течения 60-70-х гг. XX в........................ 193 4.Философские школы 70-90-х гг. XX в................................ 204 Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА.......... 218 Глава I.БЫТИЕ............................................................ 218 Глава II.МАТЕРИЯ........................................................ 230 Глава III.СОЗНАНИЕ..................................................... 246 Глава IV.ДИАЛЕКТИКА.................................................... 262 Глава V.ПОЗНАНИЕ...................................................... 277 Глава VI.ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.................... 295 Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ........................... 305 Глава I.СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА......... 305 1.Предмет социальной философии...................................... 305 2.Материализм и идеализм в социальной философии....................... 308 3.Социальная философия как методология общественных наук............... 311 Глава II.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX-XX вв.............. 316 1.Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики............................ 316 2.Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики............................... 325 3.Психологическое направление........................................ 327 4.Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........ 334 5.Неокантианство.................................................... 337 6.Социальная философия М.Вебера..................................... 340 7.Теория круговорота локальных цивилизаций............................ 343 8.Теоретическая социология П.Сорокина................................. 347 9.Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ........................ 351 10.Современная социобиология......................................... 355 11.Технологический детерминизм....................................... 361 Глава III.ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА....................................... 364 1.Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества....................... 364 2.Основные сферы жизни общества...................................... 372 3.Социальная структура общества........................................375 4.Политическая система общества........................................380 5.Духовная жизнь общества.............................................383 Глава IV.ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.......................399 Глава V.ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...........................................414 1.Философское осмысление проблемы....................................414 2.Экологическая проблема..............................................419 3.Народонаселение....................................................426 Глава VI.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ......................................430 1.Понятие культуры и цивилизации.......................................430 2.Человеческое измерение культуры.....................................433 3.Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре.......................435 4.Культура и цивилизация..............................................438 5.Технические цивилизации.............................................443 Раздел пятый.ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ........................... 448 Глава I.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ..................448 1.Философия Древнего Востока о человеке................................449 2.Проблема человека в философии Древней Греции........................452 3.Средневековая христианская концепция человека........................456 4.Человек Нового времени в европейской философии.......................457 5.Немецкая классическая философия о человеке...........................459 6.Антропологическая проблема в русской философии.......................462 Глава И.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.............465 1.Проблема антропогенеза..............................................465 2.Сущность и существование............................................473 3.Биологическое и социальное в человеке.................................476 4.Бессознательное и сознательное.......................................478 5.Индивид и личность..................................................483 6.Смысл и цель жизни.................................................488 Глава III.ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..........................492 1.Понятие и природа ценностей.........................................492 2.Социальные ценности и социализация личности..........................496 Указатель имен..............................................................506 Указатель терминов..........................................................511
OCR: Ихтик (г.Уфа) ihtik.lib.ru, ihtik@ufacom.ru
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.
Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии. Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.
УДК 1(075.8) ББК 87.3 Ф54
ISBN 5-7975-0099-Х (в пер.)
Рецензенты: А.К. Уледов — доктор философских наук, профессор. заслуженный деятель науки РФ; А.В. Федотов — доктор философских наук, профессор.
Авторы: Г.И. Иконникова — доктор философских наук, профессор; В.Н. Лавриненко — доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации; В.П. Ратников — доктор философских наук, профессор. академик Российской академии социальных наук; М.М. Сидоров — кандидат философских наук, доцент.
Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика).
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов...................................................................8
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения....................................9
Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.......................14 Философия и мировоззрение..............................................14 Вопросы философии.....................................................15 Философия как методология..............................................19 Функции философии.....................................................23 Философия и наука......................................................26
Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..............30
Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.....................................30 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.....................30 2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике............... 37
Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.....................................42 1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.....................42 2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.........43 3. Средневековая арабоязычная философия.................................48
Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.............................52 1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм............................................................52 2. Натурфилософия эпохи Возрождения....................................59
Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..................................62 1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени.............62 2. Основные проблемы (онтология и гносеология)...........................63 3. Социально-философские концепции.....................................72
Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................73 1. Просветительский характер философии XVIII в............................73 2. Онтологические и гносеологические проблемы............................75 3. Социально-философские воззрения......................................79
Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................82 1. Общая характеристика................................................82 2. Философия Канта.....................................................85 3. Философия Фихте.................................................... 93 4. Философия Шеллинга................................................ 95 5. Философия Гегеля................................................... 98 6. Философия Фейербаха............................................... 107
Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.................................................. 113 Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ................................................ 119 Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 127
Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ............... 135 1. Развитие русской философии в XI—XVII вв............................. 135 2. Русская философия XVIII в........................................... 141 3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.)................. 143 4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв................. 158
Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ......................... 169 1. Главные направления современной философии.......................... 169 2. Основные современные модели философского мышления................. 180 3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в........................ 193 4. Философские школы 70—90-х гг. XX в................................ 204
Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА.......... 218
Глава I. БЫТИЕ............................................................ 218 Глава II. МАТЕРИЯ........................................................ 230 Глава III. СОЗНАНИЕ..................................................... 246 Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.................................................... 262 Глава V. ПОЗНАНИЕ...................................................... 277 Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.................... 295
Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ........................... 305
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА................................................... 305 1. Предмет социальной философии...................................... 305 2. Материализм и идеализм в социальной философии....................... 308 3. Социальная философия как методология общественных наук............... 311
Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX—XX вв.............. 316 1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики...................................................... 316 2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики...................................................... 325 3. Психологическое направление........................................ 327 4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........ 334 5. Неокантианство.................................................... 337 6. Социальная философия М.Вебера..................................... 340 7. Теория круговорота локальных цивилизаций............................ 343 8. Теоретическая социология П.Сорокина................................. 347 9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ........................ 351 10. Современная социобиология......................................... 355 11. Технологический детерминизм....................................... 361
Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА....................................... 364 1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества.......................................................... 364 2. Основные сферы жизни общества...................................... 372 3. Социальная структура общества........................................375 4. Политическая система общества........................................380 5. Духовная жизнь общества.............................................383
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.......................399
Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...........................................414 1. Философское осмысление проблемы....................................414 2. Экологическая проблема..............................................419 3. Народонаселение....................................................426
Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ......................................430 1. Понятие культуры и цивилизации.......................................430 2. Человеческое измерение культуры.....................................433 3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре.......................435 4. Культура и цивилизация..............................................438 5. Технические цивилизации.............................................443
Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ........................... 448
Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ..................448 1. Философия Древнего Востока о человеке................................449 2. Проблема человека в философии Древней Греции........................452 3. Средневековая христианская концепция человека........................456 4. Человек Нового времени в европейской философии.......................457 5. Немецкая классическая философия о человеке...........................459 6. Антропологическая проблема в русской философии.......................462
Глава И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.............465 1. Проблема антропогенеза..............................................465 2. Сущность и существование............................................473 3. Биологическое и социальное в человеке.................................476 4. Бессознательное и сознательное.......................................478 5. Индивид и личность..................................................483 6. Смысл и цель жизни.................................................488
Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..........................492 1. Понятие и природа ценностей.........................................492 2. Социальные ценности и социализация личности..........................496
Указатель имен..............................................................506 Указатель терминов..........................................................511
От авторов
Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.
Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.
Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.
Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия» [1].
Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» [2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа — научить своих
1 Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5. 2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.
учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания» [1].
Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [2].
1 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69. 2 Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.
Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.
Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).
|