Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Расселение и численность древнейшего человечества





Современные представления в области антропогенеза можно сформулировать несколькими тезисами:

1. Несмотря на острые дискуссии и разнообразие точек зрения, древность наиболее ранних предков человека (австралопитеков) может быть определена в 4— млн.лет. Возраст останков питекантропов по находкам в Африке и Индонезии составляет до 2 млн.лет.

2. Вопрос о начале истории человечества тесно связан с решением проблемы австралопитеков. Если их включить в число гоминид (людей), то выше приведенная дата и является началом человеческой истории.

Если нет (как считают некоторые ученые), то начало истории может быть связано с возрастом наиболее древних находок —питекантропов, т.е. 2—, 5 млн. лет.

3. Чем больше накапливается находок ископаемого человека, тем очевиднее, что древнейшее человечество существовало во многих локальных формах, ряд которых, возможно, оказались тупиками эволюционного развития (см. Приложение № 1) и не принимали участия в формировании более поздних вариантов. Многолинейность эволюции ископаемых гоминид доказывается большинством специалистов с достаточной определенностью.

4. Проявление многолинейной эволюции не отменяет стабильного

— 20 —

принципа. Существование на протяжении многих тысячелетий форм, относящихся к разному уровню стабильного развития, может считаться сейчас доказанным в истории семейства гоминид.

5. Стадиальность и многолинейность эволюции нашли отражение в процессе формирования современного человека. После открытия неандертальских скелетов в Восточной Азии весь Старый Свет вошел в ареал человека неандертальского вида, что подтверждает существование неандертальской фазы в эволюции человека.

Приведенные тезисы —попытка суммировать главные тенденции в
развитии теории антропогенеза. Сложность и извилистость путей развития человека и общества оставляют нам все меньше права на противопоставление доистории и собственно истории.

Практически история начинается и выступает в многообразных локальных формах с появления первых австралопитеков. До периода земледельческого хозяйства со стойловым скотоводством, появления городов, зарождения письменности для обслуживания функционально усложнившихся форм общественной жизни, концентрации политической власти, т.е. тех признаков цивилизации, о которых говорилось выше, предшествовал путь длиной в несколько миллионов лет.

Этот путь включает в себя и этапы расселения человечества из областей предполагаемой прародины. Освоение ойкумены —это прежде всего взаимодействие людей с природной средой, познание природы и географической среды, особенно в ее экстремальных формах.

Неравномерность расселения была с самого начала человеческой истории его существенной характеристикой: ареал древнейшего человечества в палеолитическое время не являлся сплошным, он был, как принято говорить в биогеографии, кружевным.

Следует иметь в виду и то, что вопрос о прародине человечества далек от своего решения. Здесь принята точка зрения лишь на то, что все предполагаемые области прародины располагаются в тропическом или примыкающем к нему поясе. Очевидно, только эта территория была освоена человеком в нижнем палеолите, но освоена “черезполосно”, исключая районы высокогорий, безводных пространств, тропических лесов и т.д.

В эпоху среднего палеолита продолжалось освоение тропиков и субтропиков, вплоть до обживания высокогорья. География стоянок человека в этот период дает доказательства расселения человека по всей Африке и Евразии, за исключением, пока, районов Заполярья.

К верхнепалеолетическому времени стали осваиваться территории

Америки, Австралии и Заполярья.

— 21 —

Таким образом, к концу палеолетической эпохи вся суша на ее более или менее пригодных для жизни людей участках была освоена, границы ойкумены совпали с границами суши.

Последствия расселения человечества по всей суше планеты выявляются как в биологии человека, так и в сфере его культуры. Адаптация к географическим условиям привела к формированию различных типов людей, соответствующих ландшафтному или неоморфологическому поясу —арктическому, умеренному, континентальному, высокогорному и т.п.

Заселение новых районов сталкивало древнейших людей с новой для них охотничей добычей, стимулировало поиск иных, более совершенных способов охоты, расширяло ассортимент съедобных растений, знакомило с новыми каменными материалами и заставляло изобретать разные способы его обработки. Вопрос о времени возникновения локальных различий в культуре не решен наукой, но уже материальная культура среднего палеолита предстает перед нами в большом разнообразии форм и дает примеры отдельных памятников, не имеющих близких аналогий. Культурное разнообразие человечества в ходе заселения ойкумены стало более значительным, чем его биологическое разнообразие.

Значительный интерес представляет и проблема определения численности древнейших людей. Демографы пока не пришли к единому мнению.

Так, американский демограф Э.Диви определил численность нижнепалеолитического человечества в 125 тыс.человек (т.е. ок. 1 млн. лет до н.э.), но речь здесь идет лишь о территории Африки, ибо автор считал ее прародиной человека. К неандертальцам (ок. 300 тыс. лет до н.э.)

Э.Диви относит численность в 1 млн.чел. В верхнем палеолите (20— тыс. лет до н.э.), по его мнению, численность человечества составляла до 5 млн.человек —1 человек на 2, 5 кв.м.

Такой демографический потенциал был уже достаточен, чтобы обеспечить формирование цивилизации в узком смысле слова: концентрацию хозяйственной деятельности в определенных, четко ограниченных районах, возникновение поселений городского типа, отделение ремесла от земледелия, накопление информации. Следует отметить, что запас знаний, умение их хранить и передавать из поколения к поколению на протяжении

4 млн. лет сыграл важнейшую роль в освоении навыков производящего хозяйства и переходе к цивилизации.

Формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве и связанной, таким образом, с производством продуктов питания, явилось кардинальным рубежом в истории человечества. Еще в 30‑ х годах английский археолог Г.Чайлд предложил назвать переход человечества к земледелию и скотоводству неолитической революцией.

Переход к земледелию, основанному на культивировании высокопро-

— 22 —

дуктивных злаков, привел к устойчивости в обеспечении продуктами питания человеческие коллективы. С оседлым образом жизни и развитием специализированных производств улучшились бытовые условия. Хижины сменяются глинобитными и каркасными домами. В повседневную жизнь вошли орнаментированная глиняная посуда, украшения, косметика и др.

Не менее впечатляющими были достижения в интеллектуальной сфере.

Стихийная селекция, изменявшая сорта растений и породы животных, постепенно закреплялась в традиционно повторяемых приемах, аграрный же цикл требовал систематизации астрономических наблюдений. В результате эмпирически накапливались положительные знания.

В сфере художественного творчества широкое распространение получают прикладные искусства, особенно изготовление разнообразной декоративной керамики.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему, т.е. регулярному производству пищи, получивший наименование ге о литической революции, имел для истории человечества множество различных последствий. Среди них можно выделить два главных. Во-первых, новые условия оседлой и обеспеченной пищей жизни изменили весь образ жизни человека. Увеличилась рождаемость и выживаемость детей, что привело к резкому росту населения, усилению процесса миграции, активному освоению плодородных долин Ближнего Востока, Северной Африки, европейского Средиземноморья, Ирана, Средней Азии, Китая и Индии. При этом дочерние поселения, как правило, сохраняли выработанный стереотип существования, включая социально-семейную и общинно-родовую организацию, мифологию, ритуалы, производственные навыки, технологию и т.д. Со временем, конечно, все это подвергалось определенной трансформации и обогащалось новыми элементами культуры. Во-вторых, производственный потенциал земледельческого неолита оказался столь значительным, что

уже на ранних этапах существования земледельческих общин, особенно расположенных в плодородных речных долинах, появилась объективная возможность создания избыточного продукта, за счет которого можно было содержать освобожденных от производства людей, исполняющих различные административные функции.

Процесс генезиса социальных связей. Выделяясь из породившей его живой природы, человечество противопоставило природным инстинктам культуру, т.е. такую систему норм, символов и связей, которая стала заметно отличать людей от животных. Именно культура уже в самой ранней форме легла в основу общества, практически создала общество, как совокупность людей, основанную на общепринятой и обязательной систе-

— 23 —

ме норм. Но с чего же началась сама культура, т.е. нормативная система, отличная от биологической системы запретов?

Как утверждает известный французский антрополог К.Леви-Строс, первоосновой социокультурного начала была сексуальная реформа, запрет инцеста, что породило систему упорядоченных коммуникаций, основанную на принципе эквивалентного взаимообмена. Обмен женщинами, ограничивший беспорядочное половое общение в рамках первобытного стада и породивший ранние формы фиксированных брачных связей, способствовал установлению нормативного родства, в связи с чем были определены старшинство поколений, брачные классы и в конечном счете основанные на этом родовые и родоплеменные общности. Фундаментальный принцип эквивалентного обмена —дара стал затем основой основ существования всех ранних обществ. Обмен словами и знаками-символами способствовал становлению определенных норм общения, обмен пищей и предметами обихода вел к укреплению социальных связей, без чего общество не сумело бы выжить.

Первобытный коллектив был обычно невелик: от 20 до 50 человек.

Каждая группа имела свою территорию обитания. Система добычи, распределения и потребления пищи была основана на строгой уравнительности, но с учетом долевых функций между мужчинами и женщинами, старшими и младшими. Каждый член группы, вне зависимости от его личного вклада, имел право на долю коллективного продукта уже в силу своего членства в ней. Но если потребление в группе было коллективное, то добыча чаще всего была индивидуальной. Те, кто приносил больше других, приобретали престиж и авторитет, именно из их числа выделялись лидеры.

Экономический аспект генерального принципа системы эквивалентного обмена, основанный на уравнительности, антропологи обозначили термином “реципрокность” (от лат. —двигать туда-сюда, возвращать обратно). Первоначальная суть реципрокного взаимообмена сводилась к тому, что каждый вносил в общий котел сколько мог и черпал из него сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий. Включение престижных амбиций способных и удачливых индивидов вело, с одной стороны, к принципу меритократии, т.е. выдвижения способных и честолюбивых, претендующих на престиж и авторитет, которые со временем все более явственно выделялись над средним уровнем и соответственно обретали привилегии, а с другой —к увеличению общей массы потребляемой пищи, к созданию за счет усилий амбициозных и удачливых относительной избыточности продукта.

Таким образом, лидеры обменивали материальный достаток на престиж, престиж сопровождался некоторыми привилегиями, и все это опира-

— 24 —

лось на признанный и почитаемый принцип меритократии. Оставался лишь один шаг до социального неравенства.

Переход к оседлости вызвал к жизни устойчивые семейно-клановые сообщества людей. Главой такого сообщества обычно являлся оцец-патриарх, имевший одну или несколько жен, проживавший со своими- детьми и иными родственниками в рамках единого домохозяйства. На территории каждая женщина с ее детьми имела, как правило, свою хижину, отдельные хижины были для мужчин. Тут же располагались хозяйственные постройки. Внутренние связи в семейной группе были значительно жетче.Соединенные не по собственной воле, а по случайности рождения строгими нормами брачно-родственных уз, члены таких групп не были собранием равных. Пол, возраст, место в группе и др. стали фиксировать определенный статус каждого. Следствием было возникновение неравенства, выражавшегося обычно в системе социальных и возрастных рангов.

Итак, неравенство в его простейшей модификации —ранговое; суть его в том, что в рамках данной общности четко фиксировалось ограниченное количество позиций высокого статуса, значительно большее —среднего и практически неограниченное —низшего. Низшие ранги имели члены семейно-клановой группы: люди женатые, но не имевшие собственного самостоятельного хозяйства; прошедшие через обряд инициации юноши и девушки, считавшиеся взрослыми; дети и подростки. На самом низу —прибившиеся к коллективу чужаки. Глава семейной группы в качестве социального лица имел на этом фоне более высокий ранг, соответствовавший его реальному статусу лидера группы и распределителя благ.

Своим положением отец-патриарх обязан не случайности выбора, а случайности рождения или обстоятельств. Это своего рода пожизненный статус, независимый от воли, настроений и пожеланий группы. Функции его схожи с лидером локальной группы: определение характера деятельности для всех, забота о благосостоянии семьи, принятие решения в конфликтных ситуациях и т.п. Но есть и новые функции иного характера. Во-первых, к числу основных достоинств патриарха относятся не столько качества умелого и ловкого добытчика, сколько опыт знающего администратора и организатора, умеющего предвидеть ход событий и планировать дела, принимать нужные решения, связанные с жизнедеятельностью коллектива. Во-вторых, иной характер принимает борьба за достижение и постоянную реабилитацию престижа, который в социальной системе земледельцев-общинников продолжает занимать центральное место. Но если в рамках семьи авторитет главы незыблем, то в рамках общинного поселения это проблема. И вот здесь-то и проявляется в наибольшей степени неравенство. Хотя глава семейной группы еще не собственник имущества, ко-

— 25 —

торое считается коллективным, но благодаря положению старшего он приобретает права распорядителя. Именно от его авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса. Он же определяет, как распорядиться излишками, использование которых связано с взаимоотношениями в общине. Семейная ячейка будучи частью общины, занимает в ней определенное место, которое зависит как от объективных, так и субъективных причин. Земли и угодья на раннем этапе существования общины распределялись по справедливости или по жребию. Но субъективные факторы —одни семьи многочисленнее и работоспособнее, некоторые отцы-патриархи умнее и опытнее —сказываются на результатах. Одни семьи зажиточнее, сильнее, другие —слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их семьи становятся еще малочисленнее, ибо на их долю достается меньше женщин, следовательно, меньше и потомство. Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами. Оно не в том, что одни голодны, а другие сыты, община страхует через механизм реципрокного обмена. Но в общине есть несколько высших престижных должностей (старейшина, члены совета и др.), обладание которыми повышает ранг, повышает авторитет и даже предоставляет некоторые привилегии. Чтобы занять высокие ранги, претенденты из глав семейных групп должны либо продемонстрировать высокие личные достоинства, либо посредством щедрых раздач излишков продуктов приобрести престиж. Но если в локальной группе претендент отдавал добытое им самим, то в этом случае —то, что добыто всей семьей, опираясь на свое право распоряжаться имуществом своей семьи, т.е. древняя практика реципрокного обмена в этом пункте оттесняется специфической системой перераспределения, получившей название редистрибуции.

Согласно формулировке американского антрополога М.Фрида, редистрибуция как важнейший политэкономический принцип возникает с того момента, когда средства коллектива, его избыточный продукт оказываются в распоряжении главы группы. А посредством щедрых демонстративных раздач глава удачливой семьи повышает свой престиж и занимает более высокое положение в общине.

“Дарение возвышает, принятие дара принижает”, —этот вывод обосновал французский антрополог М.Мосс. Практическое его применение известно и в древней, и в новой истории. Применительно к первобытности этот принцип проявил себя в форме института потлача, изученного учеными на примере американских индейцев. Суть потлача сводилась к тому, что соперничавшие главы коллективов стремились раздать, потребить, а то и просто уничтожить (но обязательно в присутствии соперника) как можно больше продуктов и имущества. Преуспевший в этом считался побе-

— 26 —

дителем, его престиж резко возрастал.

Главы общин, общинных советов, их члены обычно избирались при соблюдении определенных демократических процедур: личные достоинства, социальный ранг, престиж, достигнутый щедрыми раздачами, —все играло свою роль. Но мало было добиться должности, нужно было постоянно подтверждать право ее занимать. А это связано было с необходимостью постоянных реципрокных раздач. Скуповатый старейшина не мог рассчитывать удержаться у власти, а иногда вместе с нею терял и жизнь.

К функциям общинного лидера-администратора относились регулярное перераспределение участков пахотной земли между численно менявшимися семьями, обеспечение справедливого пользования общинными ресурсами и угодьями, ритуальные акции и др. На лидера возлагалась и функция верховного редистрибутора, т.е. распределителя как коллективного достояния общины, так и ее избыточного продукта.

За свою непростую и необходимую для нормального существования работу старейшина получал от глав семейных групп подарки, сначала необязательные, а затем регулярные. Со временем лидер превращался в глазах коллектива уже не в просто распорядителя, но в “хозяина”, раздававшего имущество от своего имени и имевшего за это право на налог, которым волен распоряжаться. Итак, вставший над общиной старейшина приобретает над нею определенную власть. Классическая формула М.Вебера определяет

власть —как возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при согласии их. К власти стремились все, кто был готов к этому, несмотря на то, что это дорого стоило обладателю.

Функционируя в данной этнической общности и имея тесные обменные, ритуальные, брачно-семейные и другие связи с соседними общинами, каждая из них имела замкнутый характер.

Надобщинные структуры появляются при наличии ряда необходимых условий. Во-первых, важнейшим фактором была оптимальная экологическая среда. Такого рода экологический оптимизм лучше всего проявил себя в долинах великих рек, расположенных в теплом и мягком климате, с плодородными почвами. Во-вторых, достигнутый обществом определенный уровень производства, включая рациональное использование ресурсов, регулярный обмен с соседями, кооперацию труда и, как следствие всего этого, избыточный продукт. В‑ третьих, необходимый демографический оптимизм, т.е. определенная плотность населения. Там, где плотность наибольшая, она становится ареной ожесточенного соперничества лидеров общины более или менее мирными средствами. Соперничество лидеров опиралось на экономику общины с ее реципрокными раздачами и централизованной редистри-

— 27 —

буцией. Отдавая, лидер получал; получая, стремился ко все большему, для чего нужно опять-таки много отдать. В связи с этим лидер постоянно стремился к максимизации экономической функции своего коллектива, чтобы на заключительной стадии унизить соперника щедрой раздачей, а при необходимости использовать и военную силу.

Таким образом, слабые соперники подчинялись сильному, богатому, щедрому, в результате чего создавалась благоприятная ситуация для возникновения надобщинной политической структуры, протогосударства.

Первичное протогосударство, вождество (англ.- чифдом) —это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселению городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. В функцию вождя входило создание эффективной системы администрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. Наряду с этим на передний план выходит и военная функция протогосударства, стремящегося с помощью войны присоединить к себе более слабого соседа и создать укрупненную систему протогосударства.

Укрупненная система мелких протогосударств —это сложное составное протогосударство, имеющее иерархическую внутреннюю структуру и знакомое с определенным количеством оторванных от сельскохозяйственного производства групп администраторов, воинов, жрецов и обслуживающего верхи персонала. Глава протогосударства часто одновременно был и высшим жрецом. Это связано с тем, что добившийся власти лидер стремился закрепить эту власть за собой пожизненно. И институт секрализации власти способствует этому. Вождь выступает как носитель божественного избрания, как могущественный посредник между миром живых и сверхестественными силами.

Обладание сакральной благодатью постепенно превращалось в свойство причастных к власти и их близких родственников. Это своего рода мировоззренческая революция сыграла огромную роль в дальнейшем развитии ранних обществ. Власть становилась все более пожизненным правом, а выборы нового вождя редким явлением. В новых условиях несколько изменился и принцип меритократии. Во-первых, потому, что сложность и многофункциональность власти требовала особой подготовки, едва ли не сызмальства. Во-вторых, к этой подготовке были ближе родственники вождя, обладающие, к тому же, и сакральной благодатью. Вопрос теперь был в том, кто именно из близких родственников имел наибольший шанс.

В то же время ожесточенное соперничество требовало упорядочения порядка наследования, что вызвало к жизни принцип конического клана с неравенством линий. В многочисленном клане правителя стала выделять-

— 28 —

ся одна главная линия, шедшая от отца к одному из сыновей, обычно старшему, тогда как все остальные стали восприниматься как боковые.Главным критерием социального старшинства в иерархически организованном коническом клане стало считаться генеалогическое удаление от основной линии. Власть вождя, таким образом, становилась наследственной в его семье, что сыграло огромную роль в стабилизации структуры. Вчерашний выборный вождь превращался в субъекта сакрализованной власти и высшей собственности, в священное “связующее единство”укрепляющегося коллектива.

Таким образом, протогосударство (чифдом, вождество, племенное

протогосударство) —это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, но ей присущи и другие функции: военная, судебно-посредническая, интегрирующая и др.

В рамках этой переходной по политическому типу политической структуры вождь начинает становиться над обществом. Описанный процесс генезиса пред- и протогосударственных институтов, с бесчисленными вариациями и модификациями, можно считать универсальным.

Раннее государство. Обычное протогосударство было густо опутано системой родственных клановых связей. С течением времени они оказывались свойством немногих, лишь близких по степени родства к правителю. Степень близости к клану правителя и был главным критерием знатности, избранности, аристократизма. Верхи все более комплектуются из числа наследственных аристократов и причастных к власти должностных лиц.

Они образовывали своего рода потомственный слой людей, занятых в сфере управления и включенных в систему социально-имущественных привилегий.

Такого рода социальная поляризация общества на причастные к аппарату власти привилегированные слои и производителей, прежде всего общинных крестьян, резко меняла традиционную систему редистрибуции: если прежде избыточный продукт лишь распределялся по воле причастного к власти и служил способом обретения им дополнительного престижа, то в новых условиях этот продукт превратился в средство содержания тех, кто встал над обществом, обслуживал верхи, управлял хозяйством. Крестьянепроизводители оказались исключенными как из системы генеалогического родства, так и из сферы редистрибуции. Этот углубляющийся разрыв между верхами и низами означал, что на смену протогосударству шла более развитая и отличная от него административно-политическая структура —

— 29 —

раннее государство. Расширяясь и включая в свой состав сотни тысяч людей, раннее государство оказывалось перед необходимостью усложнять административное управление, следствием чего был рост иерархической структуры должностных лиц, прав, привилегий.

Иерархическая лестница управления оказывалась по меньшей мере трехступенчатой: высший общегосударственный, средний региональный и местный. На высшем уровне фиксируется заметная специализация административной деятельности —военачальники, жрецы, главы канцелярий или ремесленных служб, казначеи, управители дворцовых или храмовых служб, домашних покоев правителя и т.п. В этой системе во главе многих подразделений ставились аристократы или родственники правителя, хотя использовались и способные люди внеклановой принадлежности.

На региональном уровне специализация была проще, многие функции совмещались. Тем более это характерно для местного уровня, где на главу общины падала львиная доля всех административных забот о благосостоянии коллектива, о своевременных выплатах ренты-налога в казну и организация общественных работ. Последний момент важен тем, что в рамках именно раннего государства возникает феномен урбанизации, т.е. монументального городского строительства, сооружения дворцов и храмов, пирамид, каналов, дамб и т.п. Урбанизация стоит дорого, так что не случайно именно с нее начинается отсчет цивилизации. Возводились все монументальные сооружения за счет труда крестьян-общинников, привлекавшихся поочередно к общественным работам в свободное от сельскохозяйственных работ время. В эти дни они находились на полном государственном обеспечении, получая для работ казенные средства труда. Общественные работы не считались подневольными, а рассматривались как имеющие для всех людей важный ритуальный смысл.

Этап раннего государства обычно совпадал с серьезными изменениями в религиозно-идеологической сфере, когда практика сакрализации вождя нередко достигала своего апогея: он объявлялся сыном бога или живым божеством, а вся система богов, имевших внушительные монументальные храмы в их честь, способствовала укреплению в умах населения представление о могуществе божественных сил и тем самым обеспечивала вождям необходимый духовно-идеологический комфорт.

Тенденция к росту была характерна и для престижного потребления верхов, реализовывавшегося обычно в строгом соответствии со степенью знатности, рангом, титулом, должностью и выражалась в преобладании изысканных одежд, лучшей пищи, богатом доме и гробнице. Престижное потребление росло за счет редистрибуции избыточного продукта, когда правитель щедрой рукой раздавал от зерна до драгоценностей при-

— 30 —

ближенным в обмен за преданность и беспрекословное подчинение. Кроме того, удачливые правители за счет активного захвата соседей уже от своего имени раздавали им участки земли, иногда и целые провинции для управления и получения части дохода.

В руках чиновников рангом ниже, не имеющих ни удела, ни штата слуг, также концентрировались немалые средства, распоряжение которыми входило в их служебные обязанности. Каждый из них имел определенную возможность выйти за пределы строгого выполнения должностных обязанностей с тем, чтобы позаботиться об улучшении собственного материального положения. В результате на надобщинном уровне возникает некое количество излишков материального производства, которые пускаются в частнотоварный оборот. Возникают товарные рынки и как прямое следствие этого — деньги - всеобщий эквивалент.

Таким образом, раннее государство —это многоступенчатая иерархическая политическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной и административной. Главными функциями такого государства является централизованное управление крупным территориально-административным комплексом с этнически гетерогенным населением, расширение пределов своего государства за счет военных захватов, а также обеспечение жизнеспособности общества, престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с производителей, даже с зависимых соседей. На этой стадии закладываются основы частнособственнических отношений, связанных с товарноденежным хозяйством и рынком рабочей силы.

Раннее государство “врастает”в развитое постепенно, хотя не каждому это удается. Принципиальные отличия развитой политической структуры от ранней сводятся к появлению двух новых институтов —системы принуждения и институциализированного закона, а также развитие частнособственнических отношений.

Представленная социологическая модель своего рода путеводитель в хитросплетении тех многочисленных дорог, которые вели человечество от ранних социальных структур к развитым, от локальной группы и общины к государству. Реальная действительность человеческой истории многообразна. Но при всем ее неохватном многообразии —от древнего Двуречья до Америки, от высоких культур Индии и Китая до Африки —генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы. Но типологическое сходство лишь скелет того или иного общества. Конкретный же облик зависит главным образом от его цивилизационных и религиозно-культурных параметров. Но если неевропейские, так называемые традиции-цивилизации, от Ближневосточной до Американской доколумбовой, различались весьма

— 31 —

заметно, но сходились в основном: все их системы идей и институтов обслуживали властные структуры, где частнособственнические отношения были не главными, то античная цивилизация была принципиально другой. На основе привычной протогосударственной структуры в гомеровской

Греции произошла революционная трансформация (социальная мутация), вызвавшая к жизни уникальную античную структуру, которая и легла в основу развития европейской христианской цивилизации.

Если в восточном типе цивилизации власть и собственность оказались неразделимы, т.е. функции собственника здесь были опосредованы причастностью к власти, к должности. священное право верхов на избыточный продукт производителей являлось социально-экономической основой власти-собственности государства и государя. Рынок и собственники здесь находились в подконтрольном правящей администрации состоянии.

То в античной системе рыночно-частнособственнеческих отношений в экономике главенствует рынок, господствует частная собственность, и все правовые нормы направлены на обеспечение наибольшего благоприятствования рынку и собственнику, общество здесь стояло над служившим ему государством.

Попробуем проследить обзорно специфику исторического процесса на конкретных примерах ранних очагов урбанистической цивилизации в ее шумеро-вавилонском варианте, сопоставив между собой региональные очаги цивилизации Востока, и дать динамику исторического процесса на примере древней Греции и Рима.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 762. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия