Во второй половине XIX — начале XXвв. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — гегельянство) в основном преподавались в европейских и североамериканских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот «схоластический» характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, философия жизни, экзистенциализм и т.д. — каждый по-своему попытался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.
Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагматизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозглашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII—XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т.д.), а с другой — переосмыслили само понятие опыта и практики. Марксизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту человечества, тогда как другие философские школы — каждая по-своему — сделали акцент на индивидуальном или интерсубъёктивном опыте и человеческих переживаниях.
Таблица 87. Основные объекты исследования в современной философии
Течение в философии
| Основной объект исследования
|
Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология
| Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживаниями, целями и идеалами
|
Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм
| Человеческая психика и бессознательное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным)
|
Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика
| Человеческое сознание, открывающееся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой
|
Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство
| Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта
|
Марксизм
| Всемирно-исторический опыт человечества (практика) и законы общественного развития
|
Идущий от философии XVIII в. тезис о безграничной мощи человеческого разума в XIX в. лег в основу идеологии сциентизма, с его убеждением о том, что все основные социальные проблемы могут быть решены благодаря развитию науки. Поэтому не удивительно, что для позитивизма, прагматизма, неокантианства, феноменологии и т.д. главной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Тогда как марксизм, предложив свою методологию научного познания, поставил основной целью само изменение социальной жизни1 в соответствии с открытыми законами ее развития.
1 «Все предшествующие философы только по-разному объясняли мир, тогда как дело состоит в том, чтобы изменить его», — писал К. Маркс в работе «Тезисы о Фейрбахе». Тезис 11.