Ренессансный утопизм
Развитие ренессансного утопизма связано с именами Т. Мора и Т. Кампанеллы. Сюда же может быть присоединен и Фр. Бэкон, чья модель идеального общества («Новая Атлантида») соответствует в целом ренессансной, однако Фр. Бэкона принято считать первым философом Нового времени. Томас Mop (More) (1478—1535)— английский гуманист, философ и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Когда король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отказался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала. В 1516 г. Мор опубликовал трактат «Утопия»1, где изображено идеальное общество. Там все люди равны, нет частной и даже личной собственности, обобществлено не только производство, но и быт. Труд — обязанность всех граждан, распределение на работы производится в зависимости от потребностей общества и способностей граждан. Трудовой день длится шесть часов, чтобы оставалось достаточно времени и сил на здоровые наслаждения и развлечения. Самую тяжелую и неприятную работу выполняют преступники, имеющие статус рабов. Предметы потребления распределяются между гражданами «по потребности», в «Утопии» нет денег. В этом обществе царит материальное изобилие, но остается не ясным, за счет чего оно достигается. Основой политического строя является принцип выборности и старшинства. Утопийцы допускают различные вероисповедания и осуждают лишь атеизм. Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568—1639)— итальянский философ и политический деятель, с 1591 г. — монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце». В этом идеальном государстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день — четыре часа. Активно развивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд людей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца. 1 Полное название этой книги — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Схема 96. Утопизм: основные периоды развития
Литература Первоисточники Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 2. Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев-Москва, 1998. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982. Монтень М. Опыты. М., 1991. Мор Т. Утопия. М., 1978. Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986. Учебники Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 3. Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962. Справочники Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000—2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995. Монографии Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1986. Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. М., 1972. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV вв. М., 1977. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.
|