Студопедия — Глава I. Философская культура Древнего Востока
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава I. Философская культура Древнего Востока






представляет

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Учебное пособие

Некрасова М.Б.

270 с, переплет

Предлагаемое учебное пособие соответствует учебной программе по отечественной истории для студентов неисторических факультетов. В нем в сжатой форме изложены основные события истории России, причем осо­бое внимание уделено темам, вызывающим наибольшие трудности.

Для студентов неисторических специальностей.

По вопросам приобретения оптом и в розницу

обращайтесь в ООО «Юрайт-Книга» (095) 744-00-12. E-mail: [email protected]. Http: //www.urait.ru

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) [email protected] || [email protected] || http: //yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http: //yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 28.02.04

 

 

Содержание

Предисловие............................................................................ 9

Глава I. Философская культура Древнего Востока...............11

1. Что такое «Древний Восток»?........................................................ 11

2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.......... 12

3. Философия Древней Индии............................................................ 14

Этапы и источники древнеиндийской философии........................ 14

Рита.................................................................................................... 15

Пракрита, Пуруша, Майя............................................................... 16

Атман, Манас.................................................................................... 17

Сансара. Ахимса................................................................................ 19

Мокша. Карма................................................................................... 20

4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»...............21

5. Философия Древнего Китая...........................................................26

Характерные черты китайского мировосприятия........................... 26

Образ-понятие человека................................................................... 29

Становление китайской философской традиции.......................... 35

Примеры написания гексаграмм....................................................... 41

Периодизация китайской философии............................................ 43

Даосизм.............................................................................................. 44

Дао и Дэ............................................................................................. 46

Возможно ли познание Дао?........................................................... 50

Конфуцианство.................................................................................. 52

Срединный путь................................................................................ 56

Проблема человека........................................................................... 56

Гносеология....................................................................................... 58

Легизм................................................................................................59

Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62

1. Мудрейший из эллинов..................................................................62

Самый первый................................................................................... 62

«Все из воды...................................................................................... 64

2. Эфесский мудрец (Гераклит)..........................................................65

Этот космос не создал никто из богов........................................... 66

«Борьба - отец всего и всему царь..................................................... 67

Власть - умным аристократам........................................................... 69

Нравственные поучения................................................................... 69

3. «Я знаю, что ничего не знаю..........................................................70

Философия Сократа.........................................................................71

«Ирония» Сократа............................................................................. 72

Государство сильно тем, как граждане исполняют законы.......... 73

4. Гениальный ученик Сократа...........................................................73

От бога Аполлона?............................................................................. 73

Мир идей Платона............................................................................. 74

Космос.................................................................................. 77

Нравственный идеал........................................................... 78

О государстве...................................................................... 79

5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений».................................83

Учение о природе.............................................................................. 84

Роль души................................................................................. 86

О богах........................................................................................... 87

Эпикуреец - развратник? Сластолюбец? Жуир?........................... 88

Не всякое удовольствие есть благо................................................. 89

Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя........... 91

Воздержание от излишеств............................................................... 91

О кротости и благодушии................................................................ 92

Сумей уйти в тень!............................................................................ 93

Отношение к смерти........................................................................ 94

О страданиях...................................................................................... 96

Как относиться к злу?...................................................................... 96

О государстве.....................................................................................97

Глава III. Философия Средневековья........................................99

1. Западноевропейская средневековая философия...............................99

Что значит «средние века»?............................................................... 99

Каков смысл понятия «средневековая философия»?......................100

Характерные черты средневековой философии.................................102

Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы............................104

Проблемы гносеологии: знание или вера?....................................105

Доказательства бытия Бога...............................................................108

Антропология: человек - образ и подобие Бога?..........................109

Философия истории.........................................................................112

Оппозиционные философские направления................................. 114

Наследие и преемственность...........................................................115

Основные направления и этапы развития

западноевропейской средневековой философии.............................116

2. Философская мысль в Византии................................................... 117

3. Арабская философия Средневековья.............................................. 120

Глава IV. Философия эпохи Возрождения........................... 125

1. Исторические особенности эпохи Возрождения............................. 125

2. Специфика философской культуры Возрождения.......................... 128

3. Философия итальянского гуманизма............................................. 130

4. Развитие идей неоплатонизма....................................................... 134

5. Натурфилософия Возрождения..................................................... 138

6. Реформация и гуманизм............................................................... 142

7. Социальная философия Ренессанса............................................... 147

Заключение.......................................................................................149

Важнейшие события эпохи Возрождения........................................150

Искусство эпохи Возрождения.........................................................151

Глава У. Философия Нового времени: XVII век.................... 153

1. Социально-исторические и научные предпосылки философии

XV11 века....................................................................................... 153

2. Английская философия XVII века................................................. 155

Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества..................155

«Новый Органон» и его основные идеи..........................................157

Учение об «идолах» или призраках познания..............................159

Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя......................................162

Гносеология: методы и знаки.........................................................163

Социально-политические взгляды Гоббса.......................................165

3. Французская философия XVII века............................................... 166

Декарт: жизнь и деятельность.........................................................166

Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы........................168

Познание: цели и метод достижения истины..............................169

Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений......................171

4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов.................... 173

Эпоха и жизнь Спинозы..................................................................173

Учение о субстанции.......................................................................174

Атрибуты и модусы субстанции.......................................................175

Концепция познания......................................................................176

Этика Спинозы.................................................................................177

Жизнь и деятельность Лейбница....................................................179

Учение о монадах.............................................................................181

Познание: методы и принципы........................................................182

Заключение....................................................................................... 185

Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188

1. Европейский мир на исходе Нового времени................................. 189

2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века............... 192

Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)..................................... 193

Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)...........................................194

Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832).............................................196

3. Кант - родоначальник немецкой классической философии............... 199

Докритический этап........................................................................200

Критика чистого разума..................................................................202

Критика практического разума......................................................203

Критика способности суждения....................................................205

Социальная философия...................................................................207

4. Философия Фихте....................................................................... 209

5. Философия Шеллинга................................................................. 213

6. Апогей немецкого идеализма. Гегель.............................................216

Бытие и мышление...........................................................................218

Идея развития...................................................................................219

Философия природы.......................................................................222

Философия Духа...............................................................................223

Философия истории........................................................................225

7. Ученики, последователи, оппоненты.............................................. 227

Гегельянство......................................................................................228

Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872)........................................230

Натурализм.......................................................................................235

Карл Генрик Маркс (1818 - 1883).....................................................236

Неокантианство................................................................................243

Позитивизм.......................................................................................245

Иррационализм.................................................................................246

Заключение.......................................................................................248

Научные открытия XVIII - XIX ВВ...................................................249

Хронология жизни немецких философов (классический период)..............................................................................................251

Энциклопедия философских наук (по Гегелю)...............................252

Развитие философских идей во II-й пол. XIX века........................253

Глава VII. История русской философской мысли................255

Введение........................................................................................ 255

1. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX - XIII вв.)............... 257

Влияние языческих традиций..........................................................258

Античные взгляды и византийское православие Руси..................259

Философские идеи Киевской Руси..................................................260

2. Древнерусская мудрость (XIV-XVII вв.)..................................................263

Формирование идей национального и личного самосознания........264

Еретические движения в духовной жизни Руси............................265

Начало светской мысли как предшественницы русской философии.........................................................................................267

3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.).... 269

Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия................................................................................270

Утверждение философии как теоретической науки.......................271

Социальная философия декабризма..............................................273

4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)...... 274

Ортодоксальное направление...........................................................275

Демократическое направление........................................................277

Либеральное направление...............................................................280

5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.).....282

Спор об уникальности и универсальности русской культуры......283

Демократические теории революционного процесса.....................284

Марксизм и анархизм на русской почве.......................................286

6. «Философия естествознания» в России................................................ 287

Последователи Ломоносова.............................................................288

Русский космизм..............................................................................289

7. XX век в русской философии........................................................291

Философия русского «зарубежья»..................................................292

Советский этап в русской философии..........................................295

Заключение. Основные черты русской философии............................. 296

Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности........299

1. Идейные предшественники...........................................................299

2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития....... 300

3. Отношение к философии, понимание ее предмета......................... 303

4. Логический позитивизм................................................................ 305

5. Семантический позитивизм........................................................... 309

6. Лингвистический анализ............................................................... 312

7. Падение престижа неопозитивизма................................................ 314

8. Постпозитивизм.......................................................................... 316

9. Прагматизм................................................................................ 319

Социальные взгляды прагматистов................................................326

Дальнейшая судьба прагматизма....................................................328

Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века...............................333

1. «Философия жизни».................................................................... 333

Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше........342

2. Психоанализ 3. Фрейда...............................................................342

3. Неофрейдизм..............................................................................347

Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма............354

4. Философия экзистенциализма...................................................... 354

Экзистенциалы человеческого бытия...............................................361

Глава X. Основные проблемы философии

экзистенциализма................................................................. 362

Причины возникновения экзистенциализма,

его разновидности и представители................................................362

Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории.............366

Отношение к познанию и науке. Понимание философии............375

Социальные взгляды экзистенциалистов.......................................380

Попытки реформировать экзистенциализм...................................385

Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии.....389

1. Философские идеи Библии........................................................... 391

Библия о мироздании.....................................................................391

Оценка учеными библейской картины мира.................................393

Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека...........394

Библия о личности...........................................................................399

Почему человек страдает?...............................................................400

Свобода воли и предопределение....................................................402

Библия о смысле жизни................................................................-.404

2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407

Моисей............................................................................................ 408

Божественное повеление. Выведение израильского народа

из египетского плена.......................................................................409

Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420

Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция.....430

1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» - проснуться знаменитым.......... 431

Социально- политическая и экономическая ситуация

в Германии (1900 - 1914)..................................................................431

От школьного учителя до духовного пророка Германии...........432

Открытие принципиально новой философии истории................433

Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435

2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира........ 437

«Прусская идея и социализм» - первое «неморфологическое» произведение Шпенглера........438

Конкретизация Шпенглером своей политической

доктрины........................................................................................... 442

Единство философской и политической концепции

О. Шпенглера...................................................................................445

3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449

Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП

и причины расхождения с национал-социализмом......................449

4. Последний период творчества: «Человек и техника»,

«Годы решений» (Германия в опасности)........................................... 453

 

Предисловие

Философия - один из древнейших способов постижения мира и определения личностью своего места в нем. На протя­жении десятков веков человечество с ее помощью удовлетво­ряло свое любопытство, развивало воображение, совершенст­вовало интеллектуальное мастерство, питало сомнение, поддерживало дух творчества. Не случайно наш соотечествен­ник философ С.Н. Булгаков отмечал: «Философия по сущест­ву своему есть неутолимая и всегда распаляемая «любовь к Софии»; найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила бы свое существование. Предмет ее стремления находится за пределами ее обладания».

Курс философии в современных высших учебных заведе­ниях, в соответствии с государственными общеобразователь­ными стандартами, знакомит учащихся с двумя вариантами подхода к постижению основных философских вопросов: историко-культурным и предметно-системным. Ограниченность объема учебного курса, полифоничность и разнообразие пози­ций мыслителей разных эпох практически по всем рассматри­ваемым вопросам, отсутствие у студентов младших курсов не­обходимого опыта работы со специальной литературой, значительная доля времени, отводимая на самостоятельное знакомство с материалом, создают ощутимые трудности у сту­дентов нефилософских вузов.

Предлагаемое учебное пособие создавалось в надежде по­мочь учащимся овладеть базовыми знаниями по философии, выработать и закрепить необходимые навыки и умения работы с философским материалом. Опыт преподавания обновлен­ного курса философии в техническом вузе показал, что наи­большие сложности возникают при изучении историко-философских проблем. Их постижение требует привлечения серьезных исторических, культурологических и общефилософ­ских знаний. В учебниках по философии нового поколения данная часть программы представлена, как правило, сжато, концептуально, крайне лаконично.

В связи с этим авторский коллектив при подготовке мате­риала стремился полнее показать условия и причины форми­рования, развития и смены различных типов философствова­ния в истории человечества, познакомить с характерными для них школами, учениями, мыслителями. В материалах пособия

используются идеи дискуссионного характера, изложение ве­дется в различной тональности - от повествовательной до сю­жетной, привлекаются схемы и таблицы. В зависимости от разнообразия, доступности и сложности рекомендуемой лите­ратуры авторы отдельных глав сосредотачиваются либо на воспроизведении целостной исторической философско-культурной картины, свойственной для конкретного периода, либо на творчестве отдельных выдающихся представителей философской мысли этой эпохи.

В задачи учебного пособия входит привлечение внимания учащихся к философской проблематике, стимулирование са­мостоятельной работы студентов в ходе ее освоения, выработка способности к исторически конкретному восприятию интел­лектуальной среды той или иной научной идеи, расширение кругозора и развитие воображения будущих специалистов.

Глава I. Философская культура Древнего Востока

1. Что такое «Древний Восток»?

Географически «Древний Восток» подразделяется на: Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Сред­ний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония).

Хронологически «Древний Восток» определить сложно, по­скольку это понятие охватывает грандиозный временной про­межуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н. э. (образование государственности в Египте и Месопота­мии) до III в. н. э. (падение Ханьской династии в Китае).1

Древний Восток представляет собой сложный тип цивили­зации, для которого характерны следующие общие признаки:

- экономическим основанием является мелиоративное зем­леделие, при котором земля и вода находятся в собственности государства;

- централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией;

- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император);

- население находится в полной зависимости от государст­ва; большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах;

- человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока.

Из четырех основных очагов древневосточных цивилиза­ций - Египет, Двуречье, Индия и Китай - для истории фило­софии особый интерес представляют два последних.

1 Конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжени­ем на полуостров Индостан - 710 г. н. э.

2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии

Уже более ста лет длится дискуссия по Древнему Востоку, в ходе которой были высказаны две крайние точки зрения.

Первая: Индия и Китай не создали настоящей философии, не «доросли» до нее, поэтому применительно к ним следует говорить о предфилософии, или религиозно-философском мировоззрении. Вторая: Индия и Китай явили миру сверхфи­лософию, до которой Запад пока не поднялся.

Сосуществование противоположных взглядов на одно и то же явление можно объяснить тем, что в обоих случаях в каче­стве эталонной модели философии, «образца для подража­ния», берется западноевропейский вариант философствования. А индийская и китайская мысль, не укладывающиеся в это «прокрустово ложе», объявляются «предфилософией» или «сверхфилософией»... в зависимости от личностного отноше­ния исследователя к европейской философии.

Именно в силу несводимости китайского и индийского способа философствования к европейскому они были весьма произвольно объединены одним словом - «Восток» - и проти­вопоставлены «Западу». В действительности же следует гово­рить не о двух источниках, очагах мировой философской мыс­ли, а о трех: Запад, Индия и Китай. Между Индией и Китаем гораздо меньше сходства, нежели между Западом и Индией, связанных общей - индоевропейской - прародиной и языком. Индию же духовно породнил с Китаем буддизм, проникший туда только во II в. н. э.1

Многие современные историки философии называют ан­тичный Запад, Древнюю Индию и Древний Китай тремя очень разными, но равными по духу собеседниками.

Не менее сложным является вопрос о генезисе (происхож­дении) индийской и китайской философии, ее отношении к богатой образными понятиями мифологии.

Л.С. Васильев, автор фундаментальных трудов по происхо­ждению древнекитайской цивилизации, государства и миро­воззрения, 2 разработал общую схему перехода от мифологиче-

1 Данная мысль была высказана А.И. Кобзевым. Буддийские мотивы мы можем обнаружить и в арабо-мусульманской культуре, и в славян­ской («Повесть о царевиче Иоасафе»).

2 См. список рекомендуемой литературы в конце главы.

ского миросозерцания к философскому мышлению. Эта схема включает в себя четыре варианта перехода:

1) ветхозаветный;

2) индоарийский;

3) античный;

4) китайский.

Для ветхозаветного варианта происхождения философии характерно вытеснение множества мифологических божеств единым Богом-Абсолютом. Индоарийский (древнеиндийский) вариант перехода связан с совмещением мифологических бо­жеств с вполне рационально понимаемым Единым. Для ан­тичного варианта перехода характерно стремление к целост­ной рационалистической картине мира, где нет места Божественному произволу.1

А в Китае мифологическое сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китайские церемонии»). Философия же никогда не прерывала ту нить, которая связывает между собой предание и научную теорию, миф и логос. Китайская философия зарождается в мифе, не покидает его, как это про­исходит в античной Греции. «Живучесть» китайского мифа-предания заключается в том, что он оказался способным на протяжении столетий служить той необходимой канвой, худо­жественным и познавательным горизонтом, в котором проис­ходило становление китайской национальной психологии и философии. Вот почему китайская медицина и даже техника боевых искусств оказались насквозь пронизанными философ­скими понятиями, а философия - весьма натуралистическими образами и ассоциациями. (Например, философско-эстетичес­кая категория, которая встречается только в Китае - чистота).

Наличия развитой, проникнутой философическим духом мифологии все же недостаточно для генезиса философии. Фи­лософия становится философией, лишь выработав свой - от­личный как от мифа, так и от науки - способ и язык осмысле­ния действительности.

Начинается философия в Древнем Востоке как коммента­рий: в Китае - к «И-цзин» (Канон перемен); в Индии - к Ве­дам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность многосмысленности и

1 Античная философия начинается, во-первых, с сомнения в досто­верности как мифологического мировосприятия, так и свидетельств органов чувств, здравого смысла; во-вторых, с удивления, о котором так вдохновенно писал Аристотель.

многозначности толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысле­ния действительности и стимулировал формирование ориги­нального философского языка.

3. Философия Древней Индии

Этапы и источники древнеиндийской философии

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, зна­ние. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мирозда­ния. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.

- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в кото­рых описывается правильность совершения ритуалов и жерт­воприношений;

- араньяки - книги лесных отшельников;

- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упаниша­дами завершается первый этап индийской философии - веди­ческий.

Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,

йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.

Третий этап древнеиндийской философии связан с напи­санием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла на­стоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.

Рита

В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.

Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия (Маха Пралайя). Потом рождается новый Брахма и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса.

В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей от Золо­того века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаивать­ся не стоит: до завершения нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных лет!

Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном разви­тии мироздания.

Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небы­тии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную - к духовному, нравственному совершенству. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени

подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. При­менительно к отдельному человеку это выражается в требова­нии постоянного духовного самосовершенствования. Совер­шенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит разви­тие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.

Пракрити, Пуруша, Майя

Представления древних индусов об основах мироздания очень сложны и разнообразны. Тем не менее можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя.

Первоначально мир представляет собой нерасчлененное мате­риальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун».

Гуна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет.

Гуна раджас - деятельность, борьба, сила.

Гуна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак.

В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявлен­ного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия.

Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заме­нен философским, и " пуруша" стало означать индивидуализи­рованное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, не­сводимость к пракрити.

Истинное «лицо» практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он ка­жется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, боль-

ше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, майя.

Так впервые в истории философской мысли (задолго до И. Канта) была поставлена великая гносеологическая пробле­ма: различение сущности и иллюзорности, подлинного и не­подлинного бытия.

Атман, Манас

Первый акт познающего сознания должен состоять в признании ирреальности, неподлинности этого мира.

Наша общечеловеческая ошибка состоит в том, что мы приписываем этому миру независимое, реальное существова­ние. Это заблуждение (авидья), в которое нас вводит пракри­ти. Второй - в поиске истинного, подлинного бытия, т. е. Аб­солюта-Брахмы. Рационально определить Абсолют невоз­можно. Более того, на всякую такую попытку должен следовать один-единственный ответ: «Не то, не это». Неизбежно возни­кает вопрос: «А способны ли мы, люди, изначально ограни­ченные лишь пятью органами чувств и весьма поверхностным умом, познать такую сверхреальность, как Абсолют-Брахма? Вскрыть сущность мироздания?»

Индийская философия, как, впрочем, и все религиозно-философские системы Древнего мира, отвечает на это так: «Тот, кто познал себя, познал Бога». Существеннейшей чертой древнеиндийской философии является убежденность в тожде­ственности Бога и человеческой души, что нашло свое выра­жение в знаменитой «формуле»: Брахма есть Атман. Каждый из нас, согласно этому утверждению, является носителем и хранителем искры Бога Брахмы. Поэтому в принципе позна­ние Брахмы - сущности мира - возможно, но никогда полно­стью не произойдет. Человек же обязан стремиться к этому: только устремленному Брахма откроет одну из своих сторон. Как писал индийский мыслитель XIX в. Рамакришна - «Если кувшина воды достаточно, чтобы утолить мою жажду, зачем мне целое озеро?»

Каким путем происходит познание? В истории мировой фило­софии известны как минимум два типа познания. Первый -назовем его условно европейским: исследование внешнего предмета без учета психического состояния познающего субъ­екта. В древнеиндийской философии представлен второй тип познания: исследование того, что происходит в моем сознании в результате соприкосновения с миром предметов. Очевидно,

что для занятий такой философией нужны и особые психо­логические качества и способности. Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необ­ходимо:

- знать о различии между вечным и преходящим;

- быть отрешенным от всех мелких желаний, личных моти­вов и практических интересов;

- вести достойную человека нравственную и добродетель­ную жизнь;

- владеть техникой медитации.

Огромное внимание обращается на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - восхождение человече­ской души (Атмана) к Абсолюту-Брахме. Переживание мистиче­ского единства, слияние Части и Целого выступает в индийской философии как первый и главный метод познания (путь джнаны). 1

В течение многих веков техника медитации подробно изу­чалась в Индии. В основе индийской йоги лежит пневматиче­ская физиология, т. е. техника правильного (ритмического) дыхания. Восхождение Атмана к Богу-Брахме представлялось в виде движения психической энергии2, которая в сонном, свернутом состоянии пребывает в каждом человеке. Начало медитации совпадает с пробуждением этой энергии и последо­вательным прохождением ее по семи нервным центрам (чакрам), располагающимся вдоль спинного мозга человека. В стадии совершенства, называемой «самадхи» (транс, экстаз), ум человека полностью отвлекается от внешнего мира. Эта ступень характеризуется способностью человека осознавать свою сущность чистым сознанием и черпать радость и блажен­ство в состоянии единения с Абсолютом. Это состояние пре­одоления индивидуальности и выхода в над-индивидуальное или в бессознательное (личное и коллективное).

В индийской философии теория познания не просто тесно связана, но и, как правило, перетекает в психологию (учение о душе, сознании, человеческом «Я»). В индийской психологии различают два составных элемента души; первый, Атман (искра Брахмы), одинаков у всех людей, неуничтожим, вечен. Только благодаря наличию Атмы (Атман) для человека







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 632. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.029 сек.) русская версия | украинская версия