Древнеримская цивилизация
Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в исторической науке. Такие известные ученые, как О.Шпенглер и А.Тойнби, выделяя античную цивилизацию как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считая, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способность к духовному творчеству сходит на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности и техники. Другие исследователи (Утченко С.Л.), напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, базирующуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине. К таким особенностям относятся установление демократической формы правле- — 49 — ния в результате победы плебеев над патрициями и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм —представление от особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей инстанции, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен обладать стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и утвержденному народным собранием закону в мирное время, чтить боговпокровителей своих семей, общин и Рима. Когда в Риме стало распространяться рабство, в мировоззрении римлян начало играть большую роль противопоставление между рабом и свободным, для которого считалось позорным быть заподозренным в “рабских пороках”(ложь, нечестность, лесть) или в “рабских занятиях”, включавших не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, признавались только политика, война, земледелие, разработка права, историография. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с нею. В свою очередь и Рим, подчинив в себе страны эллинистической культуры, оказывал на них значительное влияние. Так формировался синтез греческой и римской культур. Ранний Рим. Успехи археологии и лингвистики позволили углубить знания об истории и культуре архаического Рима. Ряд преданий древних авторов, также имели реальную историческую почву. Так одно из них гласит что после гибели Трои в Италию пришел герой Эней, он победил племена италиков, женился на дочери царя Латина, а его потомки Ромул и Рем основали Рим. Немалое влияние на становление Рима оказали этруски. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, они усваивали культуру различных регионов, при этом имея свою уникальную. У этрусков римляне заимствовали архитектуру храмов с облицовкой, ремесленную технику, практику строительства городов, тайные науки жрецов, гадавших на печени животных, и даже обычай отмечать победу праздником —триумфом. В Этрурию посылали учиться юношей из знатных семей. Но этрусское влияние не было единственным. В УШ-У1 вв. до Р.Х. города Италии были связаны со многими центрами Греции. По преданию, — 50 — когда римляне в середине У в. до Р.Х. впервые зафиксировали свое право (законы ХП таблиц), они посылали комиссию в Грецию для ознакомления с опытом греков. Наиболее подробно сохранился миф об основании Рима. По одной из версий близнецы Ромул и Рем по приказу царя Амулия были положены в корзину и брошены в Тибр. Младенцы были найдены и вскормлены волчицей. Воспитанные пастухом Фаустулом, они узнали о своем происхождении и вместе с пастушечьими племенами, в том месте, где были найдены основали город Рим. Поссорившись с Ремом Ромул убил брата и стал первым царем. После конфликта с соседней общиной, он короткое время правил совместно с сабинским царкм Титом Тацием. После его смерти Ромул правил единолично, но неожиданно исчез через 37 лет правления. Под именем Квирина его причислили к богам. Традиция приписывает Ромулу и важнейшие установления в римской жизни: деление народа на три трибы, 30 курий и каждой курии на 10 родов с обязанностью поставлять воинов в легион, насчитывающий 3 тыс. пехотинцев и 300 всадников; учреждение сената, введение законов и др. В какой мере в истории Ромула отразилась реальная история, однозначно ответить невозможно. Строй жизни архаического Рима был прост. Во главе стоял выборный царь, совмещавший функции верховного жреца, всеначальника и судьи, при котором стоял сенат. Важнейшие дела, в том числе и выборы царя, решало народное собрание. Основной социально-экономической ячейкой становилась фамилия —совокупность находящихся под властью отца имущества и людей: жен, сыновей, внуков с их женами, незамужних дочерей, рабов.Отец имел право на жизнь и смерть членов фамилии, мог их продать, кроме жены, распоряжаться их трудом. Только отец мог вступать в договорные отношения. Он же был и верховным жрецом фамильного культа Ларов —хранителей дома, усадьбы, земли. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились юридически полноправными главами фамилий. Согласно традиции, Ромул раздал главам фамилий по два югера (0, 5 га) земли. На общественной земле каждый мог занять участок и, начав его возделывать, становился его владельцем. Если не возделывал, земля возвращалась в общий фонд и ее мог занять любой другой гражданин. Это правило действовало на всем протяжении римской истории. В У1 в. до Р.Х. наиболее яркой фигурой из римских царей был Сервий Туллий, почитавшийся как великий реформатор и благодатель народа. Ему приписывается введение ценза и организация территориальных триб. Ценз делил граждан на имущественные классы, образовавшие войско и народное собрание (центуриатные комиции). 18 центурий составляли всадники, наиболее состоятельные, 80 —люди, которые могли купить тяжелое — 51 — вооружение, затем 90 центурий из 4 имущественных классов, являвшихся на войну легковооруженными. К ним добавлялось по 2 центурия трубачей и ремесленников. Последней была центурия неимущих “пролетариев”. В народном собрании каждая центурия имела один голос, решение принималось, когда за него высказывалось большинство центурий. Ценз имел целью обеспечить, говоря словами Аристотеля, “геометрическое”или “пропорциональное”равенство: “сумма”прав граждан должна была равняться “сумме”их обязанностей. Чем гражданин был знатнее и богаче, тем больше он был обязан затрачивать средств на общую пользу. Сами римляне оценивали реформу Сервия Туллия как демократическую, ибо она давала возможность выдвинуться и человеку неродовитому, талантом и трудом нажившему состояние. Реформа ослабила влияние родовой знати. Этому способствовало и разделение территории Рима не по родам, а по местности: Рим был поделен на 4 городские и 16 сельских триб. По мере завоеваний число триб возросло до 35. Деятельность Сервия Туллия вызвала ненависть отцов-сенаторов, организовав заговор они убили реформатора. Но его зять и преемник Тарквиний продолжил политику, однако в 510 г. до Р.Х. он был изгнан восставшими римлянами под предводительством Юния Брута “ревнителями свободы”и монархия была заменена аристократической республикой. Свержение монархии было торжеством патрициев. Только из патрициев избирались консулы, имевшие высшую власть в течение года, их помощники —преторы и квесторы. Только патриции могли быть жрецами, знавшими, какие дни календаря считаются пригодными для созыва народного собрания; только они знали казуистику судопроизводства. Политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение. Они занимали большие части общественной земли. Но этот процесс сопровождался острой политической борьбой. Когда в 494 г. до Р.Х. началась война Рима с латинскими общинами, плебеи отказались воевать и удалились на Священную гору (первая сецессия плебеев) и вернулись лишь тогда, когда получили право избрать своих защитников —народных трибунов. Народные трибуны получили право налагать вето на распоряжения магистратов (за исключением диктатора), созывать плебеев на собрания, защищать от несправедливости любого, укрывавшегося в их доме. Личность трибуна считалась неприкосновенной, покусившийся на народного трибуна предавался проклятию и каждый мог его убить. Примирение патрициев и плебеев способствовало победе над латинами. Но плебеи не остановились на достигнутом, они требовали писаных законов. Им удалось добиться избрания комиссии децимвиров и вынести на одобрение народного собрания “Законы ХП таблиц”. По этим законам подтверждалось долговое право, но в пользу клиентов была введена — 52 — статья, предававшая проклятию патрона, обманувшего клиента. Запрещено было предоставлять кому-либо личные привилегии, что утверждало равенство граждан перед законом. По специальному закону территория римской общины должна была оставаться только под ее контролем. Запрещалось передавать землю храмам. Законы подтверждали право граждан занимать заброшенный участок, владельцем которого они становились после двухлетнего пользования. Правило это не распространялось на не граждан Рима. Наследство обычно переходило к сыновьям, ближайшим родственникам по мужской линии. Если же человек хотел составить завещание и лишить сына наследства, оно должно быть утверждено народным собранием. Во все века в Риме считалось, что гражданин для общей пользы должен добросовестно обрабатывать свою землю, обеспечить детей, дать дочерям приданое, чтобы они вступили в брак и рождали новых граждан для блага общества. “Законы ХП таблиц”запретили браки между патрициями и плебеями, но в ходе новой сецессии плебса, эта статья была отменена. Чтобы ослабить борьбу плебса Рим стал основывать на завоеванных землях колонии и раздавать там участки плебеям. Колонии подчинялись законам римского права, но жители могли получить гражданство лишь переселившись в Рим. Успешные войны утвердили власть Рима во всей Лации и юге Этрурии. Хотя кельтские племена галлов в 390 г. до Р.Х. взяли город (и лишь гарнизон Капитолия под командой Манлия держался семь месяцев и не уступил), римляне отделались выкупом и продолжали укреплять могущество своей державы. К концу 1У в. до Р.Х. Риму в Италии принадлежала территория в 20 тыс. кв.км, что позволяло основывать все больше колоний и увеличивать армию крестьян, готовых воевать за новые земли. Боеспособность римской армии выдержала проверку и в войне с царем Эпира Пирром. В последующие годы римляне захватили все города Великой Греции. Окончательно были покорены самниты и этруски. Рим стал бесспорным главой федерации италийских городов. В самом Риме все более побеждал плебс. В 326 г. законом Петелия и Папирия были запрещены порабощение граждан и долговая кабала. Неоплатный должник отвечал своим имуществом, личность его оставалась неприкосновенной. Было запрещено также подвергать римских граждан пыткам и телесным наказаниям. По закону Публия Филона решения, принятые собраниями плебса (плебисциты), получали силу закона. По плебисциту Огульниев (300 г.) плебеям открывался доступ в жреческие коллегии, становилась выборной и должность главы коллегии —великого понтифика. В результате побед плебса Рим к началу Ш в. до Р.Х. превратился в гражданскую общину. О сновными чертами римской гражданской общины были — 53 — сочетание коллективного и частного землевладения при наличии верховной собственности общины; связь понятий “гражданин”, “воин”, “земледелец”; равенство политических и юридических прав граждан; власть народного собрания во всех важнейших вопросах; соблюдение “геометрического равенства”—труд каждого на общую пользу, понимаемую и как польза каждого гражданина. Все это ускорило превращение иноплеменников в рабов. Рабы были распределены по отдельным фамилиям. Армия, состоявшая из граждан, служила лишь для подавления сопротивления из вне; не было полиции и прокуратуры, ибо привлечение к суду гражданина было частным делом истца. Наказания, предусмотренные “Законами ХП таблиц”, постепенно заменялись штрафами или изгнанием. Большую роль в жизни римской гражданской общины играла религия. Она требовала соблюдения установленных обрядов, чтобы ни одно дело не начиналось без испрашивания воли богов. Каждый гражданин был обязан участвовать в обрядах своей религии, соседской общины и общины гражданской.
|